Апельсины зреют, обретая сочность, вкус, яркий цвет. Музыканты тоже.
Это R.E.M. после того, как они уже стали мейнстримом (т.е. после "Document") и плавно перешли на мейджор-лейбл Warner Bros. "Green", выпущенный в 1989 году, является первым альбомом R.E.M. для Warner Brothers и, следовательно, самым старым альбомом в этой серии релизов.
Для меня это достаточно интересный альбом, потому что они удаляются от стиля студенческого рока, андеграундного творчества, охватывая при этом постоянно растущую аудиторию мейнстрима, но пока ещё не достигли статуса суперзвёзд (а-ля U2).
Следующий альбом, "Out Of Time", укрепил их статус мирового лидера.
Исполнитель: R.E.M. - Green (1988, альт-рок)
"Green" показал R.E.M. в том виде, в каком они развиваются, расширяя свое звучание для более широкой аудитории, которую, как ожидается, обеспечит их принадлежность к "крупному" лейблу звукозаписи. Но по нему также видно, как группа цепляется за приёмы песнетворчества совсем недавнего прошлого.
Пожилые фанаты опасались, что их подписание контракта с Warner Brothers может привести к тому, что группа "коммерциализируется", уступив требованиям радио и нового лейбла. Вместо этого они выпускают один из самых сбалансированных и убедительных альбомов в своей карьере.
В целом, "Green" — это разнообразный альбом, который запечатлел R.E.M. в их самом игривом, а также в самом неотразимом проявлении. Песни меняются как клетки на шахматной доске: то несут на себе все «родимые пятна» этой банды («банальная музыкальная занудь»), то искрят позитивной энергией, которая производит приятное впечатление.
Дело в саунде и близости к той эпохе, что мы называем new wave.
R.E.M. - Pop Song 89 (Official Music Video) [Pop Screen Video Version]
Открывающая композиция "Pop Song `89" — это тонкая самоирония и ирония в том смысле, что её название прямо указывает на сложившуюся ситуацию, в то время как музыка полностью обходит проблему стороной.
"Stand" является весьма коммерческой песней, но её припев в конце становится занудным и нелепым, что отдаёт самоиронией или, по крайней мере, сарказмом над собой.
Как часто бывает на их альбомах, тут тоже есть прототип мега-хита, выведшего R.E.M. в разряд one hit wonder и этот гармонический намёк называется "World Leader Pretend" (из него, видимо, потом и сделают "Loosing My Religion").
R.E.M. - World Leader Pretend, TourFilm (official video)
Эта вещь практически полностью противоположна "Stand" в том смысле, что в ней отражены глубоко личные (и, возможно, вызывающие сожаление) мотивы, а также человеческое поведение, необходимое для исправления ситуации, что очень неплохо для поп-песни.
Ещё мне особо по душе пришлась вещица "Orange Crush":
("… идёшь за мной, или нет, а я уже устряпался…").
Да, такая философская лирика и сделала их любимцами студенческой аудитории.
R.E.M. - Orange Crush (Official Music Video)
Этот обзор касается звучания только диска DVD-Audio 5.1.
R.E.M. довольно рано перешли на формат DVD-A, и ряд их последних альбомов составили к этому времени целую серию, состоящую из "Automatic for the People", "Reveal", "Document", "Out of Time" и др. Но теперь Rhino и Warner Bros. перевыпустили несколько из них с новыми пятиканальными ремиксами на синих дисках.
Один из новых, на Blu-ray, уже разобран, ссылка на него внизу.
Дорожки на DVD-A обеспечивают воспроизведение в формате объёмного звучания и стерео с расширенным разрешением, но только в том случае, если у вас есть проигрыватель с поддержкой DVD-Audio. Стандартные проигрыватели DVD (видео) не могут воспроизводить представленные здесь несжатые треки.
Программа диска изобилует дополнительными видео-функциями. 15-минутное интервью с каждым участником группы (дополненное видеоклипами на "Orange Crush" и "Stand") не особенно запоминающееся, но в нём все четыре участника группы дают некоторое представление о подходах, использованных при записи альбома.
Это также напомнит вам, как сильно изменился Майкл Стайп, как физически (здесь у него ещё шевелюра на голове), так и личностно (он кажется болезненно замкнутым и застенчивым).
Кроме того, здесь есть фотогалерея промо-роликов, концертные кадры из мирового турне, а также пара песен, "предварительно показанных" на DVD "Tourfilm", что само по себе является ценным дополнением к каталогу R.E.M. В дополнение к этим функциям представлены общие дискографии альбомов и домашнего видео для удобства ознакомления.
Скорее всего, компания Warner Bros. изначально планировала выпустить DVD-A отдельно, как они делали с более ранними альбомами, но конкуренция со стороны формата SACD (который был популяризирован гибридным форматом, принятым для Дилана, «Роллингов» и др.), вероятно, подтолкнула их к более агрессивной кампании.
В итоге здоровой конкуренции мы получили комплект, сочетающий хайрезный DVD с обычным CD-диском, что обеспечивает продажи этого альбома «и нашим, и вашим». Если по стандартной цене за один диск, то почему бы и нет?
R.E.M. "Green" (1989) CD + DVD-Audio (2005)
DVD-Audio: MLP 96/24 5.1, MLP 96/24 2.0
+ Documentary
+ Discography / Videography
+ Credit
+ Weblink
CD, DVD-Audio:
Surround sound remix produced by Elliot Scheiner
Warner Strategic Marketing (8122-73948-2), 1989 \ 2005
Миксы для объёмного звучания были спродюсированы Эллиотом Шайнером, одним из первых экспертов в этой области, который получил широкое признание за свою работу, особенно за его миксы для R.E.M.
