Обложка книги "Первые шаги к Богу" Священник Павел Островский
1. ...вера не про правила и обряды, а про смыслы. Разумеется, в любой религии есть правила и обряды, и православие не исключение, но у нас это не цель духовной жизни, а только средства, помогающие человеку бороться со своими грехами, изменять свою жизнь и приближаться к Богу.
2. Еще из школьных задач по математике мы помним, что любой путь идет из пункта А в пункт Б. Путь к Богу не исключение, а вера начинается именно с пути. Сам Христос говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). То есть сначала путь. Верующий человек или нет, если речь идет о взаимоотношениях с Богом, пункт А – это человек, пункт Б – Бог. А пути к Нему у всех разные. Для наглядности представим, что Господь – это Москва (пусть простят меня жители провинции). Значит, пункт Б – Москва, а пункт А у одного Калининград, у другого Астрахань, у третьего Владивосток или Казань… Если посмотрим карту, то увидим, что человеку из Калининграда нужно идти направо, из Астрахани – вверх, а из Владивостока и из Казани налево, но у того, кто идет из Казани, путь будет в разы короче.
Поэтому не надо думать, что, если ты пришел к Богу таким путем, этот путь подходит для всех. Чаще всего это уникальный путь, и каждый должен найти свой. Иначе он просто не сможет настроить навигатор, и тогда всё обречено на провал. Сначала надо определить пункт А – понять, кто я есть, каково мое мировоззрение, чего я хочу. Это требует максимальной честности.
3. Мне очень близки слова преподобного Антония Великого, который говорил, что единственный путь познания Бога – доброта.
Антоний Великий — раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества.
4. В отношениях с Богом не получится переложить ответственность на кого-то другого. Никто за человека не сможет пройти его путь. Путь к Богу у всех разный, но, когда мы встречаемся с Богом, это всегда путь перемен. Не внешних перемен, не перемен быта, а перемены ума – в этом суть покаяния.
5. Апостол Павел любил Христа и говорил: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1:21). Но при этом он же говорил: «Страшно впасть в руки Бога живого» (Евр. 10:31). Это естественный страх: страх неизвестности, страх вечности, ужас осознания того, насколько незначительной становится эта жизнь, со всеми нашими трудами, целями, достижениями и неудачами. Суета сует. Только декорации, внутри которых ты находишься и можешь себя проявлять по заповедям Христовым. Как говорит апостол Павел: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:12–13). Бедность и богатство в равной степени испытания, в изобилии даже сложнее, потому что теряешь берега.
6. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19).
Это начало любви, когда я, будучи нетерпеливым, невоздержанным, вдруг понимаю, что единственное, что я могу, – это терпеть. В первую очередь речь идет о терпении самого себя. Не отчаиваться от осознания своей слабости, а терпеть. Если человек реально борется с грехами, а у него ничего не получается и он скорбит, приходит опыт – понимание, как сильно Бог меня любит. Я падаю, каждый день падаю много раз, с Божьей помощью поднимаюсь, потом опять падаю и снова с Его помощью поднимаюсь. Он меня терпит, и я себя терплю. Бывают и такие обстоятельства, когда человек начинает сомневаться, что Бог его любит. Это приходит опыт, когда ты, по словам апостола, распинаешь свою плоть со страстями и похотями. Пытаясь жить духовной жизнью, понимаешь, что слаб, а Бог тебя постоянно поддерживает.
От этого опыта происходит и надежда, которая «не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым». Приходит надежда, что всё будет хорошо, и тогда постепенно уходит страх. Приходит любовь и благодарность Богу.
Я ЕСМЬ ПУТЬ И ИСТИНА И ЖИЗНЬ (Ин. 14: 6)
7. Духовная жизнь должна быть естественной.
8. ...советую прочитать Книгу Екклесиаста. Ее автор, царь Соломон, одним словом дает оценку всему, что происходит на земле: суета. Ты радуешься чему-то – Соломон скажет: суета. Чем-то расстроен – суета. По сравнению с ожидающей нас всех вечной жизнью всё, что здесь, совсем незначительно. Когда мне был двадцать один год, моя невеста разбилась на машине. С утра села за руль, поехала в университет и через пять минут разбилась. Погибла на месте. Наш общий друг Сергей (сейчас он диакон) написал замечательное стихотворение – оно прикреплено на могильной ограде. Там есть такие строки: «Ты утром проснулась и встала, а вечность уже у дверей». Мне кажется, хорошо было бы, если бы мы все осознали, что для каждого вечность может наступить так внезапно. Сидишь ты, читаешь умную книгу, прервался на несколько минут, чтобы вскипятить чайник, налить чаю и в это время осмыслить то, что уже прочитал, а ведь может так случиться, что ты эту книгу больше не откроешь, так как уйдешь в вечность. Это осознание помогает спокойнее относиться ко всем событиям. Конечно, мне, как любому человеку, не хочется скорбей, а хочется радости, но, когда радостно, я иногда думаю: а если бы я знал, что сегодня вечером уйду в вечность, радовался бы я так тому, чему радуюсь сейчас? Более сдержанной была бы моя радость. Так же и скорбь. У всех нас бывают минуты, когда мы скорбим об утрате близких, но если бы мы знали, что сегодня вечером уйдем в вечность, скорбели бы так сильно?
