Появившееся в Интернете и в музее в Островно фото из архива Марковых якобы усадьбы Горка сразу вызвало у меня вопросы относительно его нестыковки с известной картиной Левитана «Март», на которой изображён усадебный дом в Горке.
Это явно разные дома по своему местоположению и архитектурному стилю:
1. Местность.
1.1. Лес вокруг дома – в Марте - смешанный западнее дома, который должен был бы «попасть в кадр» при взгляде с противоположного фасада дома. На фото – лиственный, сосен не заметно.
1.2. Рельеф. В Марте – ровное, плоское место. На фото - склон к зрителю. Маловероятно, что он переходит на другой стороне дома в плоскую равнину, как на Марте Левитана.
2. Архитектурный стиль дома.
2.1. Этажность: 2 на картине и 1-1,5 на фото.
2.2. Обшивка стен дома: со щелями на картине и ровная на фото.
2.3. Окна, отношение высоты к ширине: на картине - невысокие (соотношение трудно оценить, скорее 3-частные по высоте), а на фото – высокие (2:1), 4-частные.
2.4. Колонны. На картине - Без укосин наверху, с 4-гранными утолщениями. На фото – без утолщений, зато с укосинами наверху.
2.5. Веранда по периметру: на картине – отсутствует, на фото – вокруг видимых сторон дома.
2.6. Высота цоколя: на картине – минимальная, на фото – высокий цокольный этаж.
Итак, я заметил целых 8 различий! Мог ли это быть один и тот же дом, с разных фасадов? Моё мнение: нет, не мог быть.
А могли ли это быть два разных дома, но в одной усадьбе? Читаем Опись строений усадьбы Горка от 16.05.1922 (ВВ архив, ф.51, оп.1 ед.214): «Дом дачный 2-этажный 10*15 аршин (7*10м), крыт дранкой»
Кстати, о размерах и пропорциях дома на фото В.Маркова. Попробуем примерно вычислить их, измерив пропорции по распечатку (или по экрану монитора - см. первое изображение выше).
Исходя из законов симметрии, предполагаю, что правое крыло здания (скрытое частично листьями) симметрично левому крылу. Тогда получаем пропорцию ширины по фасаду (без учёта выносов кровли веранды) к высоте этажа как (14,5*2+21,5)/10 или примерно 5:1.
Если высота первого этажа = 3 метра, то ширина фасада получается 15 метров – это в 1,5 раза больше, чем размеры дома в Описи 1922 года! Чтобы ширина фасада была 10 метров (15 аршин) высота этажа должна быть всего 2 метра – такого вы даже в крестьянских домах того времени не найдёте! Ну и при ширине дома в 10 метров выступающая центральная часть (с тремя окнами) должна была бы быть шириной: 10/(14,5*2+21,5)*21,5= 4,26 метра. Это какими бы узкими тогда были бы центральные 3 окна, видимые на фото??
Другие жилые дома в Горке были, но все они (по данным Описи 1922 г.) – ещё меньше по размерам, чем 2-этажный главный дом.
Вывод: фото Владимира Маркова не относится к имению Горка. Вообще.
Владимир Марков (первоисточник фото) пишет о данном фото так: «в семейном архиве родственников Аггея Аггеевича случайно сохранилась пара фотографий с изображениями имения Горка из архива Турчаниновых».
То есть, он не сообщил, что это фото подписано на обороте (формулировки – важны!). Следовательно, идентификация усадьбы на фото – это не факт, а предположение автора, которое он не сформулировал прямо и чётко. Чем ввёл читателей в заблуждение – они восприняли эту формулировку, как достоверный факт, а не предположение автора.
Также он, к сожалению, не написал, на чём основано его утверждение, что это фото попало к Марковым якобы «из архива Турчаниновых». Поэтому и это его утверждение следует считать предположением автора. Но даже если фото и попало к ним от Турчаниновых, то, учитывая многочисленные родственные связи дворян, оно сделано в каком-то из других имений, например, родственников Турчаниновых. Но не в Горке.
-----------------------------------
И в заключение следует поискать источник, идентифицирующий и картину «Март» Левитана с «Горкой», а то, может, и тут – ошибка?
На мой взгляд, таковыми доказательствами является следующие.
1) В.К.Бялыницкий-Бируля написал в рассказе «Последние цветы Левитана» о посещении им усадьбы «Горка» накануне её продажи Турчаниновой (1913 г.): «… бор, который в упор подходил к дому. <…> Когда мы подошли к чёрному крыльцу дома, сердце моё дрогнуло… Мне знакомо это место. Правда, всё здесь было в зимнем уборе <…> Тот март у меня перед глазами.»
Это свидетельство, конечно, не прямое (не сказано прямо, что «Март» писался в Горке), а косвенное, но для меня – вполне достаточное, ибо по контексту видно, о какой картине и каком месте идёт речь. И особо ценно то, что Бируля посетил усадьбу ещё при Турчаниновых, узнал это место и записал это свидетельство, пока был ещё в здравом уме и твёрдой памяти. А в ходе беседы с Анной Ивановной тогда он наверняка затрагивал и тему где писались те или иные картины и если бы она не подтвердила это его «узнавание» пейзажа, то он вряд ли написал бы про это опознание места.
2) Л.И.Кац на с.14 цитирует не названные воспоминания Бирули об этом же эпизоде: «Помню, как я, попав в Тверскую губернию, в дорогие для меня места, познакомился с младшей дочерью Турчаниновой. Как-то … мы подходили к дому … Турчаниновой. Мы шли мимо чёрного крыльца, где взгляд падает на чудесный бор, тот фон из сосен, который все знают в картине Левитана «Март». Мы все невольно в радостном порыве воскликнули: «Смотрите, вот откуда написан «Март»!» В беседах … мы установили, что был написан большой этюд на подрамнике.»
3) Далее Кац цитирует С.А.Пророкова, встречавшегося с А.И.Турчаниновой, которая сказала ему, что «Март» писался Левитаном при ней.
Я думаю, доказательств – достаточно.
Таким образом, имение «Горка» изображено только на картине Левитана «Март», а фото В.Маркова к этой усадьбе – не относится вообще.