"Кто в Сандунах не бывал, тот Москвы не видал" - настолько Сандуновские бани стали неотъемлемой частью города, что в XIX - начале XX века были чуть ли не обязательным пунктом посещения для любого москвича и приезжего. Мы в этой статье прогуляемся, заглянем внутрь и познакомимся с ними заочно, и, я уверена, после прочтения у вас появится непреодолимое желание увидеть эти роскошные интерьеры уже своими глазами!
Наслаждайтесь-Просвещайтесь!
Те здания, которые мы с вами видим сегодня на Неглинной улице, это уже второй вариант Сандуновских бань. От первых осталось лишь название, место и романтичная история любви (которая, впрочем, почти сказочная).
С чего всё начиналось
Несмотря на то, что Сила Сандунов происходил из аристократической грузинской семьи, тем не менее бОльшую часть состояния промотал ещё его отец. Силуан какое-то время работал мелким московским чиновником, но душа его стремилась к искусству. Он завёл театральные знакомства и вскоре сам стал выступать на сцене Петровского театра (сейчас на его месте стоит Большой) в комедийном жанре. В дальнейшем он переедет в Петербург, где познакомится со своей будущей невестой - Елизаветой Урановой (Федоровой).
Уранова - это псевдоним, который актрисе дала сама Екатерина II. Дело в том, что в XVIII веке ещё не было понятия "звезда" в контексте популярности артиста. Но в это время была открыта планета Уран, поэтому "Уранова" звучало очень комплиментарно. Елизавета была примой Эрмитажного театра с армией воздыхателей. Сила и Лизонька полюбили друг друга, но граф Безбородко тоже имел на неё виды и постоянно вставлял палки в колёса: Сандунова уволили, Урановой не давали бенефисов.
Во время одного из спектаклей актриса упала на колени перед ложей Императрицы с просьбой о помощи. Екатерина помогла актёрам, строго поговорила с графом, одарила влюблённых подарками и в 1791 году обвенчала.
Даже после их венчания Безбородко помнил жалобу на себя, таил обиду и продолжал мешать Сандуновым спокойно жить. От переживаний Елизавета потеряла ребёнка и больше детей у неё не было. В 1794 молодые переехали в Москву, продолжали какое-то время выступать, но уже присматривались к иным возможностям заработка. Сила Сандунов начал знакомиться с управляющими и владельцами бань, выспрашивать особенности ведения бизнеса и в дальнейшем выкупил большой участок земли на берегу реки Неглинки, чтобы устроить свои собственные. Первые Сандуновские бани были построены в 1808 году и считались лучшими в Москве: кирпичные с роскошной отделкой, разные отделения для мужчин и женщин, для богатых и бедных, с парикмахерскими и массажными кабинетами.
Эти бани не раз значительно перестраивались и окончательно были снесены в 1890-х годах. На их месте новыми владельцами построены другие, те, что мы видим с вами сегодня, - комплекс из доходного дома и непосредственно банного корпуса с хозяйственными постройками.
Вторая история любви и новые Сандуновские бани
Масштабное строительство проходило при Верочке Фирсановой - представительнице богатейшей семьи, унаследовавшей от своего отца огромное состояние. Папенька, Иван Григорьевич Фирсанов, занимался поставкой леса, скупкой драгоценностей и недвижимостью, которая приносила большой доход. Среди прочего в 1870-х он купил и старые Сандуны - на тот момент они уже сменили много хозяев. Сам он банями не занимался.
Единственную наследницу Веру Иван Григорьевич выдал в 16 лет за банкира Владимира Петровича Воронина. Любви к супругу девушка не испытывала, хоть и родила в браке дочь Зою. Как только папенька в 1881 году помер, она благополучно развелась с мужем, заплатив ему миллион отступных. Зачем нужно было ещё и платить? Дело в том, что в царской России развод среди привилегированных сословий был не таким уж и простым делом. Нужны были веские основания, самые распространённые из которых - по бездетности и из-за измены. Во втором случае изменщику после развода не разрешалось более вступать в брак. Но у Фирсановой уже была дочь, поэтому первый вариант не подходил! Воронину предложили кругленькую сумму за то, что он возьмёт вину на себя. И он согласился.
