Найти в Дзене
Путешествия

ВЛАДИМИР_2020

Оглавление

Побывав в августе 2020 года в Боголюбово и полюбовавшись на храм Покрова на Нерли, я ненадолго заглянул во Владимир.

Владимир является административным центром Владимирской области. Расположен город преимущественно на левом берегу реки Клязьмы, в 170 километрах к востоку от столицы России города Москвы. Население составляет более 340 000 человек.

В древние времена на этой территории проживало племя меря. В IX—X веках сюда стали проникать славяне, в частности, кривичи.

В Новгородской первой летописи приводится сообщение, что около 1108 года «Володимер Мономах, правнук великого князя Владимира … поставил град Володимерь Залешьскый в Суждальской земле и осыпа его спом…» Но во многих поздних летописях указывается, что Владимир-на-Клязьме основал Владимир Святославич в 990 году. Так что с возрастом Владимира непонятно, но ясно только одно, что город Владимир является одним из старейших городов на Руси.

Расцветом город обязан князю Андрею Боголюбскому, который в 1157 году перенёс сюда столицу из Киева, и Владимир на два века, до 1325 года, стал столицей Владимиро-Суздальской княжества.

В 1238 году город Владимир был взят и разорен монголо-татарами. Позднее город несколько раз подвергался татарским набегам, самым тяжёлым из которых стало разорение Дюденевой ратью в 1293 году. В 1382 году Владимир, как и другие города Северо-Восточной Руси, пострадал от нашествия Тохтамыша. В 1410 году Владимир подвергся набегу и разграблению со стороны татарского царевича Талыча. В 1614 году город разоряли литовские войска. Так что за всю свою историю существования Владимиру от врагов доставалось хорошо.

Изображение льва как личного знака Владимиро-Суздальских князей появилось в XII веке, начиная с Андрея Боголюбского. В 1781 году императрицей Екатериной II был утверждён герб Владимира.

Герб города Владимира.
Герб города Владимира.

Описание герба таково: «Город Владимир имеет старый герб. В красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест».

И вот мы, приехав во Владимир после обеда, оставили машину в самом центре города на улице Подбельского, за зданием Центрального Банка России

Долго погулять по Владимиру и осмотреть все его достопримечательности нам не получилось, но в самом центре города, на Соборной площади, мы побывали. Этих нескольких часов хватило, чтобы почувствовать своеобразие древней столицы Руси!

Центр города Владимира. Вид сверху. Фото из интернета.
Центр города Владимира. Вид сверху. Фото из интернета.

1. Успенский собор.

Соборная площадь это исторически сложившийся центр Владимира. Всемирно известный собор XII века — Успенский (1158—1160), возвышается на высоком холме над Клязьмой и во многом определяет силуэт города. Размеры собора поражают. Говорят, что он по высоте превосходит Софийские соборы в Киеве и Новгороде.

Успенский собор. Вид с юго-запада.
Успенский собор. Вид с юго-запада.

Успенский собор является кафедральным собором Владимирской епархии. Первоначально он был возведен Андреем Боголюбским, а после пожара 1185 года перестроен его братом Всеволодом Большое Гнездо. В соборе захоронены его строители - князья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо.

Успенский собор. Южный фасад.
Успенский собор. Южный фасад.

Исторически, до возвышения Москвы он был главным кафедральным храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение князья Владимирские и Московские. Этот собор послужил образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора в Москве Аристотеля Фиораванти. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублёва. В 1992 году включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

План центра города.
План центра города.

На Соборной площади расположено несколько памятников.

2. Памятник в честь 850-летия Владимира.

В центре Соборной площади привлекает внимание оригинальный памятник в честь 850-летия Владимира. На 1958 год приходилось 850-летие города от официально принятой тогда даты основания в 1108 году Владимиром Мономахом. И вот в августе 1958 года был заложен этот монумент, а открыт памятник был в 1960 году. Авторы монумента - скульптор Д.Б. Рябичев, архитектор А.Н. Душкин. Сейчас, по новым данным, годом основания Владимира считают 990 год, а основателем – князя Владимир

Памятник в честь 850-летия Владимира.
Памятник в честь 850-летия Владимира.

Этот памятник представляет собой белокаменную 22-метровую стелу, у подножия которой сидят три бронзовые фигуры – воина, зодчего древних времен и рабочего XX века. Фигуры направлены в разные стороны. Над головой у каждого персонажа – тематические барельефы, изображающие важные события и ключевых героев истории Владимира.

Памятник в честь 850-летия Владимира.
Памятник в честь 850-летия Владимира.

Авторами этого монумента стали известные мастера — скульптор Дмитрий Рябичев и архитектор Алексей Душкин.

3. Памятник Андрею Рублеву.