А ведь с каждым это может случиться в любую минуту.
9. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Тут уместно вспомнить фразу: будь проще, и к тебе потянутся люди. Человек, осознав свою духовную немощь и поняв, что спасение возможно просто как дар только с Божьей помощью, начинает проще относиться к окружающему миру. Он активно борется с грехом осуждения, ему неприятно собственное высокомерие. Он становится простым и начинает понимать других людей. Кротким становится. Апостол Павел говорит: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1). Дух кротости приходит именно вследствие осознания своих немощей и оплакивания этих немощей. Ты понимаешь, что сам немощен, и снисходишь к другим людям, к их немощам.
10. Когда человек жаждет правды, старается жить по воле Божьей, он старается и проще относиться к окружающим, и это приводит его к милостивому состоянию. Милостивое состояние – состояние человека, который имеет общение с Богом, потому что в нем действительно уже живет Христос. Ведь быть милостивым к тем, кто тебя хвалит и любит, очень легко, а Христос призывает нас любить врагов, то есть быть милостивыми к тем, кто нас обижает. А это уже действительно Божие состояние, потому что без Бога, без Его благодатной помощи, как бы ты ни стремился к совершенству, прийти к этому состоянию невозможно.
11. Тому, кто доходит до безбожного состояния, кажется, что у него вообще нет грехов, а чем ближе к Богу, тем больше грехов за собой замечаешь и тем снисходительнее становишься к другим, к их грехам, к неправильному поведению. Осознаешь себя тяжким грешником, который нуждается только в милости Божией и спасении, поэтому снисходишь к тем, кто так же болеет, как и ты.
12. ...есть грех против второй заповеди, который в большей или меньшей степени присущ всем нам, – мы людей ставим выше Бога. Им служим, угождаем, их боимся. Бога не боимся, а их боимся. Такие страсти, как чревоугодие и сребролюбие, тоже имеют отношение к нарушению второй заповеди. В первом случае кумиром становится еда, во втором деньги. И этим не ограничивается – у кого-то кумиры алкоголь и компьютерные игры. Ну а главный мой кумир – я сам. Себе я угождаю, себя жалею, хочу, чтобы всё было по моей воле, а не по Божьей.
13. Златоуст пишет: «Делай все из повиновения Господу и как бы все ради Него. Этого достаточно для того, чтобы не допустить никакого соблазна или беспорядка». Он советует во всем искать волю Божию, а не свои желания, то есть делать всё из повиновения Господу.
Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей.
14. Сегодня под милостыней понимают только подачу денег нищим, но это наши проблемы. На самом деле милостыня – это прежде всего сердечное расположение. Чем больше я располагаюсь к людям, тем больше творю милостыню, чем меньше располагаюсь, тем я жестокосердней. А оправдывать себя мы можем сколько угодно. Особенно мне нравится, когда оправдываем характером: я интроверт, я сухой. Никто тебя не заставляет со всеми обниматься. Это не сострадание. Но то, что ты не очень коммуникабелен, трудно сходишься с людьми, не значит, что ты должен быть грубым. Попробуй быть мягче, терпимее, и это уже будет милостью. А можешь просто замолчать, и это многим покажется милостью невероятной.
15. Если я стараюсь совершать дела ради Господа, они становятся моими, как будто я сделал их своими силами. Вот здесь главное не потерять берега и не начать считать, что действительно сделал это своими силами. Все вокруг хвалят тебя – какой ты молодец! – но я-то понимаю, что без Божьей помощи, без благодати, давно бы выгорел, и возношу благодарственную молитву: благодарю Тебя, Господи, за то, что даешь мне силы. Если человек рассчитывает только на свои силы, он выгорит, но, когда просит у Бога, никогда не испытает истощения. Господь щедр.
Когда мы что-то делаем и у нас получается, нет ничего плохого в том, что мы этому радуемся. Лишь бы не забывали, Кто нам помогает, дает силы, и славили Его, и благодарили.
16. Это очень важно – оказывать своим талантом благодеяние другим. А не так, что всё на продажу.
Преподобный Ефрем Сирин пишет: «И своим, и чужим делай добро. Насколько можешь, и доброму, и злому говори доброе слово». Проблема в том, что своим делать добро приятнее. Тем, кто нас тоже любит. Но Господь призывает нас любить всех, даже врагов. Даже злому надо делать доброе дело.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Чем больше будем делать добра, тем меньше будем говорить о себе. Таким образом можем приобрести величайшую славу у Бога и у людей, и награду, и великое воздаяние». Это две вещи, о которых надо заботиться в равной степени: делать больше добра и меньше говорить о себе.
Обложка книги "Первые шаги к Богу" Священник Павел Островский