К Верочки выстроилась толпа из женихов - потенциальная невеста была с невероятного размера приданым! Но сама она отдала своё сердце Алексею Николаевичу Ганецкому, младше неё на 8 лет (поженились в 1892 году). Он происходил из аристократической польской семьи, его отец был одно время комендантом Петропавловской крепости - в зачатке всё хорошо. Однако, как любитель карточных игр и сомнительных связей Ганецкий своё состояние быстро промотал, а тут такая выгодная партия. Именно он из всего огромного состояния жены обратил внимание на Сандуновские бани. В 1893 году старые здания были снесены, а в 1896-м выросли новые, небывалой роскоши, с интерьерами, поражающими воображение!
Что же там внутри?
В новых Сандунах было несколько разрядов - 5-ти копеечные женский и мужской разряды, 10-ти копеечные, высший женский разряд в 30 копеек, высший мужской в 50 копеек и номерные бани. Общее количество обслуживающего персонала доходило до 400 человек. Форма сотрудников состояла из белых шёлковых штанов, розовой рубахи в полоску и бордового кушака. За один день здесь могли принять до 3000 гостей.
Сегодня самый хорошо сохранившийся с точки зрения интерьеров разряд - это высший мужской. Располагается он на углу основного банного корпуса в Звонарском переулке.
Бани действующие, гуляя по улице вы часто можете наблюдать, как на этом углу покуривают довольные мужички в полотенцах. Женщины полюбоваться красотой мужского разряда внутри могут только с экскурсией (и иногда на отдельных мероприятиях). Я шла с целью сфотографировать интерьеры для статьи, поэтому была в составе экскурсионной группы.
Группа была большой, поэтому я попрошу вас снисходительно отнестись к фотографиям, многое приходилось снимать поверх голов. В частности входную группу (как только гости зашли внутрь) я запечатлеть не успела, но она в том же стиле, как и "предбанник" на втором этаже - в стиле рококо (прикрепляю ее старую фотографию и свои уже второго этажа)!
Здесь же стены украшают картины художника Альфреда Томашко
Что интересно, ограда на живописных полотнах повторяет рисунок перил на лестнице
Ну и конечно, куда без нашего ВСЁ - Александра Сергеевича Пушкина, который к новым Сандунам никакого отношения не имел, но в давно снесённых старых бывал. Рядом на табличке написано:
Сандуновские бани открылись в Москве в 1808 году, и вскоре завоевали такую популярность, что сюда приезжали попариться и побеседовать все знаменитости города. По воспоминаниям современников Александр Пушкин любил попариться в Сандуновских банях и имел репутацию знатного любителя бань.
Не многие знают, что гениальный поэт подарил любимую сейчас многими процедуру «Мойка». Искренняя любовь Александра Сергеевича к русской бане нашла свое отражение не только в творчестве. Легенда гласит, что вдохновленный своим путешествием в Арзрум и Тифлисскими банями, Пушкин привез специалистов, которые делали мыльный массаж - прототип современной Сандуновской мойки.
А еще наш великий поэт знал толк в бане и любил крепко париться. Даже двое парильшиков с трудом могли его «запарить». А после Александр Сергеевич любил освежиться в купели с ледяной коркой.
Готический зал
Готический зал служил местом для отдыха и переодеваний:
В строгом готическом зале мужчины до основания разоблачались. Одни на длинных мягких двухсторонних диванах — по два человека в ряд, другие в черного дерева кабинках, также с диванами и с занавесочками от постороннего взгляда. А вдали большая картина. Из мозайки молодой художник Фролов неаполитанский берег изобразил. Рядом - икона. Лампадка денно и нощно светится. Налево над кабинами окна узкие, стрельчатые, разноцветным стеклом набранные. Справа — камин. Хотя и нет в нем нужды — тепло и без него,— с утра до вечера лениво пылает: красиво все-таки...
"Сандуны. Книга о московских банях" А. Рубинов
Камин, к сожалению, не сохранился. На его месте сегодня стойка администратора.
Из интересных деталей - маленькие крючки для простыней (они родные). Ткань тёплой набрасывали молодцы (должность в банях) на плечи распаренного посетителя.
По бокам кабинки могли использоваться не только для уеденных переодеваний, но и для деловых сделок. Часто случалось, что в одной купцы обсуждали свои дела, а в соседней уже сидел нотариус с документами на подпись.
