Поздравляем всех с Хэллоуином! Spooky-месяц подошел к концу, но мы решили его немного продлить и собрать для вас несколько тематических подборок под жуткое настроение. Начинаем с фильмов о настоящих маньяках. В этот раз художественных, но для поклонников документального трукрайма мы тоже кое-что подготовили. Оставайтесь с нами, чтобы не пропустить!
Рекомендует Амалия Гангур
«Зодиак» / Zodiac (2007)
Реж. Дэвид Финчер
Фильм рассказывает про реальное расследование дела о серийном маньяке под псевдонимом Зодиак, который совершал убийства в Сан-Франциско в конце 60-х — начале 70-х. Зодиак отправлял по почте редакциям газет зашифрованные послания для полиции, в которых якобы подсказывал, как на него выйти. Иногда звонил на радио и выступал в прямом эфире. Но так и не попался.
Даже на момент съемок картины личность преступника не была установлена. То есть зрители подозревают, что в финале их не ждет разоблачение. Значит создать интригу и вызвать страх проблематично. Однако Дэвид Финчер нашел способ породить саспенс — отразил неуловимость Зодиака на кинематографическом уровне. Маньяк практически отсутствует в кадре (не поймали ведь). Подозреваемых много, и каждого эпизодически играет отдельный актер. И в результате получается, что фильм вовсе не о Зодиаке. Настоящими маньяками Финчер выставляет журналистов и полицейских, одержимых своей работой, но не умеющих работать сообща. Помешательство детективов и их бессилие — вот что вызывает настоящий ужас.
Фильм «Зодиак» также интересен тем, что это еще и яркий пример переписывания собственной биографии. Неуловимый маньяк орудовал в Сан-Франциско, когда Финчер жил там в пригороде. В одном из писем Зодиак заявил, что намерен расстрелять детей в школьном автобусе. Однажды Финчер вернулся домой с уроков и спросил отца, почему его школьный автобус сопровождала полиция. Отец спокойно рассказал ему о маньяке и послании. Финчер подумал тогда: «У тебя же машина!» В фильме есть сцена, где герой Джейка Джилленхола, карикатурист Роберт Грейсмит, решает, что ради собственного спокойствия будет возить сына в школу самостоятельно.
Именно история Зодиака заставила Финчера впервые задуматься о природе зла, что в дальнейшем определило его творчество. А ситуация с автобусом, скорее всего, стала детской травмой, которую он проработал этим фильмом.
Рекомендует Даша Бурнашева
«Свидание с монстром» / Woman of the Hour (2023)
Реж. Анна Кендрик
Шерил Брэдшоу — актриса, которая давно и безуспешно пытается найти свое место в Голливуде. В качестве способа «засветиться» агент предлагает ей принять участие в телешоу «Игра в свидание». Все, что от нее требуется — прийти и мило улыбаться, задавая глупые и, чаще всего, провокативные вопросы трем холостякам. Вот только на дворе 1978й, а один из холостяков — серийный убийца Родни Алькала.
Режиссерский дебют Анны Кендрик поразил многих. В сети можно найти комментарии вроде «от нее скорее ждешь ироничный мюзикл об изнанке театральной индустрии». Она и сама это подтверждает во многих интервью, но добавляет, что ее всегда тянуло к мрачным историям. Режиссерское кресло «Свидания с монстром» она заняла случайно, когда назначенный режиссер покинул проект за шесть недель до старта съемок. Тогда актриса решила взять все в свои руки. Воистину случайности не случайны.
В своем первом фильме Кендрик не пытается заигрывать с какими-то мета высказываниями или закапываться в оммажи и отсылки к кинематографу прошлого, показывая как много она знает, что мы уже не раз видели в режиссерских дебютах молодых актеров. Свою насмотренность и жизненный опыт она использует, чтобы через призму реальной истории из 70-х поразмышлять о тревожной истине — вступать в контакт с другим человеком опасно. Мы никогда заранее не знаем, безопасен он или нет. Не знаем, что творится у него в голове, и с чем нам придется столкнуться. Каждый из нас, как героиня Кендрик, сидит за перегородкой и верит, что может доверять своим суждениям, сможет выбрать правильно. Не просто так в фильме много взглядов через стекло, будь то зеркало, окно или линза фотоаппарата.
Злодей в фильме вторичен. Режиссер пытается показать историю с позиции жертв. Не углубляться в мысль «а почему он такой», но окунуть зрителя в оптику женщин, которые столкнулись со смертельной опасностью там, где этого совсем не ждешь. И, к сожалению, рассказывая историю женщин и шовинистской культуры 70-х, Кендрик быстро дает нам понять, что все это актуально и для нашего времени. И не факт, что что-то разительно изменится, по крайней мере на нашем веку.
