Комментарий к: https://dzen.ru/a/ZyKhx_jm20OQMyyU
В комментируемой статье даны очень точные и верные мысли о причинах продолжения войны на Украине, пересказанные вполне адекватно. Вот её оригинал: https://strana.news/ukr/news/474390-shcho-vpline-na-zavershennja-vijni-v-ukrajini-kljuchovi-faktori.html
Но там речь идёт только о настоящем времени или о близком будущем – кто и почему поддерживает продолжение этой войны, а кто – нет. И главное – это только про позиции разных политико-идеологических групп в составе властей Запада и Украины по данному вопросу.
Для меня основная загадка, или проблема, причин начала и долгого продолжения войны на Украине – каким образом и почему основная масса украинцев, в том числе русскоязычных, и даже этнически русских жителей с Юга и Востока бывшей Украинской ССР, превратилась в убеждённых врагов России и русских и потому готова уже 3-й год массово погибать на фронте из ненависти к нам и нашей стране. (Причина начала войны для России очевидна – это стремление Украины в ряды нашего военно-политического противника НАТО и очень тесное военное сотрудничество с НАТО, налаженное уже к началу 2020-х гг. даже без вступления в его ряды – подробнее об этом: https://dzen.ru/a/ZLoLWOX8iENzueD0).
Окончательного ответа у меня нет. Но есть вот такие предположения.
Видимо, на первом этапе, сказалось обнищание украинцев в постсоветский период, вплоть до того, что началась их массовая временная миграция на заработки в экономически гораздо более благополучную Россию в середине-конце 2000-х гг. Так, по оценкам западных экономистов, в 2013 г., наиболее успешном за весь постсоветский период как для Украины, так и для России, показатель доходов на душу населения в России (9680 $) был без малого в 4 раза выше, чем на Украине (2601 $) (подробнее об этом, со ссылками на источник данных – https://dzen.ru/a/ZLoLWOX8iENzueD0).
Это вызвало массовое озлобление украинцев по отношению к их властям, ведь в позднем СССР и в 1990-е гг. уровень и качество жизни на Украине, особенно на селе и в малых городах, были явно лучше, чем в России. Но это же породило и чёрную зависть украинцев по отношению к России и русским, которые к концу 2000-х гг. явно выиграли экономическое соревнование у ранее лидировавшей по уровню жизни Украины. Вот из этой естественной зависти проигравших, пропагандисты-националисты и вырастили первые ростки ненависти столь многих жителей Украины самых разных национальностей по отношению к современной России.
А на втором этапе, был предложен вполне, казалось бы, логичный выход для Украины – раз украинские власти не смогли создать нормальные условия жизни в стране и её разворовали, то надо, чтобы Украина «вошла в Европу» и стала управляться из Брюсселя или по крайней мере под жёстким контролем чиновников Евросоюза, не таких коррумпированных, как украинские. К тому же у жителей Украины появилась надежда, что если Евросоюз их примет, то он значительно повысит их уровень жизни, приближая его к таковому в ЕС. Вот так и родилась у украинцев «пламенная любовь» к Западу, прежде всего к ЕС, а заодно и к НАТО как к ключевому объединению стран Западной Европы.
Но самый тяжёлых вопрос – а что будет дальше, в обозримом будущем. У меня, как и у уважаемых мною экспертов из России, с Запада и с Украины, нет сомнений в том, что Россия эту войну выигрывает и что значительная часть территории бывшей УССР станет Россией. Но я также полагаю, что останется и Украина, пусть и на заметно меньшей территории, чем в 1991 г., куда и выедут наиболее убеждённые враги России.
И вот если присмотреться к возможному будущему такой новой послевоенной Украины и украинцев, то можно увидеть главную, ведущую причину продолжения войны элитами Украины и Запада невзирая на огромные людские и экономические потери Украины.
Что будет на землях бывшей УССР после этой войны – почти уничтоженная экономика и сильно уменьшившееся из-за массовой эмиграции население, причём среди оставшихся жителей будет много ветеранов войны и у очень многих будут друзья и родственники, погибшие в боях с Россией или получившие на фронте увечья. Но последнее означает, что у жителей такой новой Украины не будет никаких иных чувств по отношению к России и русским, кроме искренней ненависти (за военные разрушения, за гибель и увечья близких, за вынужденно бегство за рубеж от войны многих знакомых).
И вот этот эффект войны, то есть усугубившаяся ненависть к России как якобы виновнице всех бед Украины – самый главный и самый ценный её итог как для наших противников на Западе, так и для радикальных этнонационалистов на самой Украине. (О том, что это Украина сама сделала решающий шаг к войне, выбрав союз с военными противниками России в лице НАТО, они якобы забудут.)
Такой исход в социально-политическом смысле означает, что украинцев удалось отделить от россиян в качестве иной политической нации, и что такое разделение на враждебные друг другу сообщества стало фактом. Таким образом, практически исчезло былое распределение этнических украинцев (всех тех, кто в переписях населения 1989 г. и 2001 г. определял себя «украинцем») на 3 основные категории:
(1) украинцы как фактически часть, пусть и с некими особенностями, русского народа (аналогично в Российской Империи определяли малороссов и великороссов, белорусов как части единого «русского народа»);
(2) украинцы как особый народ, но очень близкий к русским по происхождению и исторически («братские народы», по официальной точке зрения в СССР);
(3) украинцы как особый народ, исторически противостоявший русским и страдающий от постепенной ассимиляции русскими, или русификации (точка зрения украинских националистов, преобладавшая у населения на Западной Украине и в период СССР).
В будущем останется только третья категория украинцев, или, точнее говоря, третий вариант осознания себя "украинцем", причём к давним и часто вымышленным причинам отчуждения от русских добавятся объективные и очень тяжёлые итоги идущей ныне войны.
Вот это и есть главный итог продолжающейся войны – полное обращение вспять активно шедших в позднем СССР процессов интеграции и объединения русских и украинцев на основе русского языка и русской культуры. Напротив, на территории будущей Украины возникнет политическая украинская нация, осознающая себя в первую очередь через противостояние России и русским, в том числе русскому языку и русской культуре. Но для враждебных России элит Запада, равно как и для украинской националистической элиты, такой исход – явная победа исторических масштабов, несмотря на огромные демографические, экономические и территориальные потери.
Можно сказать, что на наших глазах украинцы превращаются в аналог поляков по своему отношению к России и русским, ведь основа русофобии поляков – их память об истории борьбы Польши и России и подчинения польских земель русской власти.
Ещё один аналог – белоэмигранты-казаки. Хотя ещё в России у казаков, этой исторической (после времён Е. Пугачева) опоры царской власти и российского государства, появилось идейное течение что якобы они особый народ, а не особая часть русского народа, но такие взгляды до 1917 г. оставались непопулярными. А вот после проигранной Гражданской войны, среди белой казачьей эмиграции они вышли на первый план. И именно представления о том, что донские или терские казаки не являются русскими, а представляют собой отдельный «казачий» народ, привели к тому, что германским нацистам в годы Великой Отечественной войны удалось сформировать много военных частей из казаков (в основном уже из поколения, родившегося или выросшего за границей). И такие «казачьи» подразделения Вермахта активно воевали с русскими и другими народами СССР, служившими в Красной армии.
Таким образом, происходящее на наших глазах превращение украинцев как народа в исторически враждебную России и русским нацию – главный социально-политический итог идущей на Украине войны. Поэтому ведущую к такому ценному для Запада и украинских националистов результату войну они не будут торопиться остановить, невзирая на явно наметившееся поражение Украины и её огромные и растущие потери.