30 октября 1961 г. – знаменательный день в советской истории. Кульминационный момент проходившего в те дни XXII съезда КПСС.
Этот съезд занял особе место в череде всех предшествовавших ему с 1918 г. легально проводившихся высших партийных форумов. Он оказался рекордным и по продолжительности (2 недели), и по численности делегатов (4394 делегата с решающим голосом и 405 с совещательным; присутствовали и многочисленные гости, представлявшие 80 зарубежных "братских" партий). Выделяло его и то, что это был первый съезд, проведенный в новом, специально для этих целей выстроенном Кремлевском дворце съездов. Наконец, на нем была озвучена долгожданная, III Программа партии. Программа строительства коммунизма, решение о разработке которой было принято еще при Сталине, на XVIII cъезде ВКП(б) и подтверждено на двух последующих, XIX и XX съездах. На XXII съезде долгожданному документу, обещавшему через 20 лет построение коммунизма, обозначенного как "светлое будущее всего человечества", суждено было появиться на свет.
Съезд явился продолжением и завершением линии на десталинизацию, обозначенную в докладе Н. С. Хрущева о культе личности на XX съезде КПСС в 1956 г. Инициировав дальнейшее разоблачение сталинских преступлений (в частности, практически открытым текстом назвав именно Сталина убийцей Кирова), Хрущев добился и осуждения его ближайших соратников – членов так называемой «антипартийной группы» Молотова, Кагановича и Маленкова, впервые предав гласности расстрельные списки с резолюциями Сталина и его сподвижников, десятками тысяч обрекавших людей на смерть и лагеря.
Кульминацией съезда стало его утреннее заседание 30 октября 1961 года.
Поднявшийся на трибуну 1-й секретарь ленинградского обкома партии И. В. Спиридонов от имени своей организации и ссылаясь на мнение рабочих коллективов ведущих предприятий Ленинграда, внес на рассмотрение делегатов предложение о выносе тела И. В. Сталина из Мавзолея. Зал ответил возгласами «Правильно!» и бурными аплодисментами.
Вслед за Спиридоновым с аналогичным предложением выступил глава Московской партийной организации П. Н. Демичев.
Очередность выступающих была тщательно продумана – третьим, поддержавшим предложение о выносе тела Сталина, оказался грузин Г. Д. Джавахишвили, представитель компартии республики.
Упомянув репрессии, которым Сталин подверг Грузию, в частности, перечислив ряд ее высших партийных деятелей, расстрелянных в 30-е г., Джавахишвили от имени своей парторганизации горячо поддержал предложение предыдущих ораторов. Зал с большим энтузиазмом сопроводил и его речь бурными аплодисментами.
Настало время четвертого оратора.
Им оказалась старая большевичка, Дора Абрамовна Лазуркина, в общей сложности 18 лет проведшая в сталинских лагерях.
Речь Лазуркиной оказалась не только самой эмоциональной, но и завершилась поистине фантастическим пассажем:
- Я всегда в сердце ношу Ильича и всегда, товарищи, в самые трудные минуты, только потому и выжила, что у меня в сердце был Ильич и я с ним советовалась, как быть. Вчера я советовалась с Ильичем, будто бы он передо мной как живой стоял и сказал: мне неприятно быть рядом со Сталиным, который столько бед принёс партии.
Видимо, посчитав, что против мнения самого Ильича, ради такого случая то ли реанимированного, то ли реинкарнированного, возражений не может последовать в принципе (как против лома, супротив которого, как известно, нет приема), съезд счел прозвучавшие выступления достаточными. На трибуну поднялся Н. В. Подгорный, представитель братской Украинской республики и, добавив свою долю слов в поддержку от имени украинских товарищей, вынес на рассмотрение съезда проект заранее согласованного (с Ильичем?) решения.
Ну конечно, конечно же, съезд проголосовал ЗА. Е-Д-И-Н-О-Г-Л-А-С-Н-О!
Вынос и перезахоронение мумии тирана состоялись в ночь с 31 октября на 1 ноября. Вся процедура многократно и подробно описана и ничего интересного (кроме спарывания золотых пуговиц на мундире генералиссимуса и замены их на латунные) собой не представляет. Интересно разве что то, что комиссию по выносу тела и его перезахоронению возглавил Н. М. Шверник.
Так ли искренни были 4800 ведущих коммунистов страны, в едином порыве проголосовавшие за вынос и перезахоронение мумии ранее обожествленного ими же Иосифа Джугашвили? Вопрос риторический. Но на этот риторический вопрос через год решил ответить Евгений Евтушенко. Стихотворение "Наследники Сталина" было напечатано в в газете "Правда":
Символический акт выбрасывания тирана, выкопанного из могилы, в 1984 году отобразил Т. Абуладзе в знаменитом фильме "Покаяние". Тирана, имеющего немало общих черт и со Сталиным, и с Берией.