Рекомендует Диана Агаларови
«Однажды в… Голливуде» / Once Upon a Time in Hollywood (2019)
Реж. Квентин Тарантино
Неочевидный фильм, который можно отнести к списку кино про маньяков, от режиссера Квентина Тарантино погружает в атмосферу золотого Голливуда. Зритель получает возможность понаблюдать за тем, как именно тогда снималось кино. Так, по сюжету актер Рик Далтон (Леонардо ДиКаприо) и его дублер Клифф Бут (Брэд Питт) на своих карьерах переживают смену киноэпох в Голливуде. Перед двумя маститыми профессионалами встает сложный вопрос: двигаться дальше, мирясь с происходящим, или продолжать кутить, но при этом смирно уйти из профессии. Помимо этой парочки режиссер дает свое видение других реальных событий 1969 года. Того самого года, когда банда хиппи Чарльза Мэнсона устроила кровавую бойню в Лос-Анджелесе, во время которой была убита жена Романа Полански актриса Шэрон Тейт (в фильме ее роль исполнила Марго Робби). Однако по сюжету в фильме Тарантино соседом Полански оказывается Рик Далтон. Ввиду чудесных обстоятельств он и его дублер меняют ход истории.
В каждом кадре чувствуется, что это кино про настоящую голливудскую мечту. В одной из сюжетных линий актер, кумир многих, переживает спад своей популярности и вновь находит источник для вдохновения. Всего лишь одна беседа с юной актрисой отрезвляет героя ДиКаприо. Ее детскую непосредственность он сразу не воспринимает всерьез, но разговор с девочкой неожиданно становится для него своеобразным пробуждением. В другой сюжетной линии зритель знакомится с семьей Полански, а Шерон Тейт в исполнении Марго Робби дарит женское видение той эпохи: это и сцены самолюбования себя в кино, посиделки с друзьями, танцы в самолете — настоящий California dreaming. А с помощью введения в сюжет кровопролитных событий режиссер критикует помешательство людей на сериалах. Там даже звучат слова о том, что люди, выросшие на сериалах про убийство, решили отыграться на тех, кто показал им, что такое кровь. Тем не менее Тарантино смог ограничиться малым количеством кровопролитных сцен, разумеется, в своем стиле. Смех сквозь кровь.
Рекомендует Игорь Дорогов
«Золотая перчатка» / Der goldene Handschuh (2019)
Реж. Фатих Акин
В 1970-е годы в Гамбурге ночной сторож с алкогольной зависимостью по имени Фриц Хонка изнасиловал, убил и расчленил пять женщин. Сначала он избавлялся от частей тел, но позже стал прятать их прямо у себя в квартире. Жертвами убийцы становились проститутки, с которыми тот знакомился в баре «Золотая перчатка» и приглашал к себе домой для продолжения возлияний. В течение пяти лет Хонка оставался безнаказанным, но вмешался случай. Пока маньяк ходил в магазин, в его многоквартирном доме случился пожар. При тушении пожарные нашли в его квартире останки тел.
В 2019 году немецкий режиссер турецкого происхождения Фатих Акин («Золото Рейна») представил на Берлинском кинофестивале фильм об этих событиях. Очередной фильм о маньяке, можно было бы подумать. Хоть и не голливудский, что все же не редкость — в том же году вышел «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера. Но главная особенность этой картины как раз в том, что она совершенно не похожа на всех остальных представителей жанра. В этом смысле «Золотую перчатку» можно смело назвать нигилистическим жестом режиссера, а так ли это, даже не важно.
Зритель не увидит детективного расследования, как в картинах Финчера. Режиссер не лезет в голову к серийному убийце, как десятки авторов, и не рефлексирует с помощью метафор, как тот же фон Триер. Кровавого экшена, как в южнокорейском драйвовом кино о маньяках, тоже и близко нет. «Золотая перчатка» больше всего напоминает балабановский «Груз 200» или даже «Про уродов и людей». Акин отстраненно наблюдает за своим персонажем и старается с помощью режиссерских приемов вызвать у зрителя тошноту, попутно сдерживая ее у самого себя.
Помимо очень реалистичных сцен убийств и расчленения трупов, которые омерзительны на сто процентов, в фильме вызывает физическое отвращение абсолютно все, что попадает в кадр. Внешний вид Фрица Хонки (Йонас Дасслер) настолько неприятен, что зритель не вспомнит похожего человека в своей жизни. Обстановка в квартире — посуда, мебель, сантехника, да вообще все — источает невероятную вонь прямо через экран. Спутницы убийцы тоже не похожи на привычных жертв в кино о серийных убийцах. Проститутки 50-летнего возраста с алкогольной зависимостью и без моральных принципов — Акин совсем не показывает их невинными. Весь круг общения Хонки — это самый низший слой населения Гамбурга, прозябающий в барах улицы Репербан и за рюмку шнапса готовый на многое.
Хонка безумен, но это безумие автору совсем не интересно. Акин не эстетизирует мозг социопата и не видит в нем романтики Джека Потрошителя или структурализма Ганнибала Лектера. Он следит за героем своего фильма словно за грязью на ботинках. И зрителю предлагает поступать также.
------------------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!