Тема суфизма завоевывает внимание многих исследователей. Его зарождение, распространение и популярность обсуждаются в академических кругах и изучаются. Вопрос о распространении суфизма в СССР наиболее глубоко стал изучаться относительно недавно. Чтобы лучше разобраться с этой темой, мы предлагаем вам посмотреть наши лекции!
1. «Знакомый незнакомец: возвращение суфизма в ногайскую степь». Лектор: Ахмет Аминович Ярлыкапов — к.и.н., в.н.с. МГИМО МИД России, с.н.с. ИЭА РАН.
К 1980-м годам, когда в Советском Союзе разворачивались процессы ре-исламизации, ногайцы уже не имели целостного представления о суфизме. Однако исламизация предков ногайцев шла именно при помощи суфийских проповедников, проникавших в степи из Средней Азии. Суфизм сыграл огромную роль и в истории постордынских государств, в которых ногайцы оставались основным кочевым населением, — в особенности, в Ногайской орде и Крымском ханстве. Суфизм — кроме всего прочего, политически значимый элемент ногайской государственности, поскольку одна из родословных основателя последней, Эдиге (Едигея), представляла собой накшбандийскую сильсилю, восходившую к Абу Бакру. Суфизм был широко распространен среди ногайцев вплоть до начала XX века, хотя уже после XVIII-XIX веков он находился под значительным иноземным влиянием. В 1900-1920-е годы в Ногайской степи его распространяли уже суфийские проповедники из Бухары и Чечни. Возвращение суфизма в Ногайскую степь произошло уже в начале 2000-х годов, — уже с территории Дагестана. Жители Ногайской степи уже забыли о суфизме: сегодня он часто воспринимается ими как чуждое традиции явление. Поэтому местной суфийской общине приходится доказывать свою укорененность в ногайских традициях: шейхи находят могилы ногайских шейхов и других суфийских деятелей, воссоздают их биографии, устраивают к ним полноценные зияраты. Ногайские же ученики дагестанских шейхов создают собственные школы, в том числе и в городах и поселках нефте- и газоносного Севера.
2. «Лидерство в суфизме. Тюменский случай на рубеже XX-XXI вв.». Лектор: Максим Черепанов — старший научный сотрудник Института проблем освоения Севера Сибирского отделения Российской академии наук.
Несмотря на то, что суфизм имел глубокие корни в истории юга Тюменской области, к концу советского периода здесь не осталось суфийских наставников и организаций. Представителями тарикатов являлись, в основном, внутренние мигранты с Северного Кавказа. Среди коренного населения последователей суфизма не было. Однако с 2008 по 2012 гг. о себе громко заявило объединение мюридов дагестанского шейха Саида-эфенди Чиркейского «Ихсан», состоявшее в большинстве из татар – коренных жителей Тюменской области. Лидером этого сообщества был уроженец с. Карбаны Тюменской области Рафаэль Вилькарович Валишин (1956-2012 гг.). Как появилось и что представляло собой это сообщество? Что стало с «Ихсаном» после смерти их духовного руководителя? На чём основывалось его лидерство? Это главные вопросы предстоящего выступления. Основными источниками доклада послужили материалы, собранные автором в период полевых исследований 2000–х гг. в городах и сельских поселениях Тюменской области. Данный доклад основан на базе авторской статьи в рамках монографии "Суфизм после СССР".
3. «Транснациональные суфийские движения в глобализированном мире». Лектор: Д.В. Брилев — кандидат философских наук, доцент кафедры богословия и религиоведения Национального педагогического университета им. М. Драгоманова.
Д.В. Брилев рассмотрит феномен транснациональных суфийских движений, получивших распространение в исламском мире и за его пределами со второй половины ХХ века. Что сегодня представляют суфийские транснациональные сети и чем они отличаются от классических тарикатов? Как исследования диаспор помогают изучать транснациональные суфийские сети? В каком направлении происходит трансформация суфийских институтов: к «необратствам» или «реформированным суфийским организациям», и ждет ли нас «джамаатизация» суфизма? Что общего и различного между накшбандийа-хакканийа, организованной вокруг фигуры харизматичного шейха, неправительственной организацией «Минхадж ал-Коран» и Ассоциацией исламских благотворительных проектов? Что такое «традиционный ислам» и как он связан с транснациональными суфийскими сетями?
4. «История суфизма в Дагестане». Лектор: Шихалиев Шамиль Шихалиевич, кандидат исторических наук, руководитель научной группы археографии и источниковедения института ИАЭ ДФИЦ
Лекция посвящена истории распространения суфизма в Дагестане с XI в. по конец советского периода. История суфизма имеет многовековую историю в Дагестане. За период своего развития он стал неотъемлемой частью культурной, социальной и интеллектуальной жизни мусульман Дагестана. В лекции будет вкратце затронут вопрос о развитии суфизма в Дагестане в средневековый период. Основное внимание будет уделено истории развития суфийских сетей братств Накшбандийа и Шазилийа в Дагестане, полемике между реформаторами-джадидами и суфийскими шейхами по поводу легитимности суфийских практик в поздний имперский и ранний советский период, политике советского государства по отношению к суфизму и реакция самих суфиев на эту политику. Лекция будет сопровождаться презентацией, где автор ознакомит слушателей с эпиграфическими материалами и письменными источниками.
5. «Суфизм после СССР: динамика религиозного поля и акторы возрождения». Лектор: Панков Игорь Александрович — кандидат исторических наук (МАЭ РАН (Кунсткамера)), руководитель направления «Тасаввуф в современном мире» (Международный центр исламских исследований (МЦИИ)), заместитель директора Петербургского Музея Исламской Культуры.
В докладе будет представлен проект коллективной монографии «Суфизм после СССР». Книга должна стать результатом крупнейшего исследования, в котором будут объединены работы 22 авторов в области современного суфиеведения. Идея книги родилась из осознания существующей на сегодняшний день лакуны в изучении суфийских сетей на территории бывшего СССР. Весьма незначительный объем региональных исследований, посвященных современному суфизму, не позволяет сформировать полноценную обобщающую картину динамики его распространения и трансформации. Что же касается новых форм практики суфизма, распространенных среди немусульманского населения крупных городов, которые объединены в научном дискурсе термином «неосуфизм», то их изучение пока остается вне академического внимания. Цель сборника в том, чтобы вызвать интерес авторов к исследованиям по данной тематике и объединить наиболее значимые работы, основанные, в первую очередь на полевых этнографических материалах.
Больше интересных лекций смотрите на нашем сайте lectorient.ru
Текст взят из сайта lectorient.ru