Памятник Андрею Рублеву.
Памятник Андрею Рублеву.

Во Владимире есть памятник иконописцу Андрею Рублёву. Скульптура установлена во Владимире не случайно. Андрей Рублев вместе со своим другом Даниилом Черным в 1408 году принимал участие в «поновлении» росписей внутри Успенского собора, поврежденных пожаром 1238 года при взятии Владимира ордынскими полчищами Батыя.

Памятник установлен на Соборной площади перед главным входом в парк им. А.С. Пушкина в 1995 г. Бронзовая скульптура знаменитого иконописца Андрея Рублёва, канонизированного в 1988 г. в лике преподобных, выполнена московским скульптором Олегом Комовым.

Парк имени А.С. Пушкина. Вдали виднеется западный вход в Успенский собор.
Парк имени А.С. Пушкина. Вдали виднеется западный вход в Успенский собор.

С западной стороны от Успенского собора располагался городской бульвар. В 1899 году связи со столетним юбилеем со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина городской Большой бульвар получил имя поэта. А в 1937 году он был переименован в парк имени А.С. Пушкина.

В 1951 году перед входом в парк была установлена скульптура поэта, но позже его убрали. Несколько странно, что на Соборной площади у Успенского собора памятники Андрею Рублеву и князю Владимиру расположены в парке имени Пушкина!

Вид со смотровой площадки в парке Пушкина.
Вид со смотровой площадки в парке Пушкина.

Первое место по красоте местоположения и в то же время самое любимое место для гулянья всех владимирцев – это возвышенная площадка на холме около Успенского собора, в конце Пушкинского парка. Отсюда развертывается чисто русская картина просторной заклязьменской поймы, постепенно переходящей в равнину, покрытую хвойным лесом.

4. Памятник князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Федору.

Памятник князю Владимиру.
Памятник князю Владимиру.

На этой смотровой площадке установлен памятник основателю города Владимира равноапостольному князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Фёдору, крестителю Владимирской земли. Памятник был торжественно открыт 28 июля 2007 года во время празднования 850-летия переноса столицы Руси из Киева во Владимир. Скульптурная группа придумана - московским скульптором Сергеем Исаковым и архитектором Сергеем Герасимовым.

Памятник князю Владимиру и святителю Федору.
Памятник князю Владимиру и святителю Федору.

Композиция включает конную скульптуру князя Владимира Святославовича, в руках у него знамя с изображением Христа. Рядом святитель Федор, принесший православную веру в северо-восточную Русь. В основании монумента установлена памятная доска, а в неглубоких его нишах выполнены изображения святых.

Успенский собор. вид с юго-западной стороны. На переднем плане - ограда соборного комплекса.
Успенский собор. вид с юго-западной стороны. На переднем плане - ограда соборного комплекса.

Полюбовавшись со смотровой площадки на просторы владимирской земли, на голубую ленту Клязьмы, на мост через нее, мы еще раз обошли вокруг Успенского собора.

В соборный ансамбль с XVIII века входит кирпичная ограда. В 1802 г. встал вопрос о починке ветхой ограды. Сооружение подновлялось в 1865-1873 годы. Ограда возведена на верхней площадке высокого склона, формируя застройку ансамбля Успенского собора. Она тянется с севера на юг в виде многоугольной фигуры. Общая ее длина составляет 215,8 метра. В 1871 году по обе стороны от западных входных ворот были построены две каменные палатки, крытые железом - правая для ключаря, левая для соборного сторожа.

Успенский собор. На переднем плане - ограда с западным входом.
Успенский собор. На переднем плане - ограда с западным входом.

В 1810 году с севера перед храмом построили колокольню. Автором проекта следует считать, вероятно, губернского архитектора Алексея Никитича Вершинского. Между собором и колокольней в 1858 - 1862 г.г. епархиальный архитектор Николай Андреевич Артлебен встроил теплую церковь во имя св. князя Георгия с малым приделом в честь св. Архистратига Михаила. Теперь они, вместе с Успенским собором, составляют единый архитектурный ансамбль.

Успенский собор. Ворота входа со стороны Соборной площади.
Успенский собор. Ворота входа со стороны Соборной площади.

А в конце XIX века появившиеся за время жизни храма луковичные пять глав заменили аутентичеными шлемовидными и убрали массивные контрфорсы.

Колокольня Успенкого собора.
Колокольня Успенкого собора.
Колокольня Успенского собора.
Колокольня Успенского собора.

И хотя Успенский собор заложен в одно время с хамом Покрова на Нерли, сейчас внешне они отличаются. Во-первых, первоначальное здание собора закрыто позднейшими пристройками. Колокольня и Георгиевская церковь вносят свой вклад в облик соборного комплекса, хотя зодчие старались создать единый ансамбль.

