Найти в Дзене
Андрей Вильнёв

Напарник Эрвайна: когда Шумахер был лучшим гонщиком №2 Формулы-1 в мире (перевод статьи)

Источник: motorsportmagazine.com 15 октября 2024 25 лет назад Михаэль Шумахер сенсационно восстановился после перелома ноги, чтобы поддержать товарища по команде «Феррари» Эдди Эрвайна в борьбе за титул чемпиона Формулы-1. Представьте себе грандиозную битву с Микой Хяккиненом во время первого Гран-при Малайзии, а также борьбу с широкими дефлекторами. Мэтт Бишоп Неужели прошло уже 25 лет — четверть века — с момента проведения первого в чемпионате Гран-при Малайзии Формулы-1? Действительно, это так. 15 октября 1999 года — или #вэтотдень, как я люблю отмечать такие годовщины в «Твиттере»/«X» - машины Ф-1 впервые выехали на пятничную тренировку на совершенно новой трассе, спроектированной Германом Тильке, в Сепанге, небольшом городке в Селангоре, одном из 13 штатов Малайзии, место расположения которого было выбрано из-за близости к KLIA (международному аэропорту Куала-Лумпур), который находится не ближе к столице Малайзии, чем так называемые лондонские аэропорты Гатуик, Станстед или Лутон

Источник: motorsportmagazine.com

15 октября 2024

25 лет назад Михаэль Шумахер сенсационно восстановился после перелома ноги, чтобы поддержать товарища по команде «Феррари» Эдди Эрвайна в борьбе за титул чемпиона Формулы-1. Представьте себе грандиозную битву с Микой Хяккиненом во время первого Гран-при Малайзии, а также борьбу с широкими дефлекторами.

Эрвайн о Шумахере: "Он лучший гонщик №1 и №2"
Эрвайн о Шумахере: "Он лучший гонщик №1 и №2"

Мэтт Бишоп

Неужели прошло уже 25 лет — четверть века — с момента проведения первого в чемпионате Гран-при Малайзии Формулы-1? Действительно, это так. 15 октября 1999 года — или #вэтотдень, как я люблю отмечать такие годовщины в «Твиттере»/«X» - машины Ф-1 впервые выехали на пятничную тренировку на совершенно новой трассе, спроектированной Германом Тильке, в Сепанге, небольшом городке в Селангоре, одном из 13 штатов Малайзии, место расположения которого было выбрано из-за близости к KLIA (международному аэропорту Куала-Лумпур), который находится не ближе к столице Малайзии, чем так называемые лондонские аэропорты Гатуик, Станстед или Лутон к столице Англии, если вам интересно. И правда, если географически вводящая в заблуждение терминология является предпочтительным способом работы в отношении аэропортов, а похоже, что так оно и есть, то аэропорт Бирмингема и аэропорт Манчестера с таким же успехом можно переименовать в Лондон-Бирмингем и Лондон-Манчестер; но я отклоняюсь от темы, изложенной в моем самом первом абзаце, поэтому сейчас я останавливаюсь и продолжаю рассказывать вам о том, что сделало Гран-при Малайзии 1999 года таким выдающимся событием.

За исключением тех, кто в юности немного путешествовал с рюкзаком по Таиланду, Камбодже, Вьетнаму, Лаосу и т.д., - чего я не делал - сравнительно немногие участники Формулы-1 раньше путешествовали по Юго-Восточной Азии. Я летел из лондонского аэропорта Хитроу (который на самом деле находится в Лондоне, чёрт возьми, совсем рядом) в KLIA на «Боинге-747» авиакомпании «Malaysia Airlines», чьи кресла эконом-класса, насколько я помню, были особенно экономичными, когда дело касалось пространства для ног, и я договорился взять напрокат машину вместе с Эндрю Бенсоном, коллегой-журналистом в Формуле-1, как тогда, так и сейчас, которой оказался «Протон-Вира». Это была хорошая машина? Нет. Но в ней мы нашли дорогу к отелю «Сануэй-Лагун». Это был хороший отель? Да, безусловно, по той простой причине, что его помещения охлаждались благодаря мощному кондиционеру, что было необходимо, потому что я, например, никогда не сталкивался с таким изматывающим сочетанием жары и влажности, как то, с чем мы столкнулись в Малайзии в 1999 году; и с тех пор я до сих пор с таким не сталкивался.

