1984-й год. Февраль. В СССР траур по поводу кончины Ю.В.Андропова. Атмосфера, мягко говоря, не располагает к веселью. И вдруг в повторный прокат выходит яркий, красочный, шутливый приключенческий фильм "Черный тюльпан". Конечно, это совпадение. Планирование кино-репертуара по огромному Советскому Союзу, печать и доставка пленочных копий - дело долгое. В любом случае, "Тюльпан" оказался светлым пятном того мглистого зимнего месяца. Прекрасно помню заполненный огромный зал флагманского в нашем районе кинотеатра "Звездный" и нас, подростков 80-х, нетерпеливо ожидающих, когда наконец погаснет свет и на экране поскачут всадники и зазвенят клинки...
2024-й год. 60 лет с премьеры "Черного тюльпана" во Франции. 40 лет моего знакомства с этой лентой. И, увы, год, в который великий, любимый с детства актер покинул нас. Это ли не повод пересмотреть "Черный тюльпан"?
Фильм подобный "Черному тюльпану" (La Tulipe noir) почти неизбежно должен был появиться в фильмографии Делона. Объясню - почему.
После выхода отменного триллера "На ярком солнце" (1960) из перспективного молодого актера Делон мгновенно превратился в международную звезду. Начало 60-х - работа с лучшими режиссерами Европы и съемки в таких шедеврах, как "Рокко и его братья" и "Леопард" Лукино Висконти, "Затмение" Микеланджело Антониони. Для развития карьеры Делону нужен еще и стопроцентный массовый хит - продюсеры должны поверить в коммерческий потенциал Делона, в то, что он способен "вытянуть" большой фильм в популярном жанре.
Французское кино 60-х отмечено расцветом фирменного жанра костюмного приключения, так называемого фильма плаща и шпаги. Такие картины снимались и раньше. К примеру, 1952-й - триумф легендарного "Фанфана-Тюльпана", 1953-й - выход популярных "Трех мушкетеров" Андре Юнебеля. Однако настоящий бум "плаща и шпаги" начинается на рубеже 50-60-х, когда супер-хитом становится "Горбун" с Жаном Маре все того же Юнебеля. Уже в 60-м та же команда радует "Капитаном". В 61-м режиссер Бернар Бордери дарит зрителям превосходную версию "Трех мушкетеров" с Жераром Баррэ. Почти без перерыва дуэт Бордери-Баррэ создает два фильма о приключениях шевалье Пардайана. Жан Маре продолжает работу в жанре "Капитаном Фракассом" (1961) и "Железной маской" (1962). Бордери проведет остаток 60-х, снимая аж пять серий мелодраматических похождений Анжелики, маркизы ангелов. Учатие в качественном костюмном боевике для Делона - почти беспроигрышный шаг.
К тому же незадолго до этого пожизненный друг-соперник Бельмондо подал Делону убедительный пример. В год выхода "На ярком солнце" Бельмондо тоже стал неожиданной сенсацией, сыграв в культовом криминальном фильме "На последнем дыхании", и точно так же активно строил карьеру. В 1962-м году Бельмондо снимается в ленте "Картуш" о легендарном парижском разбойнике XVIII века - и познает огромный коммерческий успех.
Выбор новой роли (вернее - ролей) был предопределен здравым смыслом и логикой. "Черный тюльпан" изначально планировался как фильм-событие или, говоря сегодняшним языком, как блокбастер. Режиссерское кресло занял - ни много, ни мало - автор шедевра "Фанфан-Тюльпан" Кристиан-Жак. Оператором стал великий Анри Декаэ, уже бесподобно снимавший Делона "на ярком солнце". Невероятно заразительный "Марш Черного Тюльпана" написал для фильма композитор Жерар Кальви. Для постановки фехтования и трюков привлекли Клода Карльеза, работавшего на боевиках Юнебеля и Маре и многих других престижных проектах. Натурные съемки проходили в Испании, где нашли великолепную, не тронутую цивилизацией XX века натуру. Продюсеры не пожалели денег на роскошные костюмы и пышные декорации. Престижности добавило и то, что сюжет вольно базировался на одноименном романе Дюма, действие которого, правда, имело место в Нидерландах, а вовсе не в революционной Франции.
Усилия содателей не прошли даром. "Черный тюльпан" вошел в десятку самых кассовых лент Франции, был популярен в других странах. Однако ничто не сравнится с успехом "Тюльпана" в СССР. Фильм вышел в советский прокат в 1970-м, и огромная страна подарила ему почти 48 миллионов проданных билетов. А во время повторного показа в 1984-м лента 20-летней (!) давности собрала еще около 29 миллионов просмотров, что в сумме дало около 77 миллионов посещений! Для сравнения - во Франции было продано более 3 миллионов билетов, и фильм считался очень успешным.
Несомненно, что при всем качестве постановки центр притяжения - Ален Делон в главной роли. Вернее - Ален Делон в главных ролях.
1789-й год. Провинциальный городок и его окрестности терроризирует разбойник в маске. Его визитная карточка - черный тюльпан. Отсюда и прозвище, наводящее ужас на аристократов, у которых Чёрный Тюльпан нещадно экспроприирует "нажитую непосильным трудом" собственность. Местный правоохранитель Ля Муш подозревает, что под маской скрывается знатный красавчик, сердцеед-ловелас Гийом да Сен-Прэ. Ла Муш устраивает засаду и во время потасовки наносит порез на щеку Черного Тюльпана. Со свежей раной на лице Гийом (нетрудно догадаться, что это именно он) не может выйти в свет, однако никто в городке не знает, что у него есть брат-близнец Жюльен, за которым Гийом незамедлительно посылает подручного. Так на экране появляется "второй Делон".