О том, как это у него получилось, давайте разберёмся с применением нашего аналитического метода.
1. Баланс. Да, только в треках 3 и 6.
2. Статика. Чувствуется, что изначально была записана широкая фронтальная панорама (инженер Скотт Литт) без довлеющей из центра ритм-секции (что есть хорошо). Звуковое поле разряжено и прозрачно (там, где не давит нарочито грязная электрогитара).
А со стороны тылов приделано другое поле с тихим уровнем выделенных инструментов, в число которых попали вокалы (хор и солисты), гитары, мандолина, перкуссии (погремушка, хлопки, тарелочки), губная гармоника.
Все действующие лица (кроме «ржавой гитары») вокруг слушателя не обладают достаточной силой, чтобы с лёгкостью указать на них пальцами. Едва отсвечивают «где-то там».
3. Динамика. Применение «леталок» нечастое:
- трек 7 радует «вертолётом» (облетающим с правого фронта через тыл в левый фронт) и тыловой трещоткой;
- трек 8 отмечен летающей тарелкой (в буквальном смысле) и электронным эффектом, переметнувшимся в тылу.
Вывод
Микс Эллиота Шайнера здесь мало чем отличается от всей мультиканальной серии на DVD-A, руку к которой он приложил: всё такой же «аккуратный» микс (ну, вы уже в курсе), в котором используется обволакивающий и обширный звуковой ландшафт, не являющийся чем-то навороченным.
Миксы песен весьма детализированы; в них звучат фрагменты музыки, которые вы просто не слышали раньше. Но они тихие.
Следовательно, придётся немного напрячь ухо в ожидании wow-эффекта и ввернуть ресиверу громкости.
Некоторые вещицы неординарны, к примеру, тот же мой любимый «Размазанный апельсин» - его мультиканальность приближается к 10 баллам. Радует.
Но по большому счёту, дисбаланс и полуживые тылы не то, чем бы следовало хвастаться именитому звукоинженеру.
p.s.: Track 11 – является бонусным и безымянным.
1. Pop Song 89 3:03 = 8/9
2. Get Up 2:35 = 9
3. You Are The Everything 3:45 = 10
4. Stand 3:10 = 7
5. World Leader Pretend 4:15 = 6/7
6. The Wrong Child 3:35 = 10
7. Orange Crush 3:50 = 9/10
8. Turn You Inside-Out 4:15 = 8/9
9. Hairshirt 3:55 = 5
10. I Remember California 5:05 = 8/9
11. 3:15 = 8
Средний балл = 8
Резюме
В этом наборе песен наличествует как неплохая фолк-атмосфера, характерная для ранних пластинок, так и череда отличных поп-мелодий, которые расширяют формат звучания группы. Со временем они ещё больше поднаторели в этом искусстве, и немного утратили первозданный колорит. Но этот альбом по-прежнему нескучно звучит от начала до конца.
Двухдисковое здание "Green" 2005 года столь же показательно, как и все другие из той же серии. Вошедший в него мультиканальный DVD-A, даже, лучше всех прочих в том смысле, что никакой другой не предоставит вам битрейт в диапазоне 6000 – 10000 кб/с, и если не идеальный, то весьма приличный микс в формате 5.1.
Всё это говорит о том, что если вы большой поклонник группы или конкретного альбома, то данное издание точно для вас.
Я очень рад, что купил почти все диски из этой серии несколько лет назад, когда они ещё стоили около 20 долларов за штуку. Полностью уверен, в том, что если вы сможете найти его в рамках своего бюджета, то оно вполне стоит того, чтобы быть в вашей коллекции, если у вас есть DVD-Audio проигрыватель, способный воспроизводить аудио в высоком разрешении.
Надеюсь, что компания Warner рассмотрит возможность переиздания этой записи с ремиксом от Стивена Уилсона на Blu-ray и предоставит аудио высокого разрешения ещё один шанс, потому что при наличии единственного супер-формата лучшего времени для этого не найти.
А пока я настоятельно рекомендую использовать DVD-A 5.1 для вашей системы объёмного звучания.
И, пожалуйста, не верьте тому, кто твердит, что DVD-A 5.1 устарел. У этого "знатока-эксперта" имеются источники посовременней? Тогда пусть он покажет их во всей красе.
И тут выяснится, что "искушённый эксперт" слушает либо трескучий винил, либо ворованные файлы (из этого самого диска!). Каково?
Звук без искажений, с высоким разрешением в принципе устареть не может, пусть, даже с формата, выпуск которого ограничен.
Другие мультиканальные (5.1) издания из ремоведения – науки о группе R.E.M.:
R.E.M. "New Adventures In Hi-Fi" BD 5.1: Стучат колёса вагонные
R.E.M. "Out Of Time" DVD-Audio 5.1: Вне времени
R.E.M. "New Adventures In Hi-Fi" MLP 5.1: Приключения новые, ошибки старые
R.E.M. "Document" DVD-Audio 5.1: Перестроечный альбом
R.E.M. "Around The Sun" DVD-A 5.1: И тогда их осталось трое
R.E.M. "Monster" MLP 5.1: Педали, много педалей
Σ = 8
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0.
2 = то же, что и стерео 2.0.
3 = чуть лучше, чем 2.0: эхо в тылах, активен центр.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Pixies "Doolittle" Blu-ray 5.1: Обезьяна с панк-гранатой
Richard Thompson "Rumor And Sigh" MLP 5.1: Бард-рокер
Shawn Amos "Thank You Shirl-ee May" DTS 5.1: Реквием по матери
Rob Thomas "...Something To Be" MLP 5.1: В тщетном поиске чего-то
Toby Keith "Shock'n Y'All" DualDisc, SACD 5.1: Такой, как Чак Норрис, очень крутой
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!