Из готического зала гости могли попасть в мыльню, мавританскую комнату для отдыха и в каминный зал-читальню. Давайте сначала заглянем туда, где наивная, но хорошо образованная Фирсанова предполагала, что люди будут, попарившись, читать.
Каминный зал
Каминный зал сочетает в себе элементы от барокко до классицизма. На стенах росписи уже известного нам живописца А. Томашко. Сюжеты - всё сплошь обнажённые нимфы, античные девы, принимающие водные процедуры - мужские глаза радовались, было не до чтения! Вера действительно сначала задумывала здесь небольшую библиотеку, но дело не пошло и Ганецкий переоборудовал зал в буфет. Сегодня это приватная комната под аренду.
В центре камин с орнаментом, который называется трельяж - пересекающиеся линии с розетками в местах пересечения.
Мавританская комната
Восточный зал, естественно, для некурящих. Две арки с кружевным верхом ведут в него. Потолок и карниз в узорах — места не оставлено без пестрого узора. Диваны там есть. А хочешь - на полу сиди, ковер подостлан. Говорят, на Востоке так и сидят, под себя ноги подбирают. Только за все годы не нашлось человека, чтобы захотел не на диване — на полу на своих ногах сидеть. Банщики все объясняли, всем рассказывали.
"Сандуны. Книга о московских банях" А. Рубинов
Это была дополнительная комната для отдыха в модном на рубеже XIX-XX веков "мавританском" стиле. Весь декор и даже люстра (кроме плафонов) родные, единственное - не было перегородок и делений на маленькие "кабинки". Фото До/После - листайте
Здесь же находится "позорный" столб - байка, о достоверности которой нет никакой серьёзной информации. Якобы банных воришек, которые пытались стащить вещи гостей и были пойманы сотрудниками, привязывали голыми к столбу, где каждый желающий мог его по-своему наказать. Столб этот - колонна в центре, между двумя арочными проёмами. Фото ниже - вид из восточной комнаты на готический зал
Мыльня
Почтенные люди сами не мылись — негоже богатому человеку так утруждать себя. Даже сапоги не сбрасывали — мальчик подбегал и нежно тянул. Рубаху с гостя снимал и брюки. Почтенных людей вели под белы руки, дверь в мыльню отворяли: проходи, дескать, гость дорогой, а там укладывали на лавку, обливали перво-наперво теплой водой, разводили в шайке мыло, взбивали пену и терли мочалкой. Кто любит - сердито, кто не любит - ласково.
Купцы желали, чтобы мочалка была грубой, крупной и сурово скребла, кричали: «Крепче!» А вот в парной больше любили стегаться сами — никто так не достанет туда, куда тебе хочется сейчас хлестнуть. И тоже кричали: «Крепче!», «Поддай!» Банщики, конечно, не жалели, поддавали пару. Одни любили париться в сухом пару, другие в квасном, а потом мода пошла и на шампанское. Выстрелят пробкой об потолок, в шайку пена выбежит, и плеснут игривое вино на раскаленные камни. Дух сладкий становится.
"Сандуны. Книга о московских банях" А. Рубинов
На возвышении изначально стояли три ванны, при чем не мраморные (от них отказались, потому что они "плохо мылись и неприятно холодили"), а обычные эмалированные. Львы - новодел.
Здесь же сидели герои фильма "Брат 2"
Из знаменитых посетителей мыльня помнит и Владимира Маяковского - на одной из скамей есть табличка "Здесь мылся человек, шагающий в ногу со временем".
На стенах фрагментами сохранилась оригинальная плитка.
Повсюду краны желтым блеском мигают. То бабы, что в мужском отделении на молебствии были, по всему городу глупость разнесли. Будто здесь краны золотые! «Слышь, кума, из чистого золота вода текёть!» Так неправда: те краны бронзовые, только их каждый божий день толченым кирпичом натирают. И моются тут не в серебряных тазах — чего бабы не наплетут: мельхиоровых. Оттого и блестят. Мельхиоровые - как ножи и вилки, похуже серебряных, но блестят лучше.
