Найти в Дзене
Города, поезда и горы

Воспоминания о реальном путешествии по Бологое-Полоцкой железной дороге на Селигер

Предлагаю вашему вниманию еще одну статью дочери о ее путешествии по железным дорогам нашей страны. Так что не удивляйтесь, что повествование идёт от женского рода. "... Осень в Петербурге в 2020-ом году была прекрасной. Солнце, листопад, отсутствие туристов из-за пандемии. Самое время ходить по паркам. И упускать такой сезон я не собиралась. Но… схватила воспаление связок. До магазина в соседнем доме я ещё как-то доползала по стеночке, однако о счастливых прогулках по паркам речь не шла. А осень ждать не будет – закончится (и дела, державшие меня в Петербурге тоже). Так и пришла в голову идея поехать на какую-нибудь лесную дорогу и получить эстетическое удовольствие, сидя у окошка с чаем в термосе. Выбор пал на Бологое-Полоцкую железную дорогу, а точнее на её участок от Бологого до Осташкова, именуемый заповедной дорогой (хотя есть и другие участки с интересной инфраструктурой, даже более доступные из Питера – статьи об этом планируются или уже выпущены). Разумеется, на ретропоезде

Предлагаю вашему вниманию еще одну статью дочери о ее путешествии по железным дорогам нашей страны. Так что не удивляйтесь, что повествование идёт от женского рода.

"... Осень в Петербурге в 2020-ом году была прекрасной. Солнце, листопад, отсутствие туристов из-за пандемии. Самое время ходить по паркам. И упускать такой сезон я не собиралась.

Но… схватила воспаление связок. До магазина в соседнем доме я ещё как-то доползала по стеночке, однако о счастливых прогулках по паркам речь не шла. А осень ждать не будет – закончится (и дела, державшие меня в Петербурге тоже). Так и пришла в голову идея поехать на какую-нибудь лесную дорогу и получить эстетическое удовольствие, сидя у окошка с чаем в термосе.

Выбор пал на Бологое-Полоцкую железную дорогу, а точнее на её участок от Бологого до Осташкова, именуемый заповедной дорогой (хотя есть и другие участки с интересной инфраструктурой, даже более доступные из Питера – статьи об этом планируются или уже выпущены). Разумеется, на ретропоезде под паровозной тягой.

Самое сложное во всём маршруте было добраться до Московского вокзала. Само по себе отправление «Сапсана» в 5:30 не самое удобное (сейчас заменён Ласточкой с «более гуманным» временем отправления, а именно в 5:35).

Через два часа высаживаюсь в Бологом и сразу подмечаю на крайнем пути три зелёных вагончика с паровозом. Уже под паром. Но до посадки ещё около часа. Вообще самое время прогуляться до местных памятников: А. П. Маресьеву (с падения которого в здешних лесах начинается «Повесть о настоящем человеке») и В. С. Высоцкому. И паровозу «Лебедянке» между ними. Заблудиться абсолютно невозможно: с основных платформ выход в город осуществляется через подземный переход, около которого встречает Владимир Семёнович, а паровоз и Алексей Петрович располагаются на той же улице в прямой видимости.

Пригородный поезд Бологое - Осташков - Великие Луки образца 2020 г.
Пригородный поезд Бологое - Осташков - Великие Луки образца 2020 г.
Ретропоезд "Селигер" образа 2022 г.
Ретропоезд "Селигер" образа 2022 г.

Если ходить не хочется, то можно просто погреться у паровоза и насладиться работающей мощью. За 20 минут до отправления начнут посадку в вагоны. Билеты покупаются на входе. И одно замечание: счастливым обладателям банковских карточек лучше иметь какую-то наличку с собой – всё-таки со связью и прочими благами цивилизации дальше будет туговато.