5. Храм Дмитрия Солунского.

Немного поодаль от Успенского собора расположен Дмитриевский храм (1194—1197), который был возведён князем Всеволодом Большое Гнездо и освящён в честь великомученика Димитрия Солунского.

Дмитриевский храм.
Дмитриевский храм.

Дмитриевский собор небольшой по размерам, поскольку строился только для семьи князя и был его домовой церковью. Он очень напоминает храм Покрова на Нерли, возведенный несколько ранее старшим братом Всеволода Большое Гнездо - Андреем Боголюбским. Но по размерам он больше, по пропорциям более приземистый и фасады богаче украшены резьбой по камню.

В 1919 году храм был закрыт для богослужений. Глава собора была впервые позолочена после реставрационных работ 1950-х годов.

В ходе последних реставрационных работ (1999—2004) рельефы и белый камень покрыли защитной пластической смесью.

Ныне внутри собора размещается музейная экспозиция. Вход в здание платный. Русской православной церкви собор передан не был и остаётся частью музея-заповедника.

Справа - здание Присутственных мест. Слева – парк Липки. Вдали – Дмитриевский храм.
Справа - здание Присутственных мест. Слева – парк Липки. Вдали – Дмитриевский храм.

Между Успенским собором и Дмитриевским храмом стоит здание Присутственных мест. Здание построено в 1785—1790 годах для владимирских губернских присутственных мест (губернского правления). Возможно, архитектором был К.И. Бланк, работавший совместно с владимирскими архитекторами А. Вершинским и Николаем фон Берком. Сейчас это здание находится в распоряжении Владимиро-Суздальского музея-заповедника, который разместил в нем музейный комплекс «Палаты».

Перед зданием Присутственных мест раскинулся парк «Липки». Название, наверное, возникло от названия породы первых саженцев деревьев.

Здание Присутственных мест. Справа - Дмитриевский храм.  Перед ним - смотровая площадка.
Здание Присутственных мест. Справа - Дмитриевский храм. Перед ним - смотровая площадка.

У Дмитриевского храма тоже есть небольшая смотровая площадка.

Слева - парк Липки. Справа - парк имени Пушкина.
Слева - парк Липки. Справа - парк имени Пушкина.

Между Пушкинским парком и парком «Липки», перед Колокольней Успенского собора оставлена территория, не засаженная деревьями - это Соборный луг. Он раскрывает красивые виды на Успенский собор со стороны Соборной площади.

И кроме этого во Владимире есть что посмотреть. В следующий раз надо обязательно посетить святые места Владимира, а их не так мало! Вот несколько из них.

Я не знаю, сколько монастырей было в городе Владимире, но до настоящего времени сохранилось только три: Свято-Алексиевский Константино-Еленинский мужской монастырь, Богородице-Рождественский мужской монастырь и Свято-Успенский Княгинин женский монастырь.

В настоящее время во Владимирской земле сохранилось 30 монастырей. Владимирская область играла важную роль в целом ряде исторических событий. На этапе междоусобиц, татаро-монгольского нашествия, крещения Руси, а также её объединения в одну могучую державу местные монастыри выполняли целый ряд функций. Некоторые из них служили форпостами, защищая города. Другие отвечали за нравственную сторону жизни этих земель. Третьи занимались просвещением.

6. Успенский Княгинин женский монастырь.

Успенский собор Княгининого монастыря.
Успенский собор Княгининого монастыря.

Недалеко от центра, в полукилометре на северо-запад от Соборной площади, расположен Успенский Княгинин женский монастырь. Этот монастырь был родовой усыпальницей княгинь и княжон Владимирского великокняжеского дома. Основан он предположительно в 1200 году великим князем Владимирским Всеволодом Большое Гнездо по настоянию его жены, великой княгини Марии, которая являлась бабушкой Александру Невскому.

В 1200 - 1201 гг. в монастыре возвели каменный Успенский собор, который был перестроен в первые годы XVI века.

XIII веке здесь были погребены сама Мария Шварновна (Ясыня), её сестра Анна, дочь Всеволода и Марии Шварновны — Елена, позднее — супруга Александра Невского Александра (в монашеском постриге — Васса) и его дочь Евдокия. Здесь же упокоены сноха Ивана Грозного Пелагея, дочь Бориса Годунова Ксения.

Монастырь был закрыт в 1923 году. В 1945 году в Успенском соборе монастыря разместилась экспериментальная научно-реставрационная производственная мастерская, впоследствии — «Владимирреставрация».

В 1993 году монастырь был передан Церкви.

7. Богородице-Рождественский мужской монастырь.

 Богородице-Рождественский монастырь.
Богородице-Рождественский монастырь.

