Найти в Дзене
Слово в Искусстве

Топ-8 мышей и крыс в искусстве

Фото из телеграм-канала «Слово в Искусстве»
Фото из телеграм-канала «Слово в Искусстве»

Предлагаем вспомнить (или познакомиться) с самыми необычными мышиными образами в искусстве, где каждый грызун – это отдельная история. От единственного в мире портрета конкретной мыши до гигантского «Крысиного короля».

1. «Две крысы», Винсент Ван Гог (1884 год)

«Две крысы», Винсент Ван Гог. Фото: Wikipedia
«Две крысы», Винсент Ван Гог. Фото: Wikipedia

В этой малоизвестной работе Ван Гог использует характерный для него стиль рисования, с четкими линиями и деталями, которые создают впечатление реалистичности. Однако, он также вносит в картину и свой характерный экспрессивный элемент, используя глубокие цвета и контрасты.

На полотне мы видим часть интерьера дома с деревянным полом, тень от неизвестного объекта в нижней части полотна и настороженный взгляд грызунов.

2. Граффити с крысами, Бэнкси

Бэнкси, известный уличный художник, часто использует образ крысы в своих работах. Граффити с этими зверьками можно увидеть на улицах Лондона, Парижа, Нью-Йорка и многих других городов.

Граффити с крысами, Бэнкси | Фото: Artifex (https://artifex.ru/)
Граффити с крысами, Бэнкси | Фото: Artifex (https://artifex.ru/)

В работах Бэнкси крыса становится незаметным, но вездесущим обитателем мегаполиса; она выступает как чужеродный элемент, привлекающий внимание и бросающий вызов обществу. Крысы здесь – нарушители спокойствия, призванные встряхнуть города, погруженные в апатию и безразличие к глобальным проблемам: войнам, чрезмерному потреблению, пропаганде и насилию.

В образе крысы можно «рассмотреть» и самого граффитиста, бросающего вызов общепринятым нормам морали, закона и эстетики.

3. «Мыши кота погребают» (XVIII в.)

«Мыши кота погребают» | Wikipedia (https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Mice-burying-the-cat.jpg)
«Мыши кота погребают» | Wikipedia (https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Mice-burying-the-cat.jpg)

Это знаменитый сюжет русского лубка, который пользовался огромной популярностью на протяжении двух столетий. Композиция строится вокруг центральной фигуры кота, лежащего связанным на санях. Вокруг него разворачивается красочное шествие мышей. Каждый персонаж в этой процессии уникален и сопровождается забавной подписью.

Существовала теория, что это сатирическое изображение похорон Петра I, созданное его противниками. Однако современные исследователи считают, что лубок отражает традиции народного веселья и скоморошества. В нем воплощен принцип «перевернутого мира», где привычный порядок вещей нарушается, создавая комический эффект.

4. «Соленый лосось и крысы», Кацусика Хокусай (1833-1839 годы)

«Соленый лосось и крысы», Кацусика Хокусай | Фото: Артгид (https://artguide.com/)
«Соленый лосось и крысы», Кацусика Хокусай | Фото: Артгид (https://artguide.com/)

Хокусай, известный полотном «Большая волна в Канагаве», создал эту гравюру как часть серии, изображающей животных и повседневную жизнь. Работа демонстрирует мастерство художника в передаче текстуры и движения. Крысы изображены с поразительной точностью, их хвосты, лапы, позы – все передано тонкими линиями. Контраст между неподвижным лососем и активными грызунами создает динамичную композицию.

Хокусай использует традиционные японские техники гравюры на дереве, создавая сложную игру линий и пространства, характерную для стиля укиё-э.

5. «Союз крыс», Жан Гранвиль (1837–1838 годы)

«Союз крыс», Жан Гранвиль | Фото: Артгид (https://artguide.com/)
«Союз крыс», Жан Гранвиль | Фото: Артгид (https://artguide.com/)

Это работа из серии гравюр под названием «Животные в обществе», где Гранвиль с юмором и сатирой изображал человеческие пороки и слабости, наделяя их чертами животных.

Гранвиль использует крыс как аллегорию пороков и скрытых мотивов общества. В гравюре они представлены как хитрые и коварные существа, которые заключили союз, чтобы удовлетворить свои эгоистичные интересы. Гранвиль сатирически критикует политические интриги, коррупцию и бесчеловечность мира через образ животных.

6. «Мышь с куском сыра», Джон Констебл (1824 год)

«Мышь с куском сыра», Джон Констебл | Фото: Wikipedia (https://en.wikiquote.org/wiki/John_Steinbeck)
«Мышь с куском сыра», Джон Констебл | Фото: Wikipedia (https://en.wikiquote.org/wiki/John_Steinbeck)

Джон Констебль был больше известен своими пейзажами, а не изображениями грызунов. «Мышь с куском сыра» – уникальный в своем роде эскиз. Констебль рисовал его с натуры, чтобы проиллюстрировать письмо для жены и детей, в котором он рассказывал, что мышь по имени Джек стала очень толстой и пришлось отобрать у нее кусочек сыра.

Эта работа доказывает, что для великих мастеров нет мелочей и «низких» тем, все может стать предметом искусства, если художник находит в нем красоту и интерес.

7. «Крысиный король», Катарина Фрич (1995 год)

«Крысиный король», Катарина Фрич | Фото: Matthew Marks Gallery (https://matthewmarks.com/)
«Крысиный король», Катарина Фрич | Фото: Matthew Marks Gallery (https://matthewmarks.com/)

В 1995 году на Венецианской биеннале Катерина Фрич шокировала посетителей немецкого павильона скульптурой, изображающей 12 гигантских черных крыс, хвосты которых переплетены в клубок. Скульптура вызвала одновременно ужас и сочувствие, ведь огромные крысы на самом деле были беспомощными жертвами собственного недуга*. Фрич искусно создала противоречивый образ, заставляющий зрителя задуматься о природе страха и сочувствия.

* редкий феномен, когда несколько крыс или мышей, живущих в одной норе, запутываются, срастаются или слипаются хвостами и не могут разделиться.

8. «Колючая проволока с мышами», Пауль Клее (1923 год)

«Колючая проволока с мышами», Пауль Клее | Фото: Артхиве (https://arthive.com/ru)
«Колючая проволока с мышами», Пауль Клее | Фото: Артхиве (https://arthive.com/ru)

В своих работах Пауль Клее смело соединял людское, животное и кукольное начала. Он даже создавал собственных магических существ, как, например, уркса — минотавра, немного нелепого и забавного. Клее вдохновлялся детскими рисунками и творчеством психически больных людей.

Мыши стали неотъемлемой частью его художественного мира. В картине «Колючая проволока с мышами» мы видим абстрактную геометрическую конструкцию, напоминающую лабиринт с изогнутыми ходами, по которым ползают мыши. Но в этом лабиринте их ждут неожиданные препятствия в виде шипов, что делает картину похожей на иллюстрацию к экспериментам, которые проводились основоположником кибернетики Норбертом Винером.

Многие исследователи творчества Клее сравнивают его работы с нотной записью. Художник сам был музыкантом, и мыши на его картинах напоминают черные нотные знаки, расположенные на причудливом нотном стане.