Или просто МЭРИ ДЖЕЙН.
Так во многих зарубежных (преимущественно - англосаксонских) странах называют кожаные туфли-лодочки с низким вырезом и ремешками. Примерно такие:
В США они стали популярны боле 100 лет назад, в Европе - чуть позже, причём носили их и девочки, и мальчики, и девушки, и женщины. Но где-то с 20-30-х годов утвердилось представление о МЭРИ ДЖЕЙН как о женской обуви. Хотя для детей по-прежнему их делают унисекс.
Очередной всплеск интереса к данному виду туфель возник в конце 90-х, в контексте школьной и псевдо-школьной моды. То есть их массово носили те, кто причислял себя к детскому сообществу, очевидно, начитавшись набоковской "Лолиты" или насмотревшись японских развратных мультиков в стиле хентай.
Вспомните, во что были обуты участницы группы "Та-Ту".
Кроме того, в США туфли МЭРИ ДЖЕЙН почему-то полюбили фанаты панк-рока и психобилли, а также, отчасти, готы.
Часто девушки дополняли образ вязаными носками до колена в тёмных тонах с полосками или узорами и/или чулками (колготками), а также плиссированной юбкой в стиле школьницы.
Сегодня эти туфли по праву считаются классикой детской моды и символом детства для многих взрослых. А ещё их носят многие танцовщицы фламенко.
Название же туфлям дано в честь персонажа по имени Мэри Джейн, созданного американским карикатуристом Ричардом Фелтоном Аутко, которого ещё называют "отцом воскресных комиксов". Девочка в таких туфлях впервые промелькнула в его комиксе "Бастер Браун", опубликованном в 1902 году.
По сценарию, Мэри Джейн была сестрой главного героя, Бастера Брауна, озорного мальчика из богатой семьи. А самое интересное, что автор срисовал её со своей дочери, которую звали точно так же. По другой версии - со своей жены Мэри Джейн Мартин, внучки банкира из Ланкастера.
На всемирной выставке 1904 года в Сент-Луисе Аутко продал более 200 лицензий на право использования персонажей "Бастера Брауна" для рекламы своей продукции. Одной из них стала обувная компания Brown Shoe Company. Её руководство впоследствии выбрало очень интересную и беспроигрышную стратегию, наняв актёров и нарядив их в персонажей комикса Аутко. Группа ездила по всей стране и рекламировала обувь Brown Shoe Company.
Собственно, так в массовом сознании и закрепился образ МЭРИ ДЖЕЙН как обуви для мальчиков и девочек.