В 1960-х годах советский цирковой медведь Гоша гремел на весь мир. Он был профессиональным и универсальным цирковым артистом, владел многими жанрами и активно снимался в кино не только в СССР, но и за рубежом. Гоше рукоплескали стадионы, его называли чудо-медведем, а некоторые всерьез подозревали, что в медвежьей шкуре прячется человек – просто не возможно было поверить, что неуклюжий лесной зверь способен проделывать такие трюки. Кроме того, это первый и единственный медведь в мире, которому выдали настоящее водительское удостоверение.
В мае 1954 года юный дрессировщик Ваня Кудрявцев купил в Иркутске у охотников крохотного трехнедельного медвежонка. Зверь был совсем крошечный, весил меньше килограмма, почти слепой. В цирке, где работал Иван, от медвежонка сразу отказались – слишком мал и слаб.
Но парень пожалел малыша, и, выложив за него сто пятьдесят рублей, даже не подозревал, что через пару лет этот кроха превратится в 500-килограммового исполина, станет самым знаменитым медведем в мире и прославит своего спасителя.
Своего подопечного Иван сначала назвал Мишуткой, но после переименовал в Гошу. Он возился с ним как с грудным ребенком – играл, гулял, купал, кормил молоком из бутылочки, каждое утро варил овсяную кашу. А после, тщательно изучив книги о животных, начал с ним усердно заниматься. В те годы считалось, что обучить медведя больше чем двум-трем трюкам невозможно. Но Гоша же был словно рожден для цирка. Он схватывал все на лету, и выполнял около пятнадцати сложнейших трюков. В том числе гонял на велосипеде, мотоцикле и даже освоил езду на автомобиле.
В середине 1970-х на ижевском автозаводе переделали специально для медведя пикап ИЖ-27151 в экспортном исполнении – с прямоугольными фарами и двухэтажной хромированной радиаторной решеткой с вертикальными прорезями. На этом пикапе, о котором даже боялись мечтать обычные советские люди, бурый медведь Гоша рассекал по улицам Ижевска.
Но, конечно же, нажимать на педали и переключать передачи даже такому умникуму, как Гоша, было не под силу. Тогда в пикапе организовали фальшпол, куда в лежачем положении помещался человек. Он-то и управлял машиной, ориентируясь по скрытым зеркалам. А уже поверх фальшпола было организовано специальное сиденье для Гоши.
Кроме того, это был первый и единственный медведь в мире, которому официально вручили водительское удостоверение серии ИЖ 000001, выданное ГАИ МВД Удмуртской АССР – как положено, с печатью и подписями членов комиссии и предкомиссии. В графе «фамилия» значилось: Гоша.
На второй странице удостоверения имелась и краткая характеристика водителя: «Владелец – единственный в мире. Характер уравновешенный, но не любит панибратства. К сотрудникам Госавтоинспекции настроен дружелюбно. Состоит членом городской транспортной дружины города Ижевска. Особые отметки: при проверке на линии может не предъявлять удостоверение и рыкнуть по-медвежьи».
Впервые медведь и его дрессировщик Иван Кудрявцев появились в комедии «Косолапый друг», посвященной 40-летнему юбилею советского цирка. За свою жизнь Гоше удалось поработать с такими звездами, как Олег Попов, Николай Боголюбов, Татьяна Пельтцер, Сергей Филиппов и другими.
В своей автобиографичной книге «На арене с Гошей», которой зачитывались советские дети, Кудрявцев вспоминает, как проходили съёмки одного из фильмов с участием Гоши в ЦПКО имени Горького: «Тысячи взрослых и детей с интересом наблюдали, как кинооператоры снимают лохматого спортсмена, чинно восседающего на мотороллере. В парке я слышал «авторитетные» разъяснения вероятно очень «осведомлённых» людей, что это, конечно, не медведь, а переодетый актёр».
