Найти в Дзене
Евгений Додолев // MoulinRougeMagazine

Со-основатель «Машины времени» про вокалистов Градского и Макаревича*

Оглавление

Одноклассник Андрея Макаревича* и первый барабанщик «Машины времени» Юрий Борзов добровольно отказался от звания со-основателя группы. Принимал участие в записи первого альбома группы, тоже названного «Time Machines». Он покинул команду через три года после старта. Окончил МАРХИ, куда его подготовил к поступлению отец Макаревича*. Скончался 8 февраля 2024 года на 71-м году жизни в Москве. Интервью не давал из принципа.

Однако на излёте осени 2018 года я уговорил экс-«машиниста» приехать домой к Александру Липницкому; Саша работал над фильмом к юбилею «МВ», и мы решили одним выстрелом убить редкого зайца. Пили чёрный чай, ели белый зефир — и вечер прошел незаметно. Фрагмент этого разговора Липницкий включил в свою ТВ-работу. Отрывок беседы я опубликовал в «Караване историй». То, что имеет отношение к АБГ, воспроизвожу здесь.

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

C другими группами взаимоотношения какие были?

— Мы репетировали в Доме культуры энергетиков вместе с Градским, у которого тогда была группа «Скоморохи», это — Саульский, Фокин, Градский.

-5
-6
-7
-8
-9

Респект имел место?

— Ещё бы! Ну, как пел Градский, и как пел Макаревич*... да и сейчас поёт. Или как играл на барабанах Фокин, и как я.

Ну, и Саульский был музыкант. Конечно.

Борзов, Кавагоэ, Макаревич, Маргулис
Борзов, Кавагоэ, Макаревич, Маргулис

Но... Я не помню, чтобы было какое-то высокомерие с их стороны, настолько по-товарищески складывались отношения.

Было очень много, я помню, на той стадии замыслов: собрать лучших музыкантов — лучшего взять вокалиста, лучшего гитариста, лучшего ударника... Лучшего клавишника. И будет лучшая группа в мире.

Макаревич, Борзов, Кутиков
Макаревич, Борзов, Кутиков

?!

— Ну разумеется, в мире, конечно! Но все-таки тогда, если не умом, то чем-то другим, мы чувствовали: сила-то группы не в том, что она лучше всех поет, играет и барабанит.

<…>

-12
-13
-14

А еще была странная штука, «Скоморохи» ведь тоже пели несколько песен своих на русском. То есть там и сама песня «Скоморохи» была, и «Синий лес до небес»... Но как-то чего-то не хватало, чего-то не получалось. Мне кажется, у Макаревича* у первого начало легко получаться накладывать, просто вот связывать русский язык с би том: тогда говорили бит, между прочим, не рок. И это получилось естественно, органично.

-15

Одной из первых была песня «Дом»: «Где-то в лесу дремучем...»

Я помню, Градский её просил. Не дали. «Отдайте!» Мы сказали: «Извини, нет». И играть было легко, и стучать можно было громко! И хорошо ложилось. Вот это ни у кого не получалось. Это был бит, безусловно бит, и легко ложился русский текст.

Фото Антона Великжанина
Фото Антона Великжанина

PS ГРАДСКОГО

Попросил Сашу прокомментировать эпизод с песней, которую он якобы «просил» у «машинистов» для себя (то есть «Скоморохов»); цитирую его отповедь в фирменной стилистике Градского:

«Они к тому времени имели другой состав совсем. Борзов играть не умел на барабанах, вместо него взяли Капитановского. А потом Капитановского поменяли на Кавагое. При мне Капитановский стал звукорежиссёром группы. У Кавагое был папа… Вот усилитель, который я у Макаревича брал постоянно на концерты, "Айстон", через него гитара звучала круто. Это, кажется, привез папа кавагоевский.

А потом я сам купил себе свой "Айстон", немножко другая была модель, и он звучал он тоже нормально. А орган? Если бы не Кавагое — в группе бы такого никогда не было, это "Vox": черные клавиши на красном фоне и красные — на черном. Две клавиатуры.

У них его украли, кстати. Они аппаратуру разгружали в каком-то доме, приехали куда-то на квартиру, не успели глазом моргнуть, как кто-то украл орган. Какой-то человек зашел в подъезд, пока они таскали… Это было горе…

А про песню… Но это невозможно, — я её просил?! Зачем? Спеть для чего? Скорее всего болтали, дурака валяли за пивом… У нас своих хитов было восемь штук.

У нас Лермана были хиты, у нас Шахназарова были песни. У нас было двенадцать примерно вещей в репертуаре на русском языке, отделение целое. Какие это песни?

"Чего-то не хватало, чего-то не получалось", — Борзов говорит… ну и ну… на наших концертах и Макар*, и Костя Кинчев, тогда еще Панфилов, многие бывали, и это был в основном русскоязычный, свой репертуар. Чего-то не хватало, и до сих пор на компакт-дисках продается?!»

Вот как бывает при отсутствии Интернета… все перевирается…».

ИЗ КОММЕНТОВ:

У каждого исполнителя свой голос, свой стиль и свои слушатели. И своё время. Некоторые песни ограничений по времени не имеют, во всяком случае в обозримом будущем. Выяснять на уровне разбрызгивания слюней кто лучше, всё равно что уподобляться правителям Лилипутии, затеявшим сначала гражданскую, а затем и внешнюю войну с соседним государством ради отстаивания своей точки зрения - разбивать варёные яйца с острой стороны.

