После статьи о сыне генерал-полковника Г. И. Шпака, геройски погибшем в Чечне 29 марта 1995 года, меня попросили рассказать о братьях Георгия Ивановича, которые тоже достигли больших высот в своей области. Разыскивая материал, я много читала о семье генерала и в преддверии Дня матери, который будем отмечать в ноябре, решила сначала поделиться историей его супруги - Алевтины Григорьевны Шпак. Она родилась в семье офицера, и вся ее жизнь связана с армией, хоть сама она человек абсолютно мирной профессии - учитель. Каково быть дочерью, женой, матерью офицера и потерять сына в боевых действиях?
Дочь офицера
Алевтина Григорьевна считала себя человеком военным от рождения. Ее родители познакомились на фронте. Отец был летчиком-связистом. Мама - шифровальщицей. Она потеряла родителей в блокадном Ленинграде, после чего отправилась на фронт добровольцем. Григорий и Александра познакомились на аэродроме, но служили в разных частях. Их разделяло расстояние в 30 и более километров. Но они каждую свободную минуту рвались друг к другу на свидание.
Встречались примерно на середине пути, чтобы хоть пару часов провести вместе. Где-то под Винницей расписались и официально стали мужем и женой. А в сентябре 1945-го на свет появилось дитя их любви - дочь Алевтина. Самое яркое воспоминание ее детства - постоянные переезды. Отца постоянно переводили с одного места на другое, девочка не успевала привыкнуть к учителям и подругам. Но ей казалось, что так и должно быть.
Поэтому с пеленок Алла (так чаще зовут ее близкие) была уверена, что выйдет замуж за военного. Их образ жизни был ей абсолютно понятен и близок. Когда семья окончательно осела в Рязани, окна педагогического института, в котором она училась, выходили на военно-десантное училище - РВВДКУ. Учась на втором курсе, она познакомилась с курсантом Георгием Шпаком. Как выяснилось, навсегда.
Кстати, их свидания чем-то напоминали родительские. Сначала Алевтина садилась на катер и отправлялась туда, где находились курсанты. Проводила в дороге по пять и более часов ради непродолжительного общения. А когда по окончании вуза ее распределили в сельскую местность, уже Георгий приезжал к ней, преодолевая расстояние в 80 км. Предложение будущей жене он сделал 1 апреля. Алевтина сначала подумала, что это шутка. А когда поняла, что все серьезно, впервые осознала, на какую жизнь себя обрекает. Но рядом был ответственный человек с сильным характером, и она ответила "да".
Жена офицера
Помните знаменитую цитату из фильма "Москва слезам не верит"?
"Чтоб генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить да помотаться с ним по гарнизонам лет 20..."
Прибалтика, Дальний Восток, Средняя Азия - тот путь, который супруги прошли вместе.
Отец называл Алевтину декабристкой. Старшего сына Олега молодая женщина родила в 27 лет. Первого ребенка супруги потеряли. Георгий не смог приехать из лагеря, и она добиралась до нужного места на попутках. Этот марш-бросок сказался на здоровье. Когда родился Олег, откладывать вторые роды женщина не стала. Через год и 2 месяца на свет появилась дочь Елена.
Переезжать приходилось часто, но Алевтина выработала для себя правило - обустраивать жилье так, словно они здесь навсегда. Этому и дочь научила, которая тоже вышла замуж за офицера. Но, как оказалось, постоянные переезды - не главная проблема жены офицера. В конце 1979 года парашютно-десантный полк, которым командовал Г. И. Шпак, был направлен в Афганистан. Наступило мучительное время ожидания.
А потом в биографии Георгия Ивановича будут Югославия, Чечня, Военная академия Генерального штаба и новые назначения. Даже не знаешь, что тяжелее - быть на передовой или ждать. Тем не менее сына от военной стези никто не отговаривал. Олег ничего другого попросту не знал. Он даже отцу отправлял фотографии, снимаясь в военной фуражке. И когда поступил в РВВДКУ, отец требовал от него даже больше, чем от других. Как-то оставил на летние каникулы в распоряжении училища из-за отлучки на свадьбу друга. Несмотря на то что Олег получил разрешение ротного.
Мать офицера
С 1992 по 1996 гг. Георгий Иванович Шпак служил начальником штаба Приволжского военного округа и жил с семьей в Самаре. По окончании училища Олега направили командиром взвода в Ульяновскую 104-ю десантную дивизию. В 1994 году принял боевое крещение в Югославии. Алевтине Григорьевне пришлось переживать не только за мужа, но и за сына. Из боевой командировки Олег вернулся серьезным и повзрослевшим.
В Югославии сын командовал постом, в его подчинении было 30 человек, 6 машин, БТРы... Он рассказывал матери, как их уважали иностранцы. Как-то в кафе американцы поприветствовали российских офицеров стоя, выражая свое отношение к их ежедневному подвигу.
В Югославии Олег попал в аварию, но прервал лечение в госпитале, чтобы вместе со своей частью отправиться в командировку в Чечню. В январе 1995-го он был уже на месте. Георгий Иванович увидел сына лишь через несколько месяцев, незадолго до окончания его боевой командировки. Они встретились в Чечне и сняли встречу на видео. На последних кадрах лицо Олега осветила лучезарная улыбка - он посылал привет маме.
29 марта 1995-го его ждали домой. Но именно в этот день его не стало. По ТВ Алевтина Григорьевна смотрела новости и знала, что в результате взрыва БМД в Чечне погибло три человека. Еще подумала - жаль, что не называют фамилии, для близких это важно. Материнское сердце не подсказало, что один из погибших - ее Олег. Дочь и зять узнали первыми, но побоялись сказать матери, оставив эту миссию Георгию Ивановичу. А он прилетел из Чечни ночью и тоже лишь на следующий день узнал о трагедии.
Есть такая профессия...
Семья Шпаков жила в Самаре, там и похоронили Олега, награжденного посмертно орденом Мужества. Когда в 1996-м Георгия Ивановича назначили командующим ВДВ, супруги перебрались в Москву. В квартире, где Олег никогда не жил, есть его комната. Это решение родителей.
Дочь Елена к моменту гибели брата была уже замужем, но рождение ребенка откладывала, училась в медицинском институте. Видя горе родителей, Лена решилась стать матерью. Надеялась, что это отвлечет их от горьких дум. Сейчас у нее трое детей. Единственного сына женщина назвала Олегом. Как думаете, куда он поступил? Угадали - в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище.
Уходит ли боль?
Алевтина Григорьевна в интервью: "Когда бывает тяжело, еду на кладбище, к сыну. Сижу, разговариваю с ним, все время ощущаю его незримое присутствие..."
Подробнее о династии Шпаков можно прочитать в статье по ссылке (жмите тут).
Всем добра, Виктория Самарская