Возможно, это всего лишь легенда, а может быть, и нет. По крайней мере, я слышал несколько различных вариантов от самых разных людей. Общие детали в таких историях пересекались вне зависимости от рассказчика, поэтому лично у меня сложилось впечатление, что не всё в них является вымыслом. Вероятнее всего, имелся первоисточник, прототип, какое-то событие, которое положило начало дальнейшим пересказам.
Ещё в царской России существовали исследователи – криптозоологи. Конечно, само слово появилось гораздо позже, но род занятий у них был точно такой же – поиск неизвестных существ, о которых сообщали местные жители или указывалось в легендах. Один из наиболее известных криптидов проживал, а может, и проживает, на территории Республики Алтай. Местные его называют алмыс. А в простонародье – снежный человек. Именно здесь, на Алтае, встречи с ним происходят, по слухам, и в наши дни. Хоть и говорят, что появляться он стал гораздо реже.
Ещё в конце 19 века российские исследователи приезжали в эти края с экспедициями, чтобы попытаться увидеть, а лучше изловить загадочного обитателя. Правда, сделать этого не удавалось, и успехи ограничивались сбором информации у местных жителей. Они же рассказывали не только о спонтанных встречах с алмысом, но и истории, в которых он спасал путников, сбившихся с пути или получивших травмы в горах. Таким образом у видных биологов, антропологов и других специалистов не было сомнений – кто-то обитает в этих краях.
В 1936 году исследователь Степан Добровицкий, будучи этнографом, организовал поездку в Алтай. Там он ознакомился с местными историями о Хозяине гор – алмысе. Тогда Степан собрал коллекцию сведений о нём и передал своему сыну, который учился в Москве на антрополога. Затем началась война, тяжёлые годы. Вернувшись с войны, Даниил Добровицкий всё-таки добирается до сведений об алмысе и выдвигает гипотезу, что он является тупиковой ветвью человека.
Вплоть до 1970 года он поселился в Горно-Алтайске. В середине 50-х годов Даниил получил разрешение на создание лаборатории по изучению алмыса. Чтобы изловить хотя бы одну особь, он организовывал поездки в Казахстан, Монголию, соседние с Алтаем субъекты СССР. Лишь в 1962 году поездка специалистов якобы закончилась успехом. Из Свердловской области были привезены два существа, где в строжайшей секретности ведущие исследователи занимались их изучением.
Даниил Добровицкий был непосредственно тем, кто анализировал шерсть, кровь и другие биоматериалы существ. Каких успехов достигли исследователи – неизвестно, к сожалению, все работы антрополога после передачи в Московский университет теряются. Однако в 1975 году некий Николай Зорин, якобы работавший с Даниилом Добровицким, рассказал, что группа советских специалистов пришла к выводу, что этим существам осталась буквально одна ступенька до нашего уровня развития.
Это были не обезьяны, а практически люди современного типа. Особи обладали зачатками речи, интеллектом гораздо большим, чем у диких шимпанзе. То же самое касается эмоций. Алмыс проявлял те же эмоции, что и Хомо сапиенс. Объём головного мозга у них больше, чем у людей. Правда, из-за примитивности технологий выяснить, какова скорость умственных процессов, каков объём памяти и какова скорость переключения с одного рода деятельности на другой, так и не удалось.
Кровь по составу похожа на человеческую, только с большим содержанием красных телец. Ногти и волосы в 4-5 раз более насыщены минералами, кальцием, калием, магнием, цинком, нежели у людей. Не все участники исследований были согласны с выводами Даниила. В некоторых аспектах алмыс по умственным параметрам даже превосходил человека.
Из-за этого возникло предположение, что этот криптид – не тупиковая ветвь развития человека, а даже более развитая, чем мы. Просто они другие. Их эволюция протекала по другому сценарию. Из-за этого они так сильно отличаются от человека, и нельзя сравнивать этих существ с нами.
В своё время выдающийся исследователь России Вадим Александрович Чернобров в одном из интервью высказал удивительный парадокс: «Чтобы доказать, что снежный человек жив, его нужно убить». Он имел в виду, что для полноценного изучения криптида следует изловить, а для убедительности превратить его в чучело и выставить в каком-нибудь музее, тогда в него поверят. Но лично мне кажется, пусть лучше всё остаётся, как сейчас, на уровне легенд и историй. Зато эти существа спокойно смогут жить вдали от людей.