До основания Троице-Сергиевой обители Богородице-Рождественский монастырь являлся главным центром монашеской жизни в Северо-Восточной Руси. Из этого монастыря происходит Лаврентьевская летопись.

В 1191 году великий князь Всеволод Большое Гнездо, избрав во Владимире место в восточной части города, около Ивановских ворот, положил начало мужскому монастырю.

Сейчас монастырь находится на улице Большой Московской, в 400 метрах на восток от Соборной площади. Вокруг него возведена небольшая ограда. Длина ограды 700 метров. Монастырь занимает площадь в 2.6 га.

23 ноября 1263 года в церкви Рождественского монастыря был погребён великий князь Александр Ярославич Невский, скончавшийся 14 ноября в Городце, на обратном пути из Золотой Орды. Отсюда в 1724 году его святые мощи были перенесены в Санкт-Петербург.

В 1859 году архитектор-реставратор Николай Артлебен совместно с Д. Корицким распорядились убрать ветхие части храма домонгольского времени и возвести новые. Древний храм был отреставрирован к 1861 году.

С июля 1918 года по 1991 год на территории монастыря размещались отделы ВЧК (ОГПУ, НКВД, КГБ), а также следственный изолятор.

Собор и колокольня были разобраны в 1930 году.

В 1991 году в монастыре возродилась жизнь. Были построены монастырский собор и колокольня.

Константино-Еленинский мужской монастырь находится на восточной окраине Владимира, поэтому мы в него и не попали. Но, откровенно говоря, этого монастыря уже нет. Он был упразднен в XVIII веке. От монастыря осталась только церковь Константина и Елены и колокольня. Нет никакой ограды, ни каких построек.

8. Улица Большая Московская.

От Соборной площади мы прошлись по главной улице Владимира – улице Большой Московской. Раньше она называлась просто – Большой улицей. Она проходила по центру города, начинаясь от Золотых ворот и продолжалась до Серебряных ворот. В конце XIX века западный участок от Золотых ворот до Соборной площади стали называть Большой Московской, а восточный участок от Соборной площади до Серебряных ворот стали называть Большой Нижегородской улице

Торговые ряды на улице Большой Московской.
Торговые ряды на улице Большой Московской.

На этой улице расположено много старых домов. Все они находятся в довольно приличном виде. Традиционно Большая Московская играла важную градообразующую роль, являлась средоточием торговой и коммерческой жизни, местом военных парадов, крестных ходов и праздничных гуляний. И сейчас это излюбленное место прогулок молодёжи.

Одним из значительный зданий является являются Торговые ряды. Строительство Торговых рядов велось с 1787 года на средства и по заказу купцов Владимира. Предположительно проект здания Торговых рядов в классическом стиле был разработан архитектором Николаем фон Берком. В 1790 году было закончено строительство первой линии, идущей вдоль центральной улицы города.

В конце, вернее в ее начале с западной стороны стоят Золотые ворота. Это главный въезд в город с запада. Золотые ворота стоят посередине улицы. Раньше гости города проезжали через въездную арку Золотых ворот. А сейчас проезжая часто улицы огибает Золотые ворота, создавая кольцевое движение на этой площади. С южной стороны сохранились остатки земляного вала, ограждавшего город.

9. Золотые ворота.

Золотые ворота.
Золотые ворота.

Западные главные ворота крепостного вала - Золотые ворота. Они были построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском, который перенёс столицу княжества во Владимир из Суздаля. Золотые ворота использовались как оборонительное сооружение и как триумфальная арка. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города (Новый город). Во время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел пять входных ворот (кроме Золотых, это Медные, Иринины, Серебряные и Волжские), а также внутренние ворота, соединявшие между собой части города — Ивановские и Торговые. До наших дней дошли лишь Золотые ворота. Створки ворот были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце и поражавшей воображение современников. По этой причине всё сооружение получило название Золотых ворот.

В центре на верхней площадке была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери.

В середине 1990-х годов над аркой ворот были помещены, как и в былые времена, иконы: Божьей Матери — с востока, Христа Спасителя — с запада.

Ходит легенда, что перед штурмом Владимира в 1238 году горожане спрятали многие ценные реликвии, в их числе — золочёные створки Золотых ворот, которые были утоплены, по преданию, в Клязьме. И до сих пор створки не были найдены.

Уже начинало темнеть, накрапывал дождик… Мы засобирались домой.

На следующий день, рано утром мы покидали город Владимир. Нас провожал мелкий дождь и яркая радуга в полнеба!

До новых встреч, стольный град Владимир!

Больше фото можно посмотреть здесь - https://ok.ru/profile/554663728393/album/896644657417

или смотрите здесь -

ВКонтакте | Добро пожаловать

Александр Антоненко, архитектор.