Найти в Дзене
Не хлебом единым

Почему мученик Уар не может вымолить некрещеных?

Добрый день, уважаемые читатели блога "Не хлебом единым". Сегодня говорим об одном церковном суеверии наших дней: практике чтения канона мученику Уару о умерших некрещеных и даже (!!!) самоубийцах. Приходится говорить о церковном суеверии, потому что "ина служба" мученику Уару, содержащая прошения о некрещеных, была включена в Минею (богослужебная книга, соответствующая определенному месяцу и содержащая службы святым по дням их памяти), как принято считать, при митрополите Ленинградском Никодиме (Ротове). Есть обычная служба мученику Уару, где он прославляется за исповедание веры, как и другие мученики, она известна с древних времен. А есть "особая", где его просят молиться Богу о наших некрещеных близких. Лично меня всегда настораживали такие моления. Святейший Патриарх Алексий II сказал по этому поводу: «У людей малоцерковных создаётся впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к по

Добрый день, уважаемые читатели блога "Не хлебом единым". Сегодня говорим об одном церковном суеверии наших дней: практике чтения канона мученику Уару о умерших некрещеных и даже (!!!) самоубийцах.

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Приходится говорить о церковном суеверии, потому что "ина служба" мученику Уару, содержащая прошения о некрещеных, была включена в Минею (богослужебная книга, соответствующая определенному месяцу и содержащая службы святым по дням их памяти), как принято считать, при митрополите Ленинградском Никодиме (Ротове). Есть обычная служба мученику Уару, где он прославляется за исповедание веры, как и другие мученики, она известна с древних времен. А есть "особая", где его просят молиться Богу о наших некрещеных близких.

Лично меня всегда настораживали такие моления.

  • Во-первых, есть однозначная практика Церкви, запрещающая церковные молитвы о некрещеных и самоубийцах. Первые так и не стали членами Церкви, вторые отвергли сам дар жизни.
  • Во-вторых, настораживает выделение мученика Уара из ряда других святых. То есть у великомученика Георгия Победоносца или великомученицы Варвары дерзновения не хватит на молитву о некрещеных?
  • В-третьих, такие моления смущают своей дерзостью. То тут, то там найдется батюшка, который читает "особые молитвы", которые "помогают" в самых сложных случаях. Дерзость здесь в том, что, эти священники считают, что существует что-то важнее Литургии и поминовения при совершении бескровной жертвы?
  • В-четвертых, это фальшивое человеколюбие. Дескать, снисходим к немощи бедных родственников, у которых есть умершие не крещенными близкие. Почему фальшивое? Потому что задача Церкви заботиться о том, чтобы просветить светом веры живых. А так, получается, можно жить без Христа, а за тебя потом все равно в Церкви помолятся. Да и родственники бегут в Церковь, только когда человек умер. А так ни сами веры своей не знают, ни близких приобщить к ней не хотят.

Святейший Патриарх Алексий II сказал по этому поводу: «У людей малоцерковных создаётся впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению» [Журнал Московской Патриархии. № 2, 2004].

Священник Иоанн Нефедов, исследовав вопрос происхождения канона мученику Уару о заложных покойниках ( раньше такими называли умерших без покаяния) по рукописным богослужебным сборникам, нашел его источник: это старообрядческие молитвословы беспоповцев (то есть крайних старообрядцев, которые не признают священства и никаких таинств, кроме Крещения и покаяния).

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

То есть беспоповцы, не имея вообще Литургии, составляли себе молитвы, как говорится, на всякую потребу и то, молясь Уару об умерших без покаяния, а не о некрещеных!

Ни в одном рукописном или старопечатном Каноннике рукописей Троице-Сергиевой Лавры нет даже и канона мч. Уару. То есть в Древней Руси он никак особо не почитался, да это видно и из того, что храмов мученику Уару наши предки не строили.

Если говорить о молитвах святым, то им молятся только о живых.

Преподобный Лев Оптинский советовал молиться за упокой самоубийцы ( отца своего духовного чада) таким образом :

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

То же относится и к некрещеным.

Подытоживая, можно сказать, что святой Уар не будет молиться о некрещеных и, тем более, самоубийцах, потому что он является верным слугой Господа Иисуса Христа, он положил жизнь за Него, подтверждая то, что только во Христе есть спасение.

Дерзать молиться о таковых могут только их родственники и только дома. Церковь же молится только о своих членах. Как важно имеющим некрещеных, или крещеных, но живущих без Бога близких, успеть сказать им с любовью спасительное слово о Христе!

Друзья, делитесь в комментариях историями из жизни и своим опытом по этой теме.