Найти в Дзене

Выпуск №2.1800 год(ч9)

Путешествие англичанина по земле войска Донского Летом этого года английский путешественник и писатель Эдвард Даниэль Кларк (Edward Daniel Clarke, 1769—1822), со своим компаньоном Дж.М.Крипсом, совершил путешествие по земле войска Донского. С 1790 года, он в возрасте тридцати лет, он объездил большую часть Европы, в том числе и Россию. После путешествия он получил степень доктора права (1804) и звание профессора минералогии в Кембриджском университете (1808) и описал своё путешествие в книге «Путешествие в разные страны Европы, Азии и Африки» («Travels in various countries of Europe Asia and Africa», которая была впервые опубликована в Эдинбурге в 1810 году. В первом томе этого 3-х томного труда описано путешествие по России, которое происходило в 1799 -1800 годах. В частности летом этого года, он проехал на карете с севера на юг по Казанскому тракту земли войска Донского. Для нас интересен и ценным является взгляд иностранца на жизнь Войска, особенно в «окрестностях» нашего города. На

Путешествие англичанина по земле войска Донского

Летом этого года английский путешественник и писатель Эдвард Даниэль Кларк (Edward Daniel Clarke, 1769—1822), со своим компаньоном Дж.М.Крипсом, совершил путешествие по земле войска Донского.

С 1790 года, он в возрасте тридцати лет, он объездил большую часть Европы, в том числе и Россию. После путешествия он получил степень доктора права (1804) и звание профессора минералогии в Кембриджском университете (1808) и описал своё путешествие в книге «Путешествие в разные страны Европы, Азии и Африки» («Travels in various countries of Europe Asia and Africa», которая была впервые опубликована в Эдинбурге в 1810 году.

Эдвард Даниэль Кларк (Edward Daniel Clarke, 1769—1822)
Эдвард Даниэль Кларк (Edward Daniel Clarke, 1769—1822)

В первом томе этого 3-х томного труда описано путешествие по России, которое происходило в 1799 -1800 годах. В частности летом этого года, он проехал на карете с севера на юг по Казанскому тракту земли войска Донского. Для нас интересен и ценным является взгляд иностранца на жизнь Войска, особенно в «окрестностях» нашего города. Насколько он был объективным, а не конъюнктурным, история умалчивает.

15 июня путешественники добрались до станицы Казанской и остановились на ночлег в доме станичного атамана. Его впечатления резко отличались от представлений, распространённых в Европе о дикости местных жителей. Например, их пугали слухами о том, что казаки едят младенцев, захваченных у врагов.

Первое знакомство с казаками, привело его к мнению, что это храбрый, великодушный, гостеприимный и веселый народ. «Казаки были народом, отличавшимся большой живостью и энергичностью, мало склонным к усердной работе, но любящим развлечения и буйных, если страсти разгорались. В своих танцах, песнях, и разговорах они проявляли большую пылкость. У них изобилие превосходной пищи и столько бренди, сколько они считают нужно выпить, поэтому удивительно, что в их станицах, так хорошо поддерживается порядок».

Очень поразила его чистоплотность казаков: «Я нигде не видел в России настолько чистых и хорошо одетых людей». Это мнение он высказывал неоднократно, описывая казаков, как в станице Казанской, так и в Черкасске.

Несмотря на воинственность казаков, его удивило редкое сочетание свободолюбия и субординации: «Если атаман звал кого-нибудь из жителей, по какому либо делу, пусть даже самому пустячному, то они кланялись ему, стоя с непокрытой головой, как в присутствии государя. Но, в тот момент, когда собрание заканчивалось, они проходили мимо, не обращая на него никакого внимания, не оказывая ему никаких знаков уважения, больше чем любой другой казак».

-3

О части его путешествия от станицы Казанской до Черкасска, которое началось 16 июня, много рассказывать не будем, а ограничимся лишь его некоторыми впечатлениями от пребывания на земле донских казаков.

