Мансуровский переулок – одна из нитей, что связывает Пречистенку с Остоженкой. Обе эти улицы удивительны, и сколько бы раз ты ни попадал на одну из них, обязательно найдешь здесь что-то новое, чего не замечал в прошлые приезды. Целая коллекция статей у меня накопилась об этом потрясающем районе Старой Москвы, и еще не раз я приступлю к рассказам о нем.
Не менее удивительны и переулки, эти улицы соединяющие.
И вот о двух зданиях Мансуровского переулка, названного в честь княжны Аграфены Ивановны Трубецкой, в замужестве Мансуровой, я расскажу в сегодняшней и завтрашней заметках. Начну же историей про…
…Доходный дом Петра Лоськова
Он необычен, как гость из сказки. Как волшебный средневековый замок с угловыми башнями и галереями. И выстроили его не для барона или принца крови, а для разбогатевшего крестьянина Петра Васильевича Лоськова. Были в начале двадцатого века некоторые законы, позволявшие крестьянам заниматься свободной торговлей, не вступая в гильдейское купечество. Ими наш герой и воспользовался, сколотив весьма приличное состояние, на которое и выстроил этот сказочный замок в полусотне метров от Остоженки.
- Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца! То, что текст дочитали до конца, поставили лайк и прокомментировали, показывает алгоритмам Дзена, что статья интересна и ее стоит предлагать читателям. Закрытая на середине страница ничего кроме вреда автору не приносит.
В середине девятнадцатого века на этом самом месте стоял деревянный дом, которым Петр Васильевич владел с 1870 года. Примечателен он был тем, что в нем некоторое время снимала квартиру Мария Александровна Ульянова. И у нее, вернувшись из-за границы, остановился ее противоречиво знаменитый сын Владимир Ильич.
«…Когда я поехал за границу, я имел при себе чемодан, которого теперь у меня нет, и где я его оставил, не помню... По возвращении из-за границы я прямо проехал к матери в Москву: Пречистенка, Мансуровский переулок, дом Лоськова (ее тогдашний адрес), а оттуда в 20-х числах сентября приехал в Санкт-Петербург и поселился в Таировом переулке, дом № 44/6, квартира № 30. Вещи на квартиру я перевез с вокзала…»
(Из протокола жандармского допроса Владимира Ильича Ульянова-Ленина 24 декабря 1895 года)
В 1905 году Лоськов решил деревянный особняк сломать, а на его месте выстроить доходный дом. Архитектором, создавшим его проект, был Александр Устинович Зеленко. Зодчий не из самых известных в Москве, но, тем не менее, автор целого ряда замечательных построек, о некоторых из которых я обязательно расскажу в будущем. К слову сказать, Александр Устинович был соавтором Федора Осиповича Шехтеля в создании павильонов для выставки в Глазго 1900 года.
Даром что крестьянин, Лоськов заказал такой дом, мимо которого просто так не пройти. Дом, который привлечет внимание и…
…В котором обязательно захочется снять квартиру
И проект вышел гениальным. В стиле северного модерна, похожий на маленький рыцарский замок с донжоном, с виду больше особняк, чем доходник. Рустованный под дикий камень низ и оштукатуренный верх. Узкие окошки-бойницы и сторожевые башни по углам. Четыре квартиры по восемь комнат каждая, да еще и со всеми удобствами – с электричеством, центральным отоплением, водопроводом и канализацией.
(7 фото)
Как таковых украшений на здании был минимум, да оно и не требует отдельных украшений, само украшая своим обликом весь переулок.
Изначально дом окружал невысокий забор с узорчатой кованой оградой. В советские времена он был утрачен, но при реставрации его восстановили.
Постояльцы в доме оказались ему под стать. Одним из них стал русский, а затем и советский военачальник Алексей Алексеевич Брусилов, генерал от кавалерии, в 1917 году Верховный главнокомандующий Русской армии, а в 1923-м уже главный инспектор кавалерии Рабоче-крестьянской Красной армии. Что, к слову сказать, не мешало ему продолжать подчеркивать свои православные убеждения… при этом активно практикуя оккультизм. Одним словом, личность противоречивая, но яркая.
Впрочем, жизнь в этом доме стоила Брусилову здоровья. При обстреле штаба МВО из тяжелых орудий, один снаряд попал в здание, и его осколок ранил офицера в ногу.
Также здесь жил купец, потомственный почетный гражданин, член Русского фотографического общества и инженер сетей водоснабжения Христиан Христианович Леденцов, в советские годы трудившийся инженером технического аппарата ВСНХ.
Дом продолжал быть жилым и после революции. И тогда в нем поселилась художник-модельер и художник театрального костюма Надежда Петровна Ламанова. Еще до революции она владела в Москве розничным магазином модных галантерейных товаров на Большой Дмитровке и даже имела титул Поставщицы Ея Императорского Величества. А по прошествии времени и после смены власти в России по сути стояла у истоков создания советской моды.
В советские годы дом перестроили, многое в его внешнем виде было утрачено. Однако в 2012-2013 году здание отреставрировали, вернув ему изначальный облик.
(7 фото)
Заново придали дому его причудливый экстерьер с башней-донжоном, восстановили исторические оконные проемы, козырек над чердачными окнами и уникальную дымовую трубу с шатром.
Последние десятилетия в здании располагается посольство Сирии. Которое, кстати, не выезжало из него и во время той реставрации.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!