Земледельца всегда влечет возможность возделать пашни столько, на сколько хватит сил. Кто-то осилит десяток гектаров, кому-то под стать будет и один–два, а кому то и десять соток не поднять. История знает много примеров, когда герою выдается удача, застолбить за собой "широкое поле" возможностей. Захватив это "поле", можно быстро возвыситься на каком-либо поприще, но удержаться на достигнутом уровне, сможет далеко не каждый.
Чтобы «застолбить» место на политическом поприще, надо иметь некоторые качества: честолюбие, решительность и харизма очень важны для политического взлета. Но и немаловажны качества, которые не очень приемлемы для "порядочных людей". Нормой вполне могут быть: коварство, предательство, жесткость. Эти качества способствуют удержанию власти, расширение её границ и даже «народную любовь».
Нечаянная удача Аскольда и Дира
Честолюбия, отваги и решимости с избытком хватало всем воинам из дружины Рюрика, а двое из них Аскольд и Дир, по всему друзья или даже родственники, оказались настолько самоуверенными, что решили выделиться из спаянного коллектива (по тем временам большая редкость). Возможно, причиной поступка был конфликт или даже участие в восстании Вадима Новгородского. В общем, кто там и с кем поссорился, история и летописи умалчивают.
Дружинники-викинги написали «заявление по собственному желанию», то есть отпросились у Рюрика за «обильными хлебами» на службе у византийского императора. Получив отпуск, два друга двинулись в дорогу, по известному пути «из варяг в греки». «Дотащившись» (волоком) до полноводного Днепра, друзья направили ладьи вниз по течению. Миновали Смоленск и Любеч, одним видом крепких стен отбивавшие «разбойные мыслишки» у подобного рода «странствующих рыцарей». Наконец, причалили к мосткам у небольшого поселения, на высокой круче, до того им неизвестному.
Городок живописно располагался на вершине холма, был тих и опрятен. Путники расспросили высыпавших на берег туземцев (полян) о том: чей город, кто в нем правит и кому платят дань? Ответы, наверное, привели в восторг потомственных ушкуйников.
Городок почти бесхозный, начальство «так себе», а хазары, которым кияне малую дань платят, вообще живут «за тридевять земель». Смекнули ребята, что здесь они могут неплохо устроиться. Ну и объявили себя «главными», взяли власть над «тихими полянами» на себя, а тех, кто их не понял, по обычаю отправили в расход.
Обустройство в Киеве и Византийская авантюра
Обложив местных жителей, посильными поборами, мобилизовали боеспособных киевлян и бродячих соплеменников-варягов в дружину и ополчение. Выгнали прочь, хазарских сборщиков дани. Рейтинг в плюсе, а счастья-то и нет. Вспомнили! «Да мы же в Константинополь плыли за тем самым счастьем. Рискнем взять силой то, что хотели заработать службой».
Рискнули. Тем паче греки народ квёлый, воевать не любят, все должно пройти «без сучка и задоринки». Собрали охотников, а их набралось немерено, организовали «логистику» и двинулись к Черному морю, на другом берегу которого, вожделенно маячили золотые купола Константинопольских храмов. Казалось, что богатая добыча ждет, не дождется начинающих флибустьеров. В 866 году, на двухстах лодках, двинулись в поход.
С трудом преодолев пороги, вышли на простор морской и с ветерком покатили по волнам к вожделенному «Эльдорадо». Их в Царьграде не ждали. Давно непуганый византийский народ, в панике кинулся под защиту мощных стен Константинополя, не вмещавшего всех беглецов от нашествия, доселе невиданных варваров русов. Страх обуявший византийцев, потребовал от властей империи неординарных шагов. И они сделали эти шаги.
Как Православные стали отмечать праздник Покрова Пресвятой Богородицы
Помимо прямой подготовки к обороне города, император Михаил III, позвал патриарха Фотия и предложил ему предпринять что-нибудь неординарное. Простые молебны не очень помогали и патриарх, при большом стечении народа вынес на берег святыню – ризу Богоматери и погрузил ее в тихое и спокойное море. Вдруг разбушевался шторм, разметавший утлые суденышки русов.
То ли буря, то ли весть о приближении сильного войска послужили причиной неожиданного снятия осады и возвращения русской рати восвояси, то ли какие другие доводы. На этот вопрос нет четкого ответа. Возможно, Аскольд и Дир просто испугались неизвестности и решили подобру-поздорову убраться восвояси.
Этот случай в истории положен в основу праздника - Покрова Пресвятой Богородицы, отмечаемого православной церковью, 14 октября. Почему современные украинцы, позиционирующие потомками древних киевлян сделали эту дату «днём захистника (защитника) отечества»? Просто так это трезвому разуму не понять.
После неудачной экспедиции за море, тандем «А и Д» укреплял власть в Киеве и его окрестностях. Результатом усилий друзей, стало оформление южнорусского государства. Киев стал стратегически важным объектом, для укрепившейся на севере Новгородской Руси. Там, после смерти Рюрика управленческие функции перешли к родственнику усопшего, Олегу Вещему. Он стал, как бы регентом при малолетнем сыне князя Рюрика – Игоре, а по сути, князем.
Не по «Сенькам» оказалась «гетманская шапка»
В 882 году, Вещий Олег собрал дружину и двинулся «на юга». По ходу покорил Смоленск, взял Любеч. Укрепившийся Киев внушал ему сомнения в достаточности собственных сил, а потому князь-волхв включил военно-политическую хитрость. Основное войско оставил на подходах к городу.
Малой дружиной, во главе с самим Олегом подошли к Киеву. Там, представившись «гостями (купцами), князь с товарищами ступил на берег. Встретить «торгашей» вышли на причал киевляне (и стар и млад), а впереди толпы, не ожидавшие подвоха киевские «гетманы»: Аскольд и Дир. По сигналу Олега из лодок выскочили несколько дружинников и зарезали самопровозглашенных правителей южной Руси.
Наблюдавшим разборки киевлянам, Олег популярно объяснил, что убитые вовсе не князья, даже некняжеского рода и, подняв на своих руках семилетнего Игоря, громогласно объявил его природным князем, а себя законным при нем опекуном. На этом все и успокоилось. Смирные киевляне приняли смену власти как должное и спокойно покорились. Наверное, с тех пор там и пошла «добрая традиция»: кто «круче о себе заявит», тот и главный. Ну а новые правители, после "первой революции гидности" стали править по - новому. Но это уже другая история.
Всё-таки, осталась память о незадачливых правителях Киева: на правом берегу Днепра, есть и поныне одно урочище, которое называется "Аскольдовой могилой".
Поставьте, пожалуйста, лайк чтобы поддержать статью и напишите свои мысли в комментариях! Подпишитесь на канал,
чтобы не пропустить новые публикации