Покидая станицу Казанскую, путешественник оценил гостеприимство казаков. «Жители дома, в котором мы так удобно располагались, категорически отказались принять плату за все хлопоты, которые мы им принесли. Ни одна просьба не смогла заставить ни одного из них, удовлетворить нас и принять эту плату. «Казаки не торгуют своим гостеприимством», - был ответ».

Далее, в книге подробно описано путешествие Кларка по Казанскому тракту, которое заняло четыре дня. Он рассказывает о том, что увидел во время поездки, включая посещение стоянки калмыков. Кларк делится своими впечатлениями о характере, обычаях и нравах этого народа. Возможно, мы посвятим этому отдельный выпуск.

Он рассказывает читателям о разных животных, которые обитают в донских степях: верблюдах, медведях, волках и бирюках. Тем самым он косвенно подтверждает ещё одно предположение о значении топонима «Аюта», о котором уже говорилось в первом выпуске. Особенно его поразило, как много в степи сурков и сусликов, некоторые из которых были белыми.

Еще из примечательного, он сообщает о встреченных караванах из 60-100 повозок с сушеной рыбой, которые двигались на юг России. В обратном направлении встретились ему казаки, которые самоходом возвращались с Итальянского похода, жалуясь на русских офицеров, которые их бросили на произвол судьбы на границе Италии и велели им самим искать дорогу домой пешком.

Вид Черкасска с стороны Аксая, гравюра по рисунку Кларка
Вид Черкасска с стороны Аксая, гравюра по рисунку Кларка

А теперь, более подробно, об увиденном Кларком в наших «окрестностях». Проехав красивую станицу Каменскую, 18 июня они заночевали на почтовой станции Гривенной. На следующий день проехали Шестибалочную почту, после которой он отмечает, что по всей округе располагались стоянки калмыков. И названия почтовых станов, и район кочевий калмыков, хорошо согласуются с картой майора Тюревникова, фрагмент которой был приведен в выпуске №1.

19 июня экипаж Кларка торжественно встретили и с почетным караулом казаков сопроводили в станицу Аксайскую, ошибочно приняв гостей за важных военных персон из Англии. Но ошибка казаков не смутила, радушие приема нисколько не пострадало, поселили гостей в достойное жилье, сохранив охрану.

На следующий день был праздник в честь выздоровления одного из детей императора, после прививки от оспы. И Кларк посетил службу в местной церкви, вместе с войсковым атаманом Орловым и последующую «скромную» трапезу. Восторженно описал благолепие храма и службы, немного съехидничал по поводу «постного» обеда: «Стол был уставлен всевозможной рыбой, супницами с ухой из стерляди, богатыми донскими винами, кубками вкуснейшей медовухи , сдобренной соками из разных фруктов».

Двойное каноэ, используемое казаками на Дону, гравюра с книги Кларка
Двойное каноэ, используемое казаками на Дону, гравюра с книги Кларка

Вечером Кларк отплыл на лодке в Черкасск. Сопровождал его подполковник Алексей Григорьевич Попов, который проявил к гостю такое гостеприимство и вежливое внимание, которое «тщетно было ожидать в просвещенных городах Европы». Поселен он был в дом, вероятно, непременного судьи генерала Д.М. Мартынова. Далее Кларк в своей книге приводит общие сведения о Черкасске, которые изложены в Выпуске №5, не будем повторяться. А далее в экстрактной форме изложим удивительные, необычные и малоизвестные факты и сведения, замеченные Кларком.

О рогозе (чакане)

Жители Аксая и Черкасска ели растение с такой жадностью, словно это был деликатес. Сезон его употребления только начался. Они снимали внешнюю кожуру и рядом с корнем употребляли нежную белую часть плодоножки длиной около 18 дюймов, которая получалась хрустящей, охлаждающей и очень вкусной. Для казаков молодых и старых, богатых и бедных - это было самое любимое блюдо. Вкус пресноватый, но в жарком климате прохладный и приятный овощ был в почете везде.

О лодках

Лодки на Дону представляют собой наиболее древнюю форму судна, используемого для плавания; это каноэ, сделанное из цельного куска древесины, в котором они передвигаются с помощью одного весла. Иногда, как в южных морях, они соединяют два таких каноэ поперечными досками и таким образом образуют своего рода палубу, способную перевозить значительные грузы.