Трасса в Сепанге сама по себе была и остается хорошей — возможно, не настолько, как в Остине и Стамбуле, которые также являются прекрасными гоночными трассами, лучшими от Тильке. Широкая и плавная, состоящая из 15 поворотов, она включала в себя две длинные прямые, разделенные шпилькой, на которых обгон был возможен даже в эпоху, предшествовавшую ДРС, а повороты 1, 4 и 9 позволяли совершать захватывающие проезды бок о бок. Гонщикам здесь нравилось, несмотря на жару и влажность, и за прошедшие годы великие гонщики выиграли здесь Гран-При Формулы-1: Зебастиан Феттель четырежды, Михаэль Шумахер трижды, Кими Ряйккёнен и Фернандо Алонсо по два раза; а Дженсон Баттон, Льюис Хэмилтон и Макс Верстаппен одержали по одной победе.

Верстаппен был последним гонщиком Формулы-1, одержавшим победу в Сепанге в 2017 году
Верстаппен был последним гонщиком Формулы-1, одержавшим победу в Сепанге в 2017 году

Первый Гран-при Малайзии, состоявшийся в 1999 году, был запоминающимся во многих отношениях, поскольку на нём доминировал Михаэль Шумахер, несмотря на то, что это была его гонка-возвращение после того, как он сломал правую ногу в двух местах на первом круге Гран-при Великобритании в Силверстоне тремя месяцами ранее. Это была серьезная авария, вызванная отказом гидравлики, из-за которого его «Феррари» внезапно лишилась всех задних тормозов на самом быстром участке трассы - на подъезде к повороту «Стоу», который следует за длинной прямой «Хэнгар». Автомобиль Шуми на скорости 67 миль в час (108 км/ч) врезался прямо в бетонный барьер, который был защищен только узкой шинной перегородкой. Несколько недель спустя он описал аварию следующим образом: “Переднее колесо пробило кокпит, и застряло где-то там. Я попытался вытащить правую ногу, но она была в ловушке. Я лежал там, не в силах выбраться из машины, и вдруг начал замечать, что немного успокаиваюсь. Затем, постепенно я почувствовал, что моё сердцебиение замирает, становится всё медленнее и медленнее, пока внезапно оно совсем не остановилось. Помню, я подумал: «Наверное, именно так ты себя чувствуешь, когда уходишь из этого мира».

Слава богу, он не собирался покидать мир, и, как только его доставили самолетом из Силверстона в Нортгемптонскую больницу общего профиля, местный персонал прооперировал его, назначил полную программу физиотерапии, и, то, что он был в хорошей физической форме, как бык, он начал демонстрировать впечатляюще быстрое выздоровление.

Тем не менее, мы не ожидали, что он будет так уверенно доминировать, когда всего 14 недель спустя в Малайзии он вернулся в Формулу-1. Он не только занял поул-позицию, но и сделал это с отрывом в 0,947 секунды, став единственным человеком, преодолевшим 100-секундный барьер. Его напарник по команде Эдди Эрвайн по итогам квалификации был с ним в первом ряду, хотя и с отставанием почти в секунду, а пилоты «МакЛарен» Дэвид Култард (третье место) и Мика Хяккинен (четвертое) отстали от немца более чем на секунду.