*****

Музыкой и вокалом Градского мы не избалованы, слышали крайне редко. От этого любим его не меньше, более даже. Макаревича* было больше, песни нравились, и они воспринимались проще.

*****

Если честно, то голос Градского мне не нравился, особенно, когда он пел свое коронное кастратоподобное "как молоды мы были". Мужчина должен петь мужским голосом. А эти цирковые номера с высокими нотами что у Витаса, что у Градского, что у Димаша..... а ранее эта жуткая протяжная высокая нота у Козловского, который до бесконечности тянул ноту в романсе "Я встретил Вас...."

*****

Публика с нетерпением ждет новых материалов с токсичными заголовками типа: "Ну, как пел Иосиф Кобзон, и как пел Виктор Цой"; "Ну, как пел Муслим Магомаев, и как пел Максим Леонидов"; "Ну, как пела Людмила Зыкина, и как пела Диана Кролл" Валяйте! Смелее!

*****

В СССР не было рок музыки, да и не могло быть (так как не было социальных предпосылок для её возникновения, как в кап.странах) Было подражание, имитация. По мере возможности, молодёжь старалась быть в русле модных, передовых, "общечеловеческих" течений шоу бизнеса. Часто это выглядело, как жалкое, запоздалое эпигонство. Андрей Макаревич* (и Машина времени) несомненно были тогда властителями умов подавляющей части советской молодёжи. Градский , по большей части любимец двух столиц и её интеллигенции. Он , со своим оперным голосом и медленными, много куплетными песнями нравился и людям старшего поколения. "Бунташности" в нём не чувствовалось, а вот в Машине Времени чувствовалась. Кроме того, Машина играла много танцевальной музыки, а это, как раз то, что было необходимо молодёжи в первую очередь.

*****

Я была на концерте МВ в период ее расцвета, во Дворце спорта, сидели близко-где-то ряду в 6-10-ом, но я умудрилась уснуть ...и проснулась, когда рука с подлокотника соскользнула. Послушала и удивилась- Да он шепелявит! стала слушать и опять засыпать... Было очень громко и мы ушли на свободные места на "150 ряду", и все равно я думала чем уши" подзаткнуть". Я конечно очень удивлялась их известности-главный исполнитель был не айс....Но мы дослушала до конца, надеялись, что будет еще кто-то петь. Потом пришло некоторое понимание. Конечно, как вокалист Макревич не впечатляет, но мы ведь любим и ценим и бардов, и доморощенных исполнителей, и себя вроде голосистых, а вроде безголосых... МВ конечно явление, но не "вокалистского" свойства. Они интересны были тем, что ДРУГИЕ.

*****

Не знаю... Градского принято сейчас воспринимать как самобытного бунтаря , этакого "мненавсехваснасратьягений"... В моём советском детстве и юношестве Градский всегда ассоциировался с "комсомольским певцом". Да- да. "Как молоды мы были", и "Песня про товарища" у меня всегда ассоциировались в одном ряду с песнями про Гренаду, "Солнечному миру -ядерному взрыву", про "хлеба горбушку и ту пополам", то есть именно песни комсомольских активистов. И ни про каких "Скоморохов", естественно, не слышал, не говоря уже о магнитоальбомах. А вот Машина, да, была в фаворе, как и Воскресенье. Хотя, слушая сейчас, благодаря интернету, Скоморохов и сольньники Градского, понимаю, что это было круто, сложно музыкально, вычурно, высокопрофессионально... Но.... Неудобоваримо.

*****

Градский все же был очень заносчивый , а это плохая черта характера. До сих пор не пойму, в чем собственно было его якобы величие? В бабском голосе? Кстати, про песни тоже можно поговорить. Вот много ли песен Градского вы сможете назвать? Есть такой анекдот и я его слышал в исполнении самого Градского, который хорошо отражает суть происходящего. Градский - это тот у которого есть только две знаменитые песни? Как молоды мы были и Первый тайм мы уже отыграли. Для тех, кто вдруг случайно не понял, это одна и та же песня. А вот у Макара* бОльшая часть его песен это маленькие музыкальные шедевры. Безусловно, он не самый выдающийся вокалист и гитарист тоже, но тексты, написанные им, просто гениальны. Есть ещё один гений русского рока, у которого песни даже покруче, чем у МВ, но их значительно меньше. Это Константин Никольский. А вы всё Градский, Градский,,, Он им обоим даже в подметки не годится. Таково мое мнение. Никого не хотел обидеть, но просто накипело.

*****

В студенческие годы на праздничных вечеринках в кругу друзей Градского никогда не было. Макаревич* был с избытком - слушали, танцевали, подпевали. А кто как пел - из живота, из груди, или еще откуда - никому и в голову не приходило заморачиваться. И пусть Макаревич* пел и поет с "кончика носа" по выражению Александра Мальцева - эти песни для всех. Были и есть. Что касается Градского - голос мощный, но для гурманов. Мне не понравилось интервью Градского , где лейтмотивом звучало его высказывание, что он лучше всех, он музыкант, он великий специалист, критикующий всех остальных, которые поют как умеют, а не как должно с его точки зрения. Ну что теперь говорить, его уже нет.

*2 сентября 2022 года Минюст РФ внёс Макаревича в реестр физических лиц — «иностранных агентов».