Найти в Дзене
ЭраАвто

Секреты нового «Атом»

Оглавление

Отправился в исследовательский центр «Атом» и узнал все подробности о новом российском хетчбэке, который скоро поступит в серийное производство.

«Атом» (Фото: АО «Кама»)
«Атом» (Фото: АО «Кама»)

Компания АО «Кама» завершает испытания нового российского хетчбэка под названием «Атом». Первые экземпляры модели скоро сойдут с конвейера. Автомобиль обещает удивить автомобильное сообщество.

Посетил исследовательский центр компании в Москве, чтобы развеять слухи о проекте и раскрыть все секреты нового российского ситикара.

Почему электрокар и причем тут Toyota Camry

«Атом» — это приподнятый хетчбэк с клиренсом 170 мм и электрическим двигателем. В компании объяснили выбор электрической силовой установки не только экологическими соображениями, но и длительностью разработки. Создание автомобиля с традиционным ДВС заняло бы гораздо больше времени, чем четыре года, которые потребовались для текущей версии модели.

«Атом» (Фото: АО «Кама»)
«Атом» (Фото: АО «Кама»)
«Электрическая платформа позволила нам создать автомобиль с более свободной внутренней компоновкой. И, конечно, мы учитываем значительный рост популярности таких автомобилей в России», — объяснила руководитель группы по связям с общественностью бренда «Атом» Дарья Томилина.

По ее словам, изначально в планах компании было создание компактного и при этом очень комфортного автомобиля, подобного Toyota Camry. Не менее важный аспект, которому разработчики уделили много внимания, — это безопасность машины. В компании заверили, что беспокоиться не о чем. Хотя краш-тесты «Атома» пока проводятся только виртуально, с помощью компьютерного моделирования.

«Автомобиль показывает очень хорошие результаты в этих тестах», — заявила Томилина.
«Атом» (Фото: АО «Кама»)
«Атом» (Фото: АО «Кама»)

Распашные двери и составные бамперы

Одной из главных особенностей внешнего вида «Атома» стали распашные двери без центральной стойки, которые обеспечивают более удобную посадку в автомобиль. В компании утверждают, что это уникальное решение, даже запатентованное. Впервые такие двери были продемонстрированы на прототипе модели несколько лет назад, хотя после этого появлялись сообщения, что в серийной версии их не будет.

«Атом» (Фото: АО «Кама»)
«Атом» (Фото: АО «Кама»)
«Да, они действительно сложны в производстве, но такие двери с электроприводом обязательно будут на серийном автомобиле», — подтвердили нам в компании.

Еще одно интересное дизайнерское решение — составные бамперы. Исследования показали, что именно эти части кузова чаще всего страдают в ДТП. Поэтому для более быстрого и удобного ремонта разработчики «Атома» создали разборный бампер, который можно чинить по частям.

«Атом» (Фото: АО «Кама»)
«Атом» (Фото: АО «Кама»)

Компьютерные игры и автопилот

Интерьер «Атома» выполнен в стиле «интеллектуального минимализма» — количество физических кнопок и экранов в салоне сведено к минимуму. Главный элемент — необычное рулевое колесо, напоминающее игровой джойстик. В него встроен небольшой дисплей, который вместе с системой распознавания голоса отвечает за управление всеми системами автомобиля. Вся необходимая для водителя информация будет выводиться на большой проекционный экран с дополненной реальностью на лобовом стекле.

Интерьер автомобиля «Атом» (Фото: АО «Кама»)
Интерьер автомобиля «Атом» (Фото: АО «Кама»)
«Для реализации всех этих идей нам не подошли уже готовые решения, поэтому на «Атом» установлена собственная операционная система с огромным функционалом и открытой архитектурой в части автомаркета. Она строится на игровых движках Linux и Android. За ее безопасность отвечает шлюз Kaspersky Automotive. Возможностей будет очень много, например, при желании во время парковки водитель сможет даже поиграть в компьютерные игры с помощью экрана», — рассказала Томилина.

Кроме этого, «Атом» получил продвинутый комплекс систем помощи на дороге (ADAS) второго уровня. В пространстве машина ориентируется с помощью девяти камер, пяти радаров и 12 ультразвуковых сенсоров.