"Сандуны. Книга о московских банях" А. Рубинов
Посмотрим краны и ещё пару деталей интерьера и пора нам уже окунуться в бассейн
Бассейн
Бассейн на момент открытия Сандуновских бань был самым большим крытым бассейном в Москве. В 1916 году здесь даже устраивали соревнования по водному поло среди гимназистов.
В центре скульптура Нептуна, который со времён дореволюционных Сандунов сильно похудел. Изначально стояла статуя куда более впечатляющая, но в советское время её заменила на девушку-ныряльщицу, а уже в наше время вернули скромного бога морей, какого мы видим сегодня.
Библиотека кинофильмов, снимавшихся в сандуновском бассейне, регулярно пополняется. Из самых знаменитых картин фильмы "Броненосец Потёмкин" реж. Эйзенштейна, бал Сатаны из "Мастера и Маргариты" 2011 года реж. Кара и др. А вот "Иронию судьбы или с лёгким паром" в Сандуновских банях не снимали, там съёмочный процесс проходил на Мосфильме.
Из бассейна дверь отрывается сразу на улицу и мы оказываемся на заднем дворе
Напротив стоит здание механической прачечной. Посетители могли сдать свою одежду в прачечную на время своего пребывания в банях. Пока господа и дамы парились, одежду успевали постирать, высушить, отгладить и на выходе гости получали идеально чистый, свежий комплект.
От прачечной стеночка в стеночку тянется дом, в котором сегодня располагаются номерные бани, а раньше это был технический корпус с водонагревательными баками - в больших чанах хранили воду на случай, если что-то случится с водопроводом. Здесь же находились хозяйственные помещения с мастерскими, кладовыми и комнатами для служащих.
Была при Сандунах и собственная электростанция - небольшой домик с огромной трубой:
Еще больше разговору было в Москве про собственную электрическую станцию Ганецкого. Он приказал повесить в банях тысячу (тысячу!) лампочек накаливания, по шестнадцать (шестнадцать!) свечей каждая, да еще восемь фонарей поставить во дворе.
Люди, выходя из бань, специально сворачивали в Сандуновский переулок, чуть в горку поднимались поглядеть на электростанцию. С замиранием заглядывали в окна низенького кирпичного домика. Там что-то гудело, двигалось: добывался свет для бань. Ганецкий свету не жалел — всю ночь палил фонари.
"Сандуны. Книга о московских банях" А. Рубинов
К Фирсановой и Ганецкому даже обратились с просьбой использовать их электростанцию для иллюминации на коронации Николая II. Сегодня здесь административные помещения.
Справа от электростанции тянется небольшая стеночка, а за ней, если заглянуть, целый этаж вниз и небольшая площадка
Там внизу находился открытый бассейн мужского дешёвого 5-копеечного разряда. Уже использованная вода из бассейна высшего мужского отделения поступала сюда и в ней плескалось простонародье
Вход в бывший 5-копеечный разряд
А вот прежде чем сливать воду в коллектор реки Неглинки, её сначала помещали в специальные отстойники на территории Сандунов, чтобы не слишком уж загрязнять и без того страдавшую от мусора речку, ставшую некогда подземной.
Своим личным водопроводом Ганецкий особо гордился, ведь он тянулся через весь город:
Отсюда (*из бань) выливается целая река — двадцать тысяч ведер в час! Вылить-то просто — рядом под землею Неглинка, а вот как её добыть, если так много её надобно? Московский водопровод не мог дать — весь город потребляет шестьдесят тысяч ведер, и её вечно не хватает. Ганецкий построил свой водопровод! И денег на него не жалел. По совету главного московского водопроводчика Зимина Ганецкий решил брать воду для бань у Бабьегородской плотины (*из Москвы-реки в районе храма Христа Спасителя). Там река шире — значит, вода быстрее отстаивается.
И уж как прозрачна та вода, что потекла от Бабьегородской плотины в бани, но всё равно её хорошенько очистили; особыми фильтрами, привезёнными из-за границы, — пластинчатыми, системы Фишера и Петерса. Никто в Москве не знал толку в фильтрах, а Фишера и Питерса и слыхом не слышали, но поняли, что вещь эта заграничная, а если заграничная, то уж, наверно, хорошая. Сам профессор Ф. Ф. Эрисман из императорского Московского университета пробу сделал. Так и сказал: нет той воды лучше, чем в Сандунах, — хочешь мойся, а хочешь пей.
