Позвольте сегодня пригласить вас в театр! Театр не самый обычный, а с национальным оттенком. Каким? Можно догадаться по названию, но на всякий случай я опубликую и его афишу, из которой все сразу станет предельно ясно.
Сперва немного поговорим о здании, в котором расположен театр. Вскоре после коронации Николая I было издано распоряжение о планировке ближайшей к городу части Петербургского шоссе и превращению его в проспект с парками и бульварами. В 1830 году на обновленный проспект из центра Москвы переехал известный французский ресторатор Транкль Ярд со своим рестораном "Яръ" (позже просто "Яр"). Место он выбрал более чем подходящее - на огонек к французу заходили и жители города, и путники, которым предстояла долгая дорога из Москвы в Петербург.
Спустя несколько десятилетий владельцы ресторана решили заказать новую постройку. Они обратились к архитектору Адольфу Эрихсону, который к тому времени уже украсил город такими великолепными зданиями, как особняк Анны Леман на Гранатном переулке, усадьба Щукина на Малой Грузинской и здание телефонной станции на Милютинском переулке. В 1910 году проект Эрихсона был полностью реализован. Обновленный ресторан выделялся не только помпезным внешним видом, но и дорогим современным техническим оснащением от ведущих европейских производителей.
Престижный "Яр" пользовался успехом у элиты того времени, нередко он попадал в сводки городских газет:
"За столиками, расписанными еще за месяц, - московская знать, московское именитое купечество" ("Голос Москвы" от 1 января 1912 г).
"Немножко статистики. Встречавшими новый год в ресторанах выпито 6500 бутылок шампанского" ("Московский листок" от 3 января 1912 г).
В советское время облик здания неоднократно менялся. Здесь размещались студия "Детфильм", клуб летчиков, Центральный дом Гражданского воздушного флота. После окончания Великой Отечественной войны к зданию ресторана "Яр" был пристроен четырехэтажный корпус, в котором разместилась гостиница "Советская". Белый зал ресторана стал театрально-концертным залом отеля.
Единственный в мире цыганский театр "Ромэн" был образован в 1931 году. Долгое время у него не было места постоянной дислокации. Большинство актеров старшего поколения пришли в труппу из кочевых таборов и хоровых ансамблей. Руководители театра сумели раскрыть талант каждого из них и научили делиться со зрителем той неиссякаемой энергией, которой они владели с самого детства. Для цыган "Яръ" было непростым словом - еще в старой Москве ресторан был центром притяжения цыганской культуры, сюда регулярно приглашали известнейшие цыганские хоры и исполнителей.
"...Кухня там балы образцовая, и пел лучший в Москве хор цыган... Постоянной публики "Яра" было мало... пока не наезжала кутящая компания или любители цыганского пения..." (И.В.Давыдов, "Из прошлого").
Театр стал известным после первого же спектакля "Жизнь на колесах", и все последующие его премьеры пользовались завидным успехом.
В 1969 году театр "Ромэн" обосновался в театрально-концертном зале гостиницы "Советская". В его жизни начался новый этап, с которым мы с вами сейчас познакомимся более подробно.
Двери театра открываются за час до начала спектакля. За это время зрители успевают переодеться, привести себя в порядок и даже перекусить в театральном буфете. Знакомство с творчеством коллектива рекомендуется начинать со спектакля "Мы - цыгане", который уже более 45 лет идет с непременным аншлагом. В нем задействована вся труппа театра, вплоть до художественного руководителя, которым сегодня является народный артист РФ Николай Сергиенко.
Любой театр начинается с вешалки, и даже в цыганском нет никаких исключений из этого золотого правила. В расположенный в подвальном помещении гардероб ведут шикарные винтовые лестницы.
После гардероба посетители попадают в просторный холл с мраморными полами и расписными потолками.
Здесь можно не только застыть в изумлении от красоты, но и немного подкрепиться, оправиться и завершить последние приготовления перед спектаклем.
Звенит первый звонок, и нам пора перемещаться из подвала на верхний уровень. Чтобы оказаться у дверей, ведущих в зрительный зал, нужно преодолеть несколько лестниц и обязательно остановиться у каменной вазы с советским барельефом, символизирующим единство трудового народа.
Просторное фойе выглядит более чем торжественно.
Здесь можно познакомиться с артистами многих поколений, которые посвятили свою жизнь театру. Их фотографии размещены на стенах помещения.
В труппе театра в разные годы работали Ляля Черная, Рада и Николай Волшаниновы, супруга Николая Сличенко Тамилла Агамирова, Василий Бизев, Раиса Демент, Екатерина Жемчужная. Дольше всех "Ромэном" руководили Семен Баркан (1951-1963, 1965-1977) и Николай Сличенко (1977-2021). Все вышеупомянутые люди несчетное количество раз выходили на сцену цыганского театра, играли роли в фильмах и сериалах и получали почетные звания и благодарности.
Буфет изобилует холодными, горячими и горячительными напитками и закусками к ним. За столами под портретами выдающихся цыган опытные театралы ведут дискуссии о былых временах и готовятся к предстоящему спектаклю.
Специальный зал за буфетом отведен под постоянную экспозицию. Здесь можно не только внимательно изучить афиши прошлых лет, но и посмотреть архивные фотографии и картины, повествующие о непростой жизни кочевников, а также увидеть традиционные цыганские наряды.
Нередко перед спектаклем в этом зале звучит живая музыка.
Второй звонок - пора занимать место в зрительном зале. Со времен "Яра" здесь поменялось очень многое, но все еще осталась та загадочная атмосфера, которая не отпускает зрителя до тех пор, пока не дрогнет занавес.
Третий звонок. На сцену, которая еще помнит тяжелую поступь шагов Федора Шаляпина, выходит Николай Сергиенко. Он начинает свой рассказ о том, как цыганский народ начал свой долгий кочевой путь из древней Индии и Египта и спустя века нашел свое пристанище на территории России.
Перед зрителями появляются артисты. Один за другим они заполняют сцену, поют, пляшут, и вот уже люди в зале начинают подпевать и пританцовывать вместе с цыганским табором. Протяжный плач скрипки сменяет задорная семиструнная гитара, а на том месте, где только что лежала сраженная клинком Кармен, уже весело отплясывает Грушенька, героиня повести Лескова "Очарованный странник".
Почти 2,5 часа проходят незаметно, и вот уже весь коллектив выходят на поклон. Уходить не хочется, потому что невольно понимаешь, что ты сам стал частью цыганской культуры. Настолько сильно действует игра актеров на зрителя.
В репертуаре театра - более 20 спектаклей, повествующих о всех аспектах цыганской жизни. Это и постановки по произведениям отечественных писателей («Игра в орлянку», «Грушенька», «Колокола любви», «Здравствуй, Пушкин»), и комедии («Подкова счастья», «Графиня-цыганка»), драмы («Луна - сестра печали», «Песочные часы»), шоу («Цыганская ночь») и музыкальные истории о жизни современных цыган («Бриллианты и любовь»). Творческий путь Николая Сличенко, главного цыгана Советского Союза, был удостоен отдельной постановки под названием «Так бывает…».
Очень надеюсь, что на вопрос о том, как выглядит культурная жизнь московских цыган, мне удалось дать исчерпывающий ответ. А о ваших впечатлениях от посещения театра и от знакомства с его коллективом прошу делиться в комментариях!
Спасибо за внимание!
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал здесь и в телеграмме. Впереди еще очень много интересного. Многие из новых публикаций не отображаются в новостной ленте, поэтому рекомендую иногда заходить на страницу https://dzen.ru/pomoskve , чтобы видеть все обновления!