Шуми, один из самых быстрых и, самое главное, наиболее конкурентоспособных гонщиков, которых я когда-либо видел на коротких дистанциях, должно быть, очень хотел превратить свое блестящее выступление в квалификации в легкую победу в гонке, которая, несомненно, была ему по силам. Однако в бочке меда была ложка дёгтя. Хяккинен лидировал в личном зачёте чемпионата мира Формулы-1, отставая от Эрвайна всего на два очка - 62 против 60, а сам Шумахер отставал на много миль, пропустив шесть гран-при, пока его правая нога заживала. Таким образом, перед его и Эрвайном командой «Феррари» стояла сложная задача: гонщик, который был с большим отрывом быстрее не только в каждый уик-энд, но и в этот раз, должен был поддерживать гонщика, который был не только медленнее, но и не гарантировал, что сможет обогнать Хяккинена, который готовился ко второму подряд чемпионству Формулы-1 и был готов штурмовать трассу «Сепанг» в режиме «максимальной атаки», что принесло ему уже четыре победы в Гран-При Формулы-1 в том сезоне, что было больше, чем у кого-либо другого.

Выступая на пределе своих возможностей, Шумахер подорвал надежды Хяккинена на титул в «Сепанге» / Майкл Купер
Выступая на пределе своих возможностей, Шумахер подорвал надежды Хяккинена на титул в «Сепанге» / Майкл Купер

Когда началась гонка, Шумахер был впереди Эрвайна, Култарда и Хяккинена. На четвертом круге Шумахер позволил Эрвайну обогнать себя, после чего провёл потрясающий мастер-класс по выступлению вторым номером, в ходе которого Шуми ловко блокировал «МакЛарены» сначала в одном месте, затем в другом, позволив Эрвайну набрать солидное преимущество. Тем не менее, на пятом круге Култарду удалось прорваться вперёд, обогнав Шумахера, и его «МакЛарен» оказал давление на «Феррари», после чего из-за небольших неурядиц «ДиСи» помчался вслед за Ирвайном. Однако, спустя 10 кругов его «МакЛарен» испустил дух из-за проблем с давлением топлива.

Теперь Хяккинен был прямо за Шумахером, бросая свой «МакЛарен» влево и вправо при торможении, явно нетерпеливый, отчаянно пытающийся обогнать «Феррари», занимавшую второе место, и сократить отставание от лидера. Но у Шуми ничего такого не было, и он ловко позволил Эрвайну еще больше увеличить свое преимущество, сократив время прохождения круга и в то же время сумев отразить попытки Хяккинена обойти его. Это была потрясающая демонстрация оборонительного вождения. Когда замаячило время пит-стопа, в «МакЛарене» решили заправить Хяккинена немного, чтобы тот опередил Шумахера. Но Шумахер ответил серией «банзай»-кругов, выехав с пит-стопа всё ещё впереди единственного оставшегося «МакЛарена». К тому времени Эрвайн лидировал в гонке с отрывом в 20 секунд.

Тем не менее, не сумев уехать ни от Шумахера, ни от Хяккинена, Эрвайн потерял лидерство во время второго пит-стопа. Затем Хяккинен, которой в первый раз заправился малым количеством топлива, был вынужден остановиться в третий раз, чтобы его долить, в результате чего Шумахер остался впереди, а Эрвайн - на втором месте. И снова в «Феррари» приказали Шумахеру пропустить своего напарника, и он снова подчинился. Так они и финишировали — Эрвайн первый, Шумахер второй, а Хяккинен третий, - что означало, что Эрвайн теперь опережал Хяккинена на четыре очка в чемпионате мира, 70 против 66, и у него оставался один гран-при в запасе. В довершение всего, на подиуме и Эрвайн, и Хяккинен были с багровыми лицами и обливались потом. В отличие от Шумахера, жизнерадостное выражение его лица было абсолютно сухим. Он выглядел так, словно провел весь день, играя в карточную игру канаста в баре отеля «Сануэй-Лагун».

На пресс-конференции после гонки Хаккинен сказал: «Сейчас я чувствую себя нормально физически, но пару минут назад всё было совсем по-другому. Это была самая сложная гонка в моей жизни. Мне всегда приходилось быть очень, очень осторожным. Будет ли Майкл (всегда «Майкл»!) тормозить здесь, или там, или в другом неожиданном месте? Очевидно, именно поэтому мне пришлось приложить максимум усилий, чтобы не врезаться ему в зад. Полагаю, именно поэтому у меня на самом деле не было ни единого шанса обогнать его. Но эти ребята [из «Феррари»] применили блестящую тактику, и я не могу их винить, потому что они хорошо поработали и выиграли гонку».

