Фестиваль среди съемочных групп, состоящих из любителей, прошел впервые в Петрозаводске и вызвал ажиотаж. Внимание, в статье присутствуют спойлеры. Впрочем, такое кино даже этим не испортишь.
Фестиваль плохого карельского кино
20 сентября в Петрозаводске прошел финал «Фестиваля плохого карельского кино». К участию принимались работы местных авторов. Организаторы призвали энтузиастов киноискусства вдохновляться фильмами категории «Б» и не стесняться ошибок, нелепостей, клише и глупых поворотов сюжета. Напротив, именно этого и ждали от творцов.
«Помните, что в мире плохого кино ошибки — это бриллианты! Даже если ваш бюджет ограничен пачкой сухариков и втулкой от туалетной бумаги, благодаря воображению и креативному подходу вы сможете создавать космические саги, апокалипсисы и восстание зомби-гусей. Используйте пластиковые тарелки вместо летающих, приглашайте друзей, завернутых в одеяла, сыграть неведомых потусторонних тварей. И не забудьте про кетчуп… много кетчупа! И кто вообще решил, что он не похож на кровь?» — пригласили к участию организаторы. Хронометраж плохих фильмов — до пяти минут, ради сохранения душевного здоровья самих зрителей.
В судейское жюри вошли профессионалы разных сфер кинопроизводства. Среди них — режиссер Иван Кульнев, видеооператоры Максим Волков и Арсений Васильев, а также звукорежиссер Артем Яковлев. Главный организатор фестиваля, предприниматель Никита Шарипов, также присоединился к коллегии. Лучшие, а точнее, худшие фильмы отметили денежными призами и памятными подарками. Организаторы «Фестиваля плохого карельского кино» учредили совсем неплохой призовой фонд — 100 тысяч рублей.
«Кровосинтез», или Как сделать бутафорскую кровь
В шорт-лист вошло 15 работ, которые показали на фестивале. Мы поговорили с авторами одной из них — фильма «Кровосинтез», который занял второе место. Молодой режиссер Владислав Потапов не был готов к такому успеху: сюжет будущей картины несколько раз переписывался, в итоге на съемки его команда поехала вообще без четкого сценария.
«Группа военных ученых сталкивается с неведомым злом в карельском лесу. Окутанные кромешной тьмой специалисты вступают в схватку с ужасающим существом, похожим на растение. Оно убивает, питается плотью и его не остановить, покуда не завершится «Кровосинтез», — так звучит аннотация к фильму. Реализовать съемки мистического триллера с элементами боевика оказалось непросто даже на уровне «очень плохого» кино.
«По сюжету, специалистов одного за другим жестоко убивает лесной монстр. Оказалось, что поставить сцену драки — очень сложно, нам пришлось применять «рваный монтаж» на этих моментах, чтобы выглядело динамичнее. В духе второсортного кинематографа сцены хотели снять максимально кровавыми. Несколько литров бутафорской крови сделали из молока и пищевого красителя. Для того чтобы «кровь» туго била из тела, я сконструировал специальный прибор из трубок и садового опрыскивателя. Получилось вполне неплохо», — рассказал Владислав Потапов «Республике».
Костюм монстра команда создавала на месте — из травы, веревки и палок. Маска, сшитая из перчаток, дополнила образ твари. Сыгравший чудище Максим Мишарин героически носил многокилограммовый наряд несколько часов. В конце предстояло красочно взорвать антагониста. Финальный выстрел главный герой производит из гранатомета М-79, такой же, как у Арнольда Шварценеггера во втором «Терминаторе».
Чтобы снять смерть монстра, киноделы сделали распорку и нарядили в костюм. Вместо головы водрузили волейбольный мяч в маске. Купили самые мощные петарды, которые нашли, заложили в чучело пакетики с кровью. Пиротехнические работы пошли не по плану, но результат команду порадовал. Всего на съемки ушло два полных дня. Дальше предстоял пост-продакшн.
«Сочные звуки разрываемой плоти, ломающихся костей и прочей «расчлененки» — всего лишь лопающиеся в руках помидоры, хрустящая капуста и одна съеденная перед микрофоном морковь. Рычание монстра тоже записали сами, исказив в программе собственные крики», — по словам Владислава, все звуки в фильме, кроме, пожалуй, взрыва — собственного производства.
«Несмотря на то, что от нас ждали плохого кино, рука тянулась делать хорошо. С чувством перфекционизма приходилось иногда бороться. Но конечный результат фильма нам показался в меру «плохим» и в меру интересным», — подытожил Владислав Потапов.
Лучший худший
Перед жюри стояла непростая задача — критерии фестиваля располагали к широкому полету фантазии и экспериментам, а назвать лучшего среди худших — непростая задача даже для профессионалов своей сферы. Как рассказал «Республике» один из судей, Арсений Васильев, победителей не могли выбрать до последнего момента, а некоторые решения были приняты уже на самом фестивале. А о том, на что смотреть при просмотре «плохого» кино, поделился другой член жюри Артем Яковлев.
«Выносил свое решение по отклику. Какой фильм вызвал наиболее сильную эмоцию, тот и победил. Любое искусство — это эмоция. А вообще, конечно, стандартные критерии здесь не работают. Такие, как качество звука, картинки, сюжета. Мой фильм-фаворит среди участвовавших был хуже всего по звуку», — рассказал член жюри, звукорежиссер Артем Яковлев. По его словам, главным открытием фестиваля стало то, что люди в Карелии могут очень здорово снимать — с идеей, концепцией.
Третье место на фестивале занял фильм «Тайна пропавшего яйца» Татьяны Ларионовой. Главный приз достался картине «Последние Херои Навсегда» Тимофея и Елены Хидман. Все 15 картин, представленные на фестивале, оказались непохожи друг на друга: был и комедийный боевик, и триллер про вампиров, и мокьюментари о Карелии. Один из авторов представил анимационный фильм, а другой — творение, созданное совместно с нейросетью.
50, 30 и 20 тысяч рублей получили авторы кинолент, вошедших в тройку победителей. Кроме того, им вручили VHS-кассеты с собственными фильмами, постеры их творений и другие призы. На удивление, интерес к плохому кино в Карелии оказался высокий — все билеты на фестиваль были раскуплены.
«Конечно, эта индустрия в регионе сейчас находится в постзачаточной, скажем так, стадии. Есть люди с опытом, те, кто имеет знания и оборудование. Есть целые команды энтузиастов, которые начинают сотрудничать друг с другом. Но стоит понимать, что кино — это мультимедийный продукт, и весьма не дешевый», — резюмировал Артем Васильев.
И все же, любое искусство обретает свой смысл лишь через восприятие зрителя. Для этого, по словам организаторов фестиваля, и провели мероприятие — вдохнуть в карельскую киноиндустрию содержание и дать ей импульс к развитию.