Гоша и Иван снимались не только в СССР. После оглушительного успеха в Союзе их пригласили во Францию – косолапому предложили главную роль в комедии «Медведь», а дрессировщик стал дублёром одного из артистов. У французов уже была отснята первая версия киноленты, где роль медведя сыграл актёр, одетый в шкуру. Создатели картины пошли на этот шаг, отчаявшись заполучить на съёмки знаменитого русского хищника. В итоге кино было переснято, а Гоша легко и блестяще справится со своей ролью. К сожалению, в СССР этот фильм решили не показывать, несмотря на то, что получилась прекрасная добрая комедия с полусказочным сюжетом.
«Гоша — замечательный актёр. Медведь необычайно талантлив. Он не только послушно исполняет заданные ему сцены, но нередко импровизирует прямо перед кинокамерой. Его импровизации всегда смешны и удачны. После начала съёмок мы вместе с режиссёром внесли в сценарий немало изменений, которые «подсказал» нам Гоша», — вспоминал автор сценария комедии Роже Можу.
Одним из интересных моментов съёмок стало «обучение» медведя иностранному языку. Сцена снималась следующим образом: несколько страниц учебника густо намазали мёдом, затем положили книгу в портфель. Учуяв своё любимое лакомство, Гоша безошибочно его находил, разрывал портфель и языком «перелистывал» страницы, добираясь до самых сладких из них.
Свою самую большую и сложную роль в кинематографе Гоша сыграл в фильме «Король манежа», который вышел на экраны в 1970 году. Это кино целиком держится на его работе в кадре. Недостаточно было просто отснять привычные медведю трюки — Гоше требовалось мастерски сыграть целый спектр эмоций: грусть, радость, лирическую задумчивость, испуг и разочарование. Ещё одной трудностью было то, что основная часть съёмок проходила в лесу. Не считая первых трёх недель своей жизни, Гоша никогда не видел лес, и Иван Кудрявцев очень переживал, что в животном взыграет инстинкт, и медведь попросту сбежит. Но ничего такого не произошло.
Зато Гоша в сцене празднования так ответственно подошёл к своей работе, что съел ведро супа, ведро манной каши и запил всё это вином. На следующий день съёмку пришлось отменить, потому что «артист» был не в форме: лежал, закрыв глаза, и стонал. Кстати, во время работы над этим фильмом Гоша едва не погиб – провалился в болото, откуда его вытащили с большим трудом.
Также Гоша снимался во многих телевизионных и хроникальных лентах. Однако наибольшую известность принесли ему выступления именно на цирковом манеже. Сейчас трудно даже приблизительно подсчитать, сколько раз довелось этому медведю выходить на арену за свою почти 30-летнюю цирковую карьеру, которую он начал в конце декабря 1956 года в одном из сельских клубов Молдавии. С того дня Гоша объехал не только все цирки Советского Союза. Ему рукоплескали сотни тысяч зрителей в Болгарии, Польше, Румынии, Финляндии, Англии, Турции, Японии, Бельгии, Канаде, Индонезии, Бразилии, Уругвае, США, Испании, Австрии и на Кубе.
Газета New York Daily, отдавая должное гошиной суперпопулярности, в шутку предложила сделать его вице-президентом Америки. Кудрявцев отшутился: «Президентов у вас убивают, а я Гошу люблю, он мне живой нужен».
Однако Гоша поражал окружающих не только своим бесподобным артистизмом и умом, но и гигантскими размерами - под два метра ростом, весом полтонны – этот медведь до последних своих дней пребывал в отличной физической форме. Ежедневно съедал четыре килограмма хлеба и четыре кило овощей, проглатывал несколько яиц и полведра каши, выпивал два литра молока и закусывал все это десертом - ста граммами меда и ста граммами сахара.
Те, кто бывал в Ижевском цирке, наверняка обращали внимание на его эмблему – медведя на мотоцикле. Это и есть тот самый прогремевший на весь мир цирковой медведь Гоша, которого однажды спас от смерти, а после обучил трюкам обычный паренек из удмуртского села Валамаз Ваня Кудрявцев, мечтавший стать дрессировщиком.