Найти в Дзене
Личный опыт

Заклинание именем, Книга мертвых и плоть Бабы Яги. В чем секрет?

Оглавление

Почему в сказках так много откровенно жутких эпизодов? Даже в историях для возраста 3+ то колобка пытаются все время проглотить, то волку распарывают брюшко, а козлят пожирают заживо на глазах друг у друга. В детстве я не задавалась этим вопросом, просто принимала как данность. Неожиданный свет на некоторые факты пролил Владимир Пропп - известный русский филолог - в своей книге "Исторические корни волшебной сказки". И если раньше Баба Яга воспринималась как вредный и злобный, но все же сказочный персонаж, то теперь истоки ее древнего воплощения обрели новые смыслы.

Избушка на курьих ножках - это могила

Ты закрыла сердце на замок,
Чтобы я в него войти не смог.
Или я взломаю твой секрет,
Или ты сама ответишь мне
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Идя "куда глаза глядят" и невзначай подняв взор, главный герой Иван видит необычайное зрелище - избушку на курьих ножках. Эта избушка как будто бы давно знакома Ивану: "Нам в тебя лезти, хлеба-соли ести". Он нисколько не удивлен ею и знает, как себя держать.

Некоторые сказки сообщают, что избушка эта "крутится", т. е. вращается вокруг своей оси. "Стоит перед ним избушка на курьих ножках и беспрестанно повертывается". Повертывается она, однако, не сама собой. Герой должен заставить ее повернуться, а для этого нужно знать и произнести слово. Опять мы видим, что герой нисколько не удивлен. Он за словом в карман не лезет и знает что сказать. "По старому присловию, по мамкину сказанью: "Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом".

Что же здесь происходит? Почему нужно избушку повернуть? Почему нельзя войти просто? Часто перед Иваном гладкая стена -"без окон без дверей" - вход с противоположной стороны. "У этой избушки ни окон, ни дверей, ничего нет". Но отчего же не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно, этого нельзя. Очевидно, избушка стоит на какой-то такой видимой или невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Попасть на эту грань можно только через, сквозь избушку, и для этого избушку нужно повернуть.

Избушка открытой стороной обращена к тридесятому царству, закрытой - к царству, доступному Ивану. Вот почему Иван не может обойти избушку, а поворачивает ее. Эта избушка - сторожевая застава. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее.

"Избушка поворотилась к ним передом, двери сами растворилися, окна открылися"

Это пограничное положение избушки иногда подчеркивается:

"За той степью - дремучий лес, а у самого лесу стоит избушка". "Стоит избушка - а дальше никакого хода нету - одна тьма кромешная; ничего не видать".

Иногда она стоит на берегу моря, иногда - у канавы, через которую надо перепрыгнуть. Из дальнейшего развития сказки видно, что яга поставлена стеречь границу между живыми и мертвыми и над ней стоят хозяева, которые ее бранят за то, что она пропустила Ивана. "Как смела ты пропустить негодяя до царства?"

Заклинание избушки и Книга мертвых

Если вдруг замучили тебя
Шорохи ночные в тишине,
Лучше помолись, ведь это я -
Это я уже иду к тебе
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Чтобы попасть в избушку, герой должен знать слово. Есть материалы, которые показывают, что он должен знать имя. Эта магия слова оказывается более древней, чем магия жертвоприношения. Поэтому формула "стань к лесу задом", формула, отверзающая пришельцу двери, должна быть признана древнее, чем "дала коту маслица". Эта магия слов или имен с особой ясностью сохранилась в египетском заупокойном культе.

В 127-й главе "Книги мертвых" говорится:

"Мы не пропустим тебя, - говорят запоры этой двери, - пока ты не скажешь нам нашего имени".
"Я не пропущу тебя мимо себя, - говорит левый устой двери, - пока ты не
скажешь мне моего имени". То же говорит правый устой. Умерший называет имена каждой части двери, причем они иногда довольно замысловаты.
"Я не пропущу тебя через себя, - говорит порог, - пока ты не скажешь мне мое имя".
"Я не открою тебе, - говорит замок двери, - пока ты не скажешь мне моего имени". То же говорят петли, косяки и пол.
И в конце: "Ты знаешь меня, проходи".

Все эти материалы показывают, что избушка охраняет вход в царство мертвых, и что герой или произносит магическое слово, открывающее ему вход в иное царство, или приносит жертвоприношения.

Фу, фу, фу - как духом пахнет

Ты убила все свои игрушки,
Ты закрыла маме рот подушкой,
Чтоб никто не выдал твой секрет,
Чтобы мне никто не дал ответ
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Как бы ни разворачивался далее после входа героя в избушку сюжет - сразу Иван встречается с Ягой или прячется и дожидается ее тихонько - первая реакция старухи это реакция на запах. И судя по ее восклицаниям и причитаниям - запах этот ей резко не приятен.

Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху. Запах живых так же противен и страшен мертвецам, как запах мертвых страшен и противен живым. Все это показывает, что запах Ивана есть запах живого человека, старающегося проникнуть в царство мертвых. Если этот запах противен Яге, то это происходит потому, что мертвые вообще испытывают ужас и страх перед живыми. Ни один живой не должен переступать заветного порога.

Костяная нога - а где плоть?

Теперь обратимся к рассмотрению самой Яги. Впервые Иван видит ее, когда входит в ее жилище - избушку на курьих ножках. Она, во-первых, лежит. Лежит она или на печке, или на лавке, или на полу. Далее, она занимает собой всю избу. "Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая". "На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос".

Но как понимать "нос в потолок врос"? И почему Яга занимает всю избу? Ведь она нигде не описывается и не упоминается как великан. И, следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она - мертвец. Отсюда и ее костеногость - это нога скелета, кость, не имеющая плоти.

Живите теперь с этим, ребята))