Найти в Дзене

Ярчуки против нечистой силы (часть первая)

В мифологии ярчук — это собака, обладающая сверхъестественным даром видеть нечистую силу, которая обычно скрыта от глаз обычных людей. Также ярчуки способны распознавать тех, кто заключил договор с темными силами, — ведьм. Эти удивительные собаки служили надежным защитником для поместья и семьи своего хозяина, оберегая их от нечисти, сглаза, порчи и болезней. Считалось, что одним своим присутствием в доме ярчуки приносят счастье, удачу и богатство. Как и у всех собак-духовидцев, у ярчука черная шерсть. Однако он отличается от своих собратьев: его размеры значительно больше, а в пасти имеется волчий клык, что делает его укусы особенно болезненными для ведьм. Одним из наиболее ярких литературных воплощений образа ярчука стала повесть Надежды Дуровой «Ярчук — собака-духовидец», где одним из главных героев является ярчук по кличке Мограби.
Цитата: «Другие говорят, что для защиты двора от ведьмы следует держать особых собак, так называемых ярчуков. Этих собак достать трудно; нужно поступи

В мифологии ярчук — это собака, обладающая сверхъестественным даром видеть нечистую силу, которая обычно скрыта от глаз обычных людей. Также ярчуки способны распознавать тех, кто заключил договор с темными силами, — ведьм.

Эти удивительные собаки служили надежным защитником для поместья и семьи своего хозяина, оберегая их от нечисти, сглаза, порчи и болезней. Считалось, что одним своим присутствием в доме ярчуки приносят счастье, удачу и богатство.

Как и у всех собак-духовидцев, у ярчука черная шерсть. Однако он отличается от своих собратьев: его размеры значительно больше, а в пасти имеется волчий клык, что делает его укусы особенно болезненными для ведьм.

Одним из наиболее ярких литературных воплощений образа ярчука стала повесть Надежды Дуровой «Ярчук — собака-духовидец», где одним из главных героев является ярчук по кличке Мограби.

Цитата:
«Другие говорят, что для защиты двора от ведьмы следует держать особых собак, так называемых ярчуков. Этих собак достать трудно; нужно поступить так: когда в первый раз ощенится сука и первого щенка выведет тоже суку, то его нужно беречь, пока от него появятся щенки, и если первый щенок тоже будет сука, то и ее беречь, пока ощенится. Тогда первый щенок от этого третьего поколения суки, будет ли он кобель или сука, и есть ярчук. Когда ярчук вырастет, то он может кусать ведьм, чего обыкновенные собаки не смеют делать; многие из них даже не лают на ведьм. Ярчук не только лает, но может даже и загрызть ведьму, почему последняя старается задушить его, пока он еще мал. Поэтому-то ярчука следует тщательно оберегать от ведьмы, чтобы она не убила его, пока он щенок. В хате не спрячешь, так как ведьмы являются для этого и в хату, а нужно выкопать во дворе яму, посадить туда щенка и накрыть яму бороною, тогда уж ни одна ведьма не посмеет его тронуть, потому что она боится бороны. Вот потому-то, чтобы подстеречь и изловить ведьму, ходящую доить корову, садятся за бороною, вооружившись прытыкою, и тогда уже ведьма ничего не может «поробыты тому чоловикови» (сделать тому человеку укр.)

Записки о Южной Руси. Издал П. Кулиш. Том II. СПб., 1857.

Шабаш ведьм
Шабаш ведьм

А вот ещё одно красочное упоминание о ярчуках:

«Рассказывала мне мать моя, что когда она была маленькой девочкой, ведьма была у них раз во дворе. Была у нас, говорила мать, молодая собака первый раз со щенками. А ведьма боится первого щенка, который называется ярчуком, так как у него есть такой зуб, которым он может задавить и ведьму. Вот ведьма обратилась в козу и прибежала к нам во двор, вбежала в сарай, где была сука со щенками, схватила одного щенка и ну душить его. Сука бросилась на козу и начала отбивать своего щенка, а коза-ведьма бьет ее копытами. Мы услышали визг собаки, прибежали в сарай, а ведьма обратилась клубком, да и покатилась со двора. Когда наш ярчук вырос, ведьма снова прибежала к нам во двор, но уже в виде большой собаки; ярчук бросился на нее. Они схватились и начали грызть одна другую, и наша собака задавила ведьму. Поутру мы узнали, что в нашей слободе умерла старуха, которую все называли ведьмой»

П. В. Иванов. Народные рассказы о ведьмах и упырях // Сборник Харьковского историко-филологического общества. Т. 3. Харьков, 1891.

Продолжение следует…