Билеты на поезд. Обычные чеки, как в любом пригороде, прилагаются
Билеты на поезд. Обычные чеки, как в любом пригороде, прилагаются

В 9:15 раскатистый паровозный гудок оглашает окрестность, Лебедянка выпускает пар и плавно трогается. Первое время Николаевская и Бологое-Полоцкая дорога идут вместе, но последняя уложена на более низкую и простую насыпь и вскоре отворачивает на Бологое-Полоцкое. Первая остановка - 2 минуты.

«Осторожно! Двери закрываются. Следующая станция – Куженкино». Здесь сохранена атмосфера станций начала ХХ века. Деревянные лавки и печь в здании вокзала, бак с водой, работающая водонапорная колонка. Пассажирам поездов в выходной день здесь дают 30 минут для прогулок и изучение повседневной работы станций в прошлом веке. Мне повезло вдвойне, так как в те дни отмечало юбилей Общество любителей железных дорог, которые любезно разрешили ходить за ними хвостиком, слушать беседы, а ещё помогали с фотографиями.

В зале ожидания станции Куженкино
В зале ожидания станции Куженкино
Заправка паровоза
Заправка паровоза
Комплекс зданий в Куженкино
Комплекс зданий в Куженкино

.А в поезде даже позволили высунуться из дверей своего вагона на ходу. Ощущения незабываемые! Одной рукой держишься за поручень, в другой фотоаппарат (ремень которого предусмотрительно обвязан вокруг запястья). На всякий случай кто-то придерживает внутри за ноги. Хорошо всё, кроме отстирывания светлой рубашки дома. Серой от сажи и порядочно пропахшей дымом.

А поезд едет через золотую осень. Неторопливо. Давая насладиться красотой. Так незаметно пролетают оставшиеся три часа до Осташкова.

-7
Селигер
Селигер

Впрочем, сам Осташков – город привлекательный в своём спокойствии и провинциальности. Только немного запущенный. Но гулять по нему это не мешает. А уж шуршать листьями, как в известном клипе ДДТ, вообще прекрасно.

Магазинчик в странном здании
Магазинчик в странном здании

Ходкие путешественники могут успеть сходить в монастырь, но насколько правильно это делать бегом, я судить не возьмусь.

Осташков
Осташков

Для тех, кому ходить не хочется совсем, в Осташкове тоже найдётся занятие. Можно посмотреть на процесс разворота паровоза с помощью треугольника прямо на станции. Но это развлечение я оставила на другой раз.

Паровоз на манёврах
Паровоз на манёврах

И через три часа, поменяв вагоны в Великие Луки на вагоны из Великих Лук, маленький поезд отправляется назад. Дорога будет той же самой, поэтому можно порассматривать фотоэкспозицию в вагоне. Строительство и будни БПЖД.

Вскоре после его прибытия на конечную в Бологом окажется Ласточка Москва – Санкт-Петербург, на которой я и уехала обратно.

Салон ретропоезда
Салон ретропоезда

Советы путешественникам из своего опыта:

Если цены на скоростное сообщение по какой-то причине не устраивают, то можно доехать и на обычных поездах дальнего следования. Будет больше времени на изучение Бологого, но выспаться не получится.

Есть и другой вариант маршрута по заповедной дороге. Вечером в пятницу уехать в Великие Луки и стартовать уже оттуда: поезда стыкуются идеально, но и погулять денёк в городе тоже хорошо. Так можно решить вопрос с доставкой себя к утренней «Ласточке» до начала работы общественного транспорта.

Но стоянка в Куженкино будет уже обычной. В обратную сторону способ тоже работает: минусы и плюсы при этом меняются местами. Кстати, кресла в «Селигере» удобные, так что 10,5 часов в них провести реально, но большого разнообразия пейзажей за окном не будет.

В 2022 г. в Осташкове были явные проблемы с общепитом. Какой-нибудь перекус лишним не будет. А кипяток всегда можно взять в вагоне..."

Вот такая у нее получилась история и такие воспоминания. Надеемся, что кому-то это поможет определиться и сориентироваться.

Спасибо, что следите за каналом!

Полоцк
910 интересуются