Хяккинен, измотанный на подиуме Гран-при Малайзии: «Это была самая тяжелая гонка в моей жизни».
Хяккинен, измотанный на подиуме Гран-при Малайзии: «Это была самая тяжелая гонка в моей жизни».

Если быть честным к Эрвайну, он и не пытался притворяться, что победил бы без последовательного божественного вмешательства Шумахера. «Этот парень наводит тоску», - сказал он. – «Он лучший гонщик номер один, мы это знаем, но, оказывается, он также лучший гонщик номер два. Я не знаю, что мы собираемся с ним делать, но в следующем году, когда я буду соревноваться с ним, мне будет ещё сложнее». В 2000 году Шумахер выиграл девять Гран-При Формулы-1 и чемпионат мира среди пилотов, первый для «Феррари» с тех пор, как Джоди Шектер выиграл его за «Скудерию» в 1979 году, в то время как его новый напарник по команде Рубенс Баррикелло выиграл всего один Гран-При. Эрвайн, разочарованный тем, что ему достался посредственный «Ягуар», так и не смог подняться даже на подиум и занял 13-е место в чемпионате мира 2000 года.

Это был конец малайзийских драм 1999 года? Э-э, нет, не совсем. Вскоре после окончания гонки Герби Блаш, заместитель гоночного директора FIA, который был и остается моим напарником, подошел ко мне в паддоке и театральным шепотом спросил: «Ты ведь не собираешься возвращаться в отель в ближайшее время?»

- «Ну, да, собираюсь довольно скоро, а что?»

- «Не надо. Просто не надо. Что-то случилось».

Вскоре мы, журналисты, были официально уведомлены о том, что произошло. Оба гонщика «Феррари» были дисквалифицированы, поскольку боковые дефлекторы их машин были признаны «несоответствующими размерам», в результате чего Хяккинен был объявлен победителем Гран-при Малайзии 1999 года и чемпионата мира среди пилотов, так как без очков, которые Эрвайн заработал, выиграв гонку ранее в тот же день, он был уже слишком далеко позади Хяккинена, чтобы обладать возможностью нагнать по общему количеству очков гонщика «МакЛарен» в единственной оставшейся гонке - в Японии.

Жан Тодт, руководитель команды «Феррари», подал апелляцию. Его апелляция была удовлетворена, как и большинство апелляций «Феррари» тогда, и все позиции и очки были восстановлены. Президент FIA Макс Мосли объяснил, что правила FIA в отношении габаритных размеров дефлекторов были «недостаточно чёткими». Тем не менее, в «Феррари» изменили конструкцию дефлекторов своих автомобилей для финальной гонки в Сузуке, что заставило Култарда задаться вопросом вслух, и, надо сказать, не без оснований: как так получилось, что они могли быть легальными в Малайзии, если теперь им требуется перепрофилирование для Японии. Удовлетворительного ответа так и не последовало.

Но, как писал Уильям Шекспир в 1623 году, «всё хорошо, что хорошо кончается», потому что две недели спустя в Сузуке Шумахер и Хяккинен были в своем отдельном классе. Михаэль завоевал поул с отрывом в 0,350 секунды от Мики, занявшего второе место, в то время как Эовайн смог квалифицироваться только пятым, отстав от своего напарника на 1,505 секунды. На следующий день гонку выиграл Хяккинен, опередив Шумахера на 5,015 секунды. Эрвайн был третьим, отстав еще на полторы минуты. Мика, который редко бывал несдержанным даже в случае победы, позволил себе описать свои чувства по поводу второй подряд победы в чемпионате мира среди пилотов в нехарактерной для него восторженной манере: «Блестяще! Какое прекрасное английское слово для выражения моих чувств! Это была одна из лучших гонок в моей жизни! Я никогда этого не забуду!»

Оригинал: https://www.motorsportmagazine.com/articles/single-seaters/f1/irvines-wingman-when-schumacher-was-the-worlds-best-no2-f1-driver/