Вид Черкасска во время наводнения, гравюра по рисунку Кларка
Вид Черкасска во время наводнения, гравюра по рисунку Кларка

О наводнении

Вход в Черкасск осуществлялся через широкие каналы, которые пересекали его во всех направлениях. С обеих сторон были деревянные дома, построенные на сваях, они как будто плывут по воде, к которым жители добираются на лодках или по узким мостикам шириной в 2 доски, со столбами и перилами, образуя сообщение со всеми концами города. Когда мы въехали в город, то увидели молодую часть его жителей, сидящих на коньках крыш домов, со своими собаками, которые живо бегали вокруг и лаяли в этой непривычной ситуации. При нашем приближении дети, словно лягушки выпрыгивали из окон и дверей в воду и через мгновение уже плавали вокруг нашей лодки. Казалось, всё говорило о том, что проходила гонка земноводных: не было видно ни дюйма сухой земли, и в центре очень густонаселенного мегаполиса, по меньшей мере, половина его жителей находилась в воде, а другая в воздухе.

О доме генерала

Попов привел нас в дом генерала, главного офицера и атамана Черкасской области. Он был купцом и очень богатым. Его дом, как и все те, что мы видели впоследствии, отличался исключительной чистотой и был очень элегантно обставлен. На стенах висели английские и французские гравюры; среди прочего, одна очень тонкая гравюра на тему, к которой я всегда относился с большим интересом, чем просто обычная. На ней был изображен Руссо в последние минуты жизни, просящий свою экономку открыть окно, чтобы он еще раз мог увидеть лик природы.

Об Александрийских столпах

В соответствии с преданием Александр Македонский перешел Дон и поставил город или цитадель на европейском берегу реки Танаис в местечке под названием Цимлянский. Следы этой работы сохранились до сих пор. В доме атамана Орлова стояли две мраморные колонны, привезенные оттуда, по его приказу. Связаны они были по легенде со святилищем, которое находилось в том месте, в соответствии с трудами Птолемея.

О рыбалке

Среди основных представителей водного мира (Дона - прим.) – белуга, осетр, стерлядь, судак, форель, карп, линь, щука, окунь, водяные черепахи и раки огромных размеров, некоторые из которых достигают размеров омаров. Последних ловят в огромных количествах с помощью тонущих небольших сетей диаметром 6 дюймов, наживленных кусочками соленой рыбы…

Белуга самая крупная из донских рыб, достигает в длину до 12 футов (3,6 метра- прим.)…

Один из старых донских рыбаков владел секретом, с помощью которого ему удавалось заманивать в ловушку самых крупных белуг, но он никому не хотел сообщить о своем ценном открытии. Мы видели, как он ловил рыбу на значительном расстоянии от нашей лодки, и отчетливо видели, что он, то и дело опускал в воду полый цилиндр, который издавал под водой шум, похожий на лопающийся воздушный пузырь и его было слышно с берега с обеих сторон.

Гравюра изображающая умирающего Ж.Ж.Руссо, которую увидел Кларк в доме генерала
Гравюра изображающая умирающего Ж.Ж.Руссо, которую увидел Кларк в доме генерала

О регалиях

Регалии хранились в церкви (Воскресенском соборе –прим.), которые мне показали… Один из подарков Петра - посох без каких-либо украшений, кроме тех которыми наградила его природа. Они (казаки – прим.) гордились им больше, чем всеми остальными. Он был похож на дубину, которую мы обычно видим с фигурой Геракла, из простого дерева без украшений, хотя и покрытого крепкими сучками, и рассчитанного на руки великана.

Об иконе

В той церкви (Воскресенском соборе-прим.) висело изображение «Богородицы с кровоточащей щекой», но с дополнением в виде руки натуральной величины, как будто отрезанной и прикрепленной к иконе рядом с рукой был помещен нож. Рассказывали, что священник ударил по изображению Богородицы и ранил её в щеку, которая до сих пор кровоточит, но тотчас по нему был нанесен удар, рука священника оторвалась и вместе с ножом прилипла к иконе.