Два Делона - настоящий подарок для поклонников звезды. "Чёрный тюльпан" - несомненный бенефис актера. Гийом - циничный бандит с большой дороги, грабящий богачей исключительно ради наживы. Жюльен - наивный идеалист, адепт идеи Свободы, Равенства и Братства. Узнав, что его брат - знаменитая гроза аристократии, Жюльен приходит в восторг, не зная, что "гроза" еще не значит "друг народа". Жюльен идеализирует брата и, искренне считая его сторонником революции, соглашается подменить Гийома в местном свете.
Несмотря на молодость, Делон интуитивно чувствует жанр и его законы, идеально попадая в интонацию романтического приключения с элементами фарсового юмора. Гийом циничен и брутален. Жюльен романтичен и возвышен. "Чёрный тюльпан" не требует полутонов Висконти и Антониони, Делон это превосходно понимает и создает образы яркие, выпуклые.
У каждого "Делона" - своя линия. Гийом беззастенчиво использует брата, скрывая свои подлинные мотивы и расчетливо подхватывая приподнятую риторику борьбы за свободу и права народа. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы помогло в деле. Постепенно в нем, однако, просыпается совесть и подлинные братские чувства. Неловкий, мечтательный Жюльен с трудом привыкает к жизни светского повесы, чтобы к финалу из книжного мальчика превратиться в, можно сказать, беспощадного мстителя. Оба Делона - эффектные персонажи, что особенно заметно в их "общих" сценах.
Несмотря на то, что фильму 60 лет, качество комбинированных съемок лично у меня вызвали такой же восторг, как и 40 лет назад. Я всматривался уже не как подросток, а как неплохо разбирающийся в кино взрослый человек с многолетним опытом съемок, пусть и рекламных. Думаю, по большей части я догадывался, по каким границам совмещались отдельно снятые сцены с "Делонами", однако я именно что предполагал, где проходили границы совмещения - и вовсе не замечал "швов" или грубой работы. "Оба" Делона снимались при правильном освещении, поэтому при комбинировании даже тени от них падали в правильном направлении. Мое почтение оператору, мастерам по свету и комбинированным съемкам! Отменная работа!
От превосходной игры "Делонов" может отвлечь разве что красота актера. Я, само собой, - не восторженная поклонница, а взрослый дядька. Мужская красота - не по моей части, но даже я не могу удержаться от искреннего комплимента: молодой Делон в расцвете сил - божественно хорош! Когда я делал скриншоты для этой публикации, у меня возникла проблема - хотелось зафиксировать буквально каждый крупный план Делона, рискуя заполнить галереи десятками его портретов.
Разумеется, в "Черном тюльпане" в изобилии присутствуют все приметы жанра - приключенческая интрига, скачки, поединки, потасовки. Не обходится и без романтической линии. Жюльена не прельщают распутные пассии Гийома, счастье он находит в объятиях девушки из народа, бойкой красотке и отличной фехтовальщице. В ее роли - замечательная, очень красивая и обаятельная Вирна Лизи, чья карьера в кино продолжалась более 60 лет. На экране дуэт Делон-Лизи составил идеальную пару, молодая актриса не затерялась и не стушевалась рядом с невероятным красавцем.
Кстати, немного занимательной нумерологии, раз уж мы с нее начали. Ален Делон и Вирна Лизи родились в один день - 8 ноября. В 1994-м, в год 30-летия "Тюльпана" Лизи завоевала сразу две награды за фантастическое исполнении роли зловещей Марии Медичи в фильме Патриса Шеро "Королева Марго" - приз лучшей актрисе Каннского кинофестиваля и французский "Оскар" - "Сезар". Вирна Лизи умерла в год 50-летия "Тюльпана", в 2014-м, за 10 лет до смерти Делона.
В соответствии с демократическими традициями французской культуры в "Черном тюльпане" присутствует сильная сатирическая составляющая. Требующий свобод и прав народ представлен с большой симпатией, хотя и не без юмора. Зато аристократия изображена в откровенно ироничном уничижительном ключе. Сборище бездельников, представителей праздного класса, показано в фарсовой манере. Все мужчины - туповаты, все женщины - распутны. Особенно хороша пара маркиза и маркизы де Вигонь. Муж - глупый рогоносец, жена - готова переспать с кем угодно. Конечно, красавец Гийом - идеальный любовник, но если что, сойдет и ничтожество Ля Муш, и заезжий жирный принц, надо же как-то устраиваться!
Итак, 40 лет спустя "Черный тюльпан" меня ни капли не разочаровал в год своего 60-летия. Я бы даже сказал, что он понравился мне еще больше. Подростком я больше внимания обращал на занимательность приключений, фехтование, скачки и трюки. Теперь, будучи опытным и "насмотренным" зрителем, я оценил качество постановки, уверенную руку режиссера, красоту операторской работы, отличный подбор актеров и блестящий талант любимого с детства Алена Делона.
Конечно, для поколения, выросшего на блокбастерах типа "Властелина колец" или "Пиратов Карибского моря", европейский фильм 60-летней давности вряд ли представит живой интерес. А вот для любителей подлинного винтажного кино и поклонников Делона "Черный тюльпан" - неизменно верный выбор. "Черный тюльпан" - по-прежнему неотразимый "друг народа".