Платон
Древнегреческие философы уделяли особое внимание восприятию в целом и зрению в частности. В диалоге «Тимей» Платон рассматривает зрение с точки зрения космологии и физиологии.
Философ утверждает, что зрение было создано богами с целью познания. Это одно из важнейших чувств, которое позволяет человеку созерцать небо, звезды и законы движения небесных тел, благодаря чему он может постигать божественный порядок и гармонию Вселенной.
Физиология зрения по Платону – это результат взаимодействия «огня» внутри глаз и внешнего света. Он полагает, что в глазах содержится чистый огонь, который излучается наружу. Когда этот огонь встречается с внешним светом, образуется единый световой поток, позволяющий видеть предметы. Этот процесс также зависит от «гладкости» воздуха, которая определяет прозрачность среды.
Однако для Платона зрение было не только физическим процессом, но и метафорой для познания истины. В знаменитой аллегории пещеры Платон описывает группу людей, которые всю жизнь были прикованы к стене пещеры и видели лишь тени предметов, находящихся за их спиной. Эти тени — их единственное «зрение мира». Однако, если один из них освобождается и выходит наружу, он постепенно привыкает к свету и видит настоящие предметы, а не их тени. Этот процесс выхода из пещеры символизирует путь от иллюзии к истине, от чувственного восприятия к рациональному познанию.
Аристотель
Его подход к зрению был более эмпирическим и натуралистическим.
В «О душе» Аристотель утверждает, что зрение является одним из пяти чувств, которые необходимы для познания мира. Оно связано с восприятием цвета, а цвет, в свою очередь, связан со светом. По Аристотелю, зрение осуществляется благодаря взаимодействию глаза с внешним светом, который переносит информацию о цветах объектов.
Философ считал, что глаз воспринимает свет и цвет благодаря наличию в нём прозрачной среды (которую он называл «зрительным духом»). Этот дух восприимчив к изменениям в среде, вызванным светом, и передаёт эти изменения в душу, что позволяет нам видеть.
Для Аристотеля зрение было важнейшим чувством, через которое человек познаёт окружающий мир. В «Метафизике» он утверждает, что человек предпочитает зрение другим чувствам, поскольку оно даёт наибольшее количество информации и помогает лучше всего ориентироваться в пространстве.
Иммануил Кант
В отличие от Платона и Аристотеля Кант сосредоточился не столько на физиологических или метафизических аспектах зрения, сколько на его роли в процессе познания и восприятия мира.
Кант разделял мир на феномены (вещи, как они нам представляются) и ноумены (вещи, как они существуют сами по себе, независимо от нашего восприятия). Зрение, как часть чувственного восприятия, даёт нам доступ только к феноменам, то есть к тому, как объекты кажутся в пространстве и времени. Однако оно не даёт нам знания о ноуменах, которые остаются вне пределов возможного опыта.
По Канту, зрение структурировано заранее установленными формами, и через него мы воспринимаем мир не таким, какой он есть «в себе», а таким, каким он представляется нам в рамках наших априорных категорий.
Джордж Беркли
Джордж Беркли, известный своими идеями о субъективном идеализме, считал, что зрение не даёт нам прямого знания о внешнем мире, а лишь о восприятиях (или идеях), которые существуют в нашем сознании.
Также философ утверждал, что видимые образы связаны с осязанием и другими чувствами через опыт. Например, мы учимся ассоциировать определённые визуальные образы с ощущениями твёрдости, веса и других качеств.
Его знаменитая фраза «esse est percipi» («существовать — значит быть воспринимаемым») подчёркивает, что объекты существуют только в той мере, в какой они воспринимаются.
Морис Мерло-Понти
Французский философ и феноменолог, рассматривал зрение как ключевой аспект восприятия и понимания мира. Он считал, что зрение не отделено от тела. Мы видим не просто глазами, а всем телом, которое активно участвует в восприятии пространства. Также философ подчёркивал, что зрение всегда связано с контекстом и опытом. Мы видим не только объекты, но и их значимость и взаимосвязи в мире.
Для Мерло-Понти зрение — это способ «вживания» в мир. Оно помогает нам не только наблюдать, но и быть частью мира, устанавливая активное и живое взаимодействие с ним.
Жан-Поль Сартр
Французский философ-экзистенциалист, считал, что зрение — это акт сознания, который активно участвует в конструировании объектов. Мы не просто воспринимаем мир, но и придаём ему смысл через взгляд.
Взгляд может как расширять, так и ограничивать нашу свободу. Когда на нас смотрят другие, мы становимся объектами их восприятия, что может ограничивать нашу свободу и заставлять нас чувствовать себя уязвимыми.
Через зрение мы осознаём присутствие других и свою «объективность» для них. Этот опыт, который Сартр называет "бытие-для-других", может вызывать чувство отчуждения или, наоборот, усиливать осознание своей субъективности.