"Сандуны. Книга о московских банях" А. Рубинов
Вид на территорию бань со стороны Сандуновского переулка
Нам с вами осталось выяснить, где же находились до революции женские разряды, те самые номерные бани "для уединения" и какую функцию выполнял роскошных доходный дом!
Для этого, выйдя в Сандуновский переулок, повернем направо, а потом ещё раз направо в проулок. И увидим две двери: ныне первый мужской разряд и высший женский. При Фирсановой и Ганецком это были 10-копеечные мужские и женские бани.
Зайдём в дверь бывшего 10-копеечного отделения для дам (сейчас высший женский). По поводу интерьеров не могу сказать, насколько они сегодня повторяют прям цвет в цвет то, что было раньше, но пестрота здесь всегда присутствовала.
Что интересно, колоннада сбоку разделяет мужской и женский разряд и через неё можно подсмотреть интерьеры "соседей", которые впрочем почти такие же, но сюжет парадной мозаики отличается.
Мозаики
Что же касается изначального высшего женского разряда, то он находился с обратной стороны доходного дома Сандуновских бань и от них, к сожалению, ничего не сохранилось, разве что описание:
А баня для женщин не так хороша. Богатые москвички ходили в 30-копеечные. Там прихожая, затем комната просторная, по всей длине загородкой поделенная. Из амаранта она и агата (москвичи и слов таких не слыхивали!), а поставлена она для того, чтобы холодный воздух с воли далеко не шел. За ней раздевальня — мягкие диваны. Ковер, портьеры, зеркала — говорят, в стиле Людовика XIV, короля французского. А если и не в том стиле, то поди докажи. Справа арка, на ней лепнина — там зал в стиле другого короля, Людовика XVI. Здесь отдыхают после бани, пот сушат, разговаривают промеж собой. Чего тут не посидеть — мягкие кресла, канапе, ковры, зеркала.
От коридора дверь в мыльню. Для женщин поставлены мраморные скамейки. Бассейн здесь поменьше, хоть тоже фарфором отделан. И еще две комнаты — парильня. Другая — ванная. Две рядком стоят. Многие люди в жизни ванную не видали, заваливались туда надолго — не выгонишь.
"Сандуны. Книга о московских банях" А. Рубинов
Вид на ту сторону, где был Высший женский разряд
На территории доходного дома находились и номерные бани, где можно было уединиться со своей компании по деловому и не очень деловому (18+) поводу. Они представляли из себя несколько комнат со своей сауной, душевой, раздевалкой, комнатой отдыха.
Указание на них сохранилось на старой фотографии Арабского дворика (он внутри центральной арки доходного дома)
Несмотря на то, что в доходном доме Сандунов располагались номерные бани и высший женский разряд, его основная функция всё же оставалась как и у других доходников - на первом этаже магазины и сфера услуг, на верхних квартиры, сдаваемые в аренду. По старым снимкам и рекламным объявлениям на фасаде видно, какие конторы снимали здесь помещения. Одним из знаменитых жильцов был Антон Чехов со своей женой - актрисой Ольгой Книппер.
Хозяевам и самим из всей их недвижимости приглянулся именно этот дом. Вера Ивановна жила в нём с мужем, где они занимали 11 комнат: спальня, кабинет, бильярдная, гостиная, буфет и тд.
Семейная жизнь Фирсановой и Ганецкого тоже не задалась. Вскоре выяснилось, что супруг вновь начал играть в карточные игры и почти все бани оказались заложены в уплату долгов. Кроме того у него появилась любовница, что ещё больше оскорбляло чувства Верочки. Заложенные доли в Сандунах она выкупила, со вторым мужем так же благополучно развелась и успешно вела свои бизнесы уже самостоятельно.
Экскурсовод Мащенко Анастасия
Пишу о Москве и истории, выкладываю расписание экскурсий и интересные посты в своих соц. сетях и на сайте:
Телеграм - https://t.me/sama_sebe_nastya
Группа ВКонтакте - https://vk.com/sama_sebe_nastya
Сайт - https://taplink.cc/sama_sebe_nastya
Дзен - https://dzen.ru/sama_sebe_nastya