«К 2030 году мы планируем прийти к полноценному автопилоту, если это позволит законодательство», — сообщила Томилина.
«Атом» (Фото: АО «Кама»)
«Атом» (Фото: АО «Кама»)

Разумеется, у машины будут и привычные для водителя опции: подогрев сидений, беспроводная зарядка и «умная» фоновая подсветка, которая умеет предупреждать водителя об опасности (например, при открытии двери сразу же сообщит о приближающемся автомобиле).

Полный привод и своя платформа

Автомобиль построен на собственной масштабируемой платформе, над созданием которой трудились около 300 инженеров, включая Харальда Грюбеля, ранее занимавшего должность исполнительного вице-президента по инжинирингу АвтоВАЗа.

Платформа «Атом» (Фото: АО «Кама»)
Платформа «Атом» (Фото: АО «Кама»)

В компании утверждают, что на этом шасси можно создавать модели с различными типами кузова — от седанов до минивэнов. Платформа также предполагает использование гибридной силовой установки и системы рулевого управления по проводам. Более того, эту платформу смогут использовать партнеры «Атома» для создания автомобилей других марок.

«Интерес к платформе проявляют несколько компаний, но их названия мы пока не можем раскрыть», — сообщила Томилина.

Что касается дальнейших разработок бренда, то они пока находятся на стадии планирования. По словам Томилиной, под новой маркой будут выпускаться и другие модели, но их разработка еще не началась.

«Сейчас все усилия сосредоточены на выпуске первого «Атома», — подчеркнула она.
Платформа «Атом» (Фото: АО «Кама»)
Платформа «Атом» (Фото: АО «Кама»)

Автомобиль приводится в движение одним электродвигателем мощностью 205 л.с., установленным на задней оси. Хэтчбек также оснащен литий-ионной аккумуляторной батареей емкостью 77 кВт•ч от партнера «Ренэра», которая была доработана специалистами «Атома». Машина может проехать на одном заряде до 500 км и разгоняется до 100 км/ч за восемь секунд. Также у «Атома» есть функция быстрой подзарядки, которая позволяет пополнить заряд батареи для преодоления 100 км всего за восемь минут.

В будущем у модели появится полноприводная модификация, дебют которой намечен на 2027 год.

Где, когда и сколько «Атомов» будут выпускать

Производство «Атома» будет организовано на московском заводе «Москвич» (где также собирают другой российский электрокар — «Москвич 3е»). Компания арендовала сборочную линию на предприятии, но значительно ее дооснастила. По словам Томилиной, всего на завод было доставлено 74 контейнера с оборудованием.

«В первую очередь это касалось цехов сборки и сварки», — пояснила она.
Интерьер автомобиля «Атом» (Фото: АО «Кама»)
Интерьер автомобиля «Атом» (Фото: АО «Кама»)

Первые предсерийные экземпляры «зеленого» хетчбэка сойдут с конвейера до конца 2024 года, а полноценное серийное производство модели начнется к середине следующего года. Процент локализации, как уверяют в компании, составит около 70%. Однако электронику для машины будут поставлять китайские партнеры, так как российского поставщика таких деталей найти не удалось.

Что касается объемов производства, то точную цифру в компании пока не называют, отмечая лишь, что мощность линии позволяет собирать до 30 тыс. автомобилей в год.

«Разумеется, сразу выпускать столько машин мы не станем. При этом мы держим в уме цифру в 105 тыс. предзаказов на «Атом» от частных лиц и компаний. Выпуск моделей мы будем вести плавно, учитывая все договоренности с клиентами», — сказала Томилина.
Интерьер автомобиля «Атом» (Фото: АО «Кама»)
Интерьер автомобиля «Атом» (Фото: АО «Кама»)

В будущем производство «Атома» могут наладить в Китае. Однако там будет выпускаться версия исключительно для этой страны.

«Некоторое время назад появились слухи, что «Атом» будут выпускать исключительно в Китае. Никто поставлять собранные в этой стране машины в Россию, конечно, не будет. Есть идея наладить в КНР производство модели исключительно для местного рынка, из-за особенностей которого автомобиль будет немного отличаться от российской версии», — объяснили в компании.

