Найти в Дзене
В мире хороших книг

Болеслав Прус «Фараон». Возможно ли победить жрецов в борьбе за власть?

Роман «Фараон» польского писателя Болеслава Пруса был написан почти 130 лет назад, в 1896 году, в период небывалого интереса к истории Древнего мира. Произведение относят к исторической литературе, несмотря на то, что Рамзес XIII, главный герой, является вымышленным лицом. В данном случае реальное существование упомянутого фараона не так уж и важно, на его месте мог бы оказаться любой другой правитель Египта. И, думается мне, таких несчастных воплощений бога Амона-Ра на земле было немало, но от них не осталось даже гробниц, только имена. Историческим роман делают культура и быт людей, изображенные максимально точно для времени написания произведения. И не надо соревноваться в выявлении фактических ошибок в романе, ведь даже современные египтологи смогут мало поведать о времени упадка 20-й династии, ознаменовавшем конец Нового царства. 3300 лет разделяет нас и египтян того времени. Угадывать далекое прошлое равносильно предсказанию будущего. Можно только строить предположения. Недаром

Роман «Фараон» польского писателя Болеслава Пруса был написан почти 130 лет назад, в 1896 году, в период небывалого интереса к истории Древнего мира.

Произведение относят к исторической литературе, несмотря на то, что Рамзес XIII, главный герой, является вымышленным лицом. В данном случае реальное существование упомянутого фараона не так уж и важно, на его месте мог бы оказаться любой другой правитель Египта. И, думается мне, таких несчастных воплощений бога Амона-Ра на земле было немало, но от них не осталось даже гробниц, только имена.

Историческим роман делают культура и быт людей, изображенные максимально точно для времени написания произведения. И не надо соревноваться в выявлении фактических ошибок в романе, ведь даже современные египтологи смогут мало поведать о времени упадка 20-й династии, ознаменовавшем конец Нового царства.

3300 лет разделяет нас и египтян того времени. Угадывать далекое прошлое равносильно предсказанию будущего. Можно только строить предположения. Недаром сейчас становится нормой считать научной фантастикой произведения о заре человечества и о глубокой древности - о тех временах, о которых не осталось письменных источников. (Согласны ли Вы с этим утверждением, напишите в комментариях)

-2

Бытует неоспоримое мнение, что еще со времен каменного топора шла нешуточная борьба за влияние и власть между вождями и жрецами. С появлением государства ничего не изменилось.

Объединенный Египет разорял соседние земли, появились рабы, избыток драгоценностей. И если казна фараона зачастую растрачивалась на веселья и подготовку его гробницы, то жрецы копили, копили и копили, и их несметные сокровища становились легендарными. Не исключено, что преувеличенными, но оттого не менее богатыми, чем удавалось собрать самым из удачливых фараонов.

Так они и жили. Фараоны грезили о сокровищах жрецов, а те, в свою очередь, о власти. И только союз уступчивого фараона и не слишком бессовестного верховного жреца обещал счастливую и благодатную пору для государства.

-3

Вот и в романе «Фараон" Болеслава Пруса мы попадаем в Египет такой мнимой благодати. Но скоро выясняется, что фараон без жрецов никто, просто человек с титулом. А с ними - обожествляемое создание, богатству и славе которого завидуют иноземцы.

Старый фараон с таким положением смирился, но его сын с юных лет строптив и горд. И ни с кем не намерен делить власть, тем более с ненавистным Херихором и его кастой жрецов Амона-Ра. Попытка подчинить себе духовенство и завладеть его сокровищами изначально была обречена, но все равно почему-то ждешь иного финала от романа.

-4

Автор умело сплетает интригу, разбавляя сюжет мнимыми чудесами, совпадениями, интересными персонажами. И победа склоняется то к юному фараону, то к жрецам - и снова, и снова...

И вот уже, кажется, все предопределено, и падение касты Херихора неминуемо. Но минута торжества превращается в трагедию.

Специально, как мог, избегал раскрытия сюжета произведения. Очень рекомендую прочитать «Фараона». Этот роман способен произвести впечатление.