Об иконастасе

В Черкасске есть еще одна каменная церковь, которая совсем недавно пострадала от пожара. Около четырех лет назад местные жители взялись за её восстановление и возвели великолепный иконостас, который если и имеет аналоги в России, то безусловно является удивительным произведением искусства, для этой части света. Он построен в греческом стиле и состоит из 14 коринфских колонн, полностью покрытых полированным золотом. Кроме того, есть похожие пилястры с росписями в более современном стиле, более приятными по сравнению с чопорным внешним видом, которые обычно демонстрируют картины в русских церквях.

О менталитете жителей Черкасска

Они во всех отношениях заслуживают похвалы за свою чистоплотность, будь то в личной жизни или в своих домах. Нет ни одного народа (я даже не исключаю своего собственного), который был бы более аккуратен в одежде, чем казаки… Обычной одеждой мужчины в Черкасске была синяя куртка, жилет и брюки белого цвета; последние были такими белыми и безупречно чистыми, что казались всегда новыми… Я никогда не видел казака в грязной одежде, кроме того их руки всегда были чистые, в их волосах нет паразитов, зубы белые, а кожа имеет здоровый и опрятный вид. Утонченные манеры, образованный ум, гостеприимные, благородные, бескорыстные сердцем, гуманные и нежные по отношению к бедным, хорошие мужья, хорошие отцы, хорошие жены, хорошие матери, добродетельные дочери, доблестные и послушные долгу сыновья - таковы уроженцы Черкасска. В разговоре казак-джентльмен, поскольку он хорошо информирован, свободен от предрассудков, открыт, искренен и прямолинеен.

О культуре

Иногда они устраивали общественные увеселения, такие как балы и вечеринки. Когда-то у них был театр, но он был запрещен. В некоторых домах мы видели книжные шкафы из красного дерева со стеклянными дверцами, в которых находились небольшие библиотеки.

О ссорах

Когда ссора между казаками заставляет их драться друг с другом, то они дерутся, как в Англии, кулаками, и никогда–ножами, кинжалами или какими- либо острыми предметами. Эта практика укоренилась в их народе….

О прогулке

Воскресным вечером подполковник Попов провел меня по всему Черкасску. Мы прошли расстояние равное 4 милям, ни разу не сойдя с моста. Все люди были в своих лучших нарядах, и зрелище от этого становилось ещё интереснее. От высоких и узких мостов часто отходят одиночные доски, что является единственным способом, приблизится к домам жителей, которые окружены крытыми галереями. На этих галереях из дерева, которое стало уже белым от воздействия воды и солнца, сидели старые и почтенные казаки, почти все из которых, когда мы проходили мимо, приближались друг к другу и уговаривали нас зайти в их дом и угоститься…

О домах

Жители Черкасска часто жаловались на нехватку места. Ни в одном доме не было внутреннего двора; все они сбивались в кучу, как будто во время ливня упали с облаков в реку и только ждали , когда спадет вода, чтобы спастись бегством….

План окрестностей Черкасска, нарисованный Кларком
План окрестностей Черкасска, нарисованный Кларком

Помимо приведенных сведений, Кларк делится своими размышлениями о происхождении казаков, о сомнениях жителей о дальнейшем развитии столицы казаков, об отличиях между великороссами и казаками. В некоторых своих суждениях автор, безусловно, допускает преувеличения, особенно когда сравнивает казаков и великороссов. Возможно, это связано с его дополнительной ролью «засланного казачка», которую он выполнял, помимо своей основной задачи путешественника. Ведь Кларк был англичанином, а они всегда готовы «столкнуть лбами» кого-либо. Не зря он проявлял большой интерес к местным картам, который был своевременно пресечен областным прокурором.

23 июня Кларк отправился в Аксай и далее в Таганрог, отметив, что в 4-х милях (7 верстах) от Черкасска находится Монастырский остров, откуда в прежние времена турки часто забирали женщин для гарема султана.

Такой увидел землю донских казаков будущий английский профессор.