Найти в Дзене
ECNO

Как тирания разрушает государства, или почему Ботсвана богатая, а Сьерра-Леоне бедная.

Ботсвана и Сьерра-Леоне — это африканские страны, которые, хоть и находятся довольно далеко друг от друга, но после обретения независимости имели похожие стартовые условия. Обе эти страны были британскими колониями, которые занимались сельским хозяйством, но переключились на алмазную промышленность.  Сегодня Ботсвана — одна из наиболее быстрорастущих экономик не только в Африке, но и во всем мире, в то время как Сьерра-Леоне, согласно МВФ, вторая беднейшая страна на планете по ВВП на душу населения. Причина такому серьезному отрыву — различия в управлении после обретения независимости. На момент обретения независимости в 1966 году Ботсвана была третьей по бедности страной в мире, не имела практически никакой инфраструктуры, лишь 22 человека в стране имели высшее образование. К власти пришел Серетсе Кхама — вероятно, один из лучших африканских правителей новейшего времени. Он приступил к осуществлению реформ, нацеленных на превращение страны в экономику, основанную на экспорте (в осн

Ботсвана и Сьерра-Леоне — это африканские страны, которые, хоть и находятся довольно далеко друг от друга, но после обретения независимости имели похожие стартовые условия. Обе эти страны были британскими колониями, которые занимались сельским хозяйством, но переключились на алмазную промышленность. 

Сегодня Ботсвана — одна из наиболее быстрорастущих экономик не только в Африке, но и во всем мире, в то время как Сьерра-Леоне, согласно МВФ, вторая беднейшая страна на планете по ВВП на душу населения. Причина такому серьезному отрыву — различия в управлении после обретения независимости.

На момент обретения независимости в 1966 году Ботсвана была третьей по бедности страной в мире, не имела практически никакой инфраструктуры, лишь 22 человека в стране имели высшее образование. К власти пришел Серетсе Кхама — вероятно, один из лучших африканских правителей новейшего времени. Он приступил к осуществлению реформ, нацеленных на превращение страны в экономику, основанную на экспорте (в основном мяса, меди и алмазов, чьи большие залежи были очень удачно открыты в 1960-х годах). 

Кхама ввел жесткие меры по борьбе с коррупцией, которая до сих пор является помехой развития в соседних странах. Его администрация проводила политику расширения свободы рынка и прав бизнеса. Были снижены налоги на прибыль, либерализована торговля, расширены свободы человека, Кхама отстаивал либеральную демократию и боролся с расизмом — и все это в самом центре региона, охваченного гражданскими войнами, расовой враждой, коррупцией и диктатурами.

Правительство активно привлекало иностранные горнодобывающие компании на свои алмазные рудники, а взамен присваивало себе 50% от их прибыли. Эти доходы были инвестированы в развитие инфраструктуры, здравоохранения, образования и других отраслей экономики, которые стали основными драйверами экономического роста.

Все это привело к тому, что экономика Ботсваны стала самой быстрорастущей в мире.

Теперь посмотрим на Сьерра-Леоне, которая, в отличие от Ботсваны, имеет такие преимущества, как прямой выход к морю и куда более легкодоступные алмазные залежи. После обретения независимости в 1961 году к власти в стране пришел Милтон Маргаи, который хоть и был честным лидером, но умер через три года после вступления в должность. На смену ему пришел его младший брат Альберт — куда менее добросовестный лидер, попытавшийся сразу же консолидировать власть в своих руках и проводивший политику сегрегации по национальному признаку. 

Это подняло волну недовольства и в последующие два года в стране произошло целых три переворота, после которых к власти пришел Сиака Стивенс. Стивенс де-факто сразу же привел страну к тоталитарному репрессивному режиму, в том числе при помощи запугивания и убийств оппонентов. Диктатура Стивенса была крайне жестока и коррумпирована даже по меркам Африки.

Это привело к упадку в экономике — тиран и его приближенные сразу же начали разворовывать ресурсы страны для собственного обогащения. Коррупция приобрела такие масштабы, что многие социальные сферы просто не могли функционировать: здравоохранение, образование и другие общественные сервисы практически перестали существовать.

На смену Стивенсу после его смерти пришел Джозеф Момо, который перенял тоталитарные черты своего предшественника, а в чем-то был еще хуже. Десятилетия коррупции, хищения и жестокого авторитарного режима привели к такой нестабильности, что в 1991 году в стране началась гражданская война, которая окончательно уничтожила экономику государства. На протяжении следующего десятилетия по стране шли волны убийств и насилия, и даже детей использовали в качестве солдат. Хуже всего ситуация обстояла в регионах с алмазными залежами, где вооруженные бандитские группировки вели жестокую борьбу за контроль над ними. 

Сьерра-Леоне сегодня — это страна, которая до сих пор не восстановилась от гуманитарного и экономического кризиса, устроенного ее деспотическими лидерами. 

Нынешнее правительство унаследовало несостоявшееся государство, которое они вряд ли смогут восстановить в ближайшем будущем, так как уровни коррупции в стране до сих пор продолжают бить любые рекорды.

Обе страны имели одинаковые условия, можно даже сказать, что у Ботсваны они были хуже. Однако руководство Сьерра-Леоне пошло по пути коррупции и хищения, инструментом для чего стала жестокая диктатура, тогда как демократическое руководство Ботсваны создавало фундамент для одной из самых богатейших и комфортных для жизни стран Африки.