Ранее в «Атоме» также планировали наладить производство в Венгрии. Однако из-за сложной международной обстановки от этих планов отказались. Во всяком случае пока.

«Однако контакты с венгерской стороной мы поддерживаем», — добавили в компании.
Интерьер автомобиля «Атом» (Фото: АО «Кама»)
Интерьер автомобиля «Атом» (Фото: АО «Кама»)

Сколько он будет стоить

О цене «Атома» в компании говорят с осторожностью. По словам Томилиной, до выхода новинки на рынок еще есть время, и пока можно лишь обозначить примерный ценовой диапазон, который на данный момент составляет от 2 млн до 4 млн руб.

«Конечно, мы не хотим продавать автомобиль по верхней границе этого диапазона», — отметила она.

Кроме того, компания планирует протестировать новые форматы продаж и отойти от традиционной схемы с дилерами, которая часто вызывает недовольство клиентов. По словам Томилиной, точно будут использоваться онлайн-сервисы и реализация через небольшие шоурумы в местах с высокой проходимостью.

«Атом» (Фото: АО «Кама»)
«Атом» (Фото: АО «Кама»)

Продажи в гипермаркетах

Такая модель уже активно используется в Китае и некоторыми брендами в Европе. Например, компания открывает небольшой шоурум (часто с одним автомобилем) в торговом центре, где потенциальные клиенты могут ознакомиться с машиной и сделать онлайн-предзаказ. Однако зарубежные компании не полностью отказываются от услуг дилеров.

Ожидается, что «Атом» будет широко представлен в российских таксопарках, каршеринге и службах доставки. Первые крупные компании уже оформили заказы на электрокары.

Кто в конкурентах

На момент выхода на рынок в середине 2025 года «Атому» придется конкурировать с рядом уже продающихся в России «зеленых» автомобилей. Например, с электрическим кроссовером «Москвич 3e», который сейчас стоит от 3 950 000 руб.

«Москвич 3е» (Фото: Autonews.ru)
«Москвич 3е» (Фото: Autonews.ru)

Кроме того, в Липецке собираются электрокары под маркой Evolute. Самой доступной моделью является седан i-Pro, который стоит минимум 2 850 000 руб.

Также в конкуренты можно записать Lada e-Largus. Этот автомобиль был запущен в серию в сентябре 2024 года, а его стоимость составляет 2,99 млн руб. в базовой комплектации.

Lada e-Largus (Фото: АвтоВАЗ)
Lada e-Largus (Фото: АвтоВАЗ)

Распиленный Geely и тесты в Сургуте

Для тестирования различных систем и узлов будущего электрокара компания создала 13 функциональных прототипов. В основном их испытания проводятся на полигонах НАМИ, а также в Китае.

В московском исследовательском центре мы увидели не менее десяти моделей Toyota Prius, которые инженеры «Атома» используют для тестирования разнообразных систем будущего российского электрокара. В компании объяснили, что эти японские модели были выбраны из-за их подходящих габаритных размеров и функционала.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru
«На некоторых из них мы тестируем автономную систему управления. Этот автомобиль может выезжать на дороги общего пользования, для чего у нас есть специальный СТС. Разумеется, в машине при этом обязательно должен находиться водитель», — рассказал представитель компании.

Также в корпоративном гараже мы обнаружили еще один тестовый мул, в котором с трудом удалось узнать китайскую модель Geometry от Geely. Кузов автомобиля пришлось распилить на пять частей, а затем заново сварить, чтобы установить необходимое оборудование. Кроме того, автомобиль покрыли специальными наклейками.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Что касается тестов батарей, прототипы были отправлены в Сургут. По словам представителей компании, испытания проходили при температуре до -40 градусов, и результаты оказались успешными.

«Батарея и системная электроника выдержали эти тесты», — подчеркнули в «Атоме».
Прототип «Атом» на испытаниях (Фото: АО «Кама»)
Прототип «Атом» на испытаниях (Фото: АО «Кама»)