Найти в Дзене
ПроТуймазы

В Туймазах сельчанин пасет скот 28 лет

28 лет стадо в селе Серафимовка пасет местный житель Иван Ушаков. Всю жизнь он провел в родном селе. Здесь он родился, окончил четыре класса начальной школы. Отсюда ездил на учебу в среднюю школу села Серафимовский.

— После школы я выучился в Субханкуловском училище на каменщика, затем в училище в селе Каран Буздякского района – на тракториста, – рассказал Иван Сергеевич. – Работал на предприятиях района, вахтовым методом трудился на Крайнем Севере. В свободное время нанимался пастухом в родном селе, а когда вышел на пенсию стал пасти местный скот ежегодно. Работа для меня привычная. У нас в родительском доме скотины было много и птица водилась. Отец все время был на работе, мать хлопотала по дому и периодически нанималась на сезонные сельхозработы. Уход за животными был на нас, на пятерых ребятишках. Я был единственный сын в семье – остальные девочки. Сейчас в живых остались я и моя сестренка. Она с семьей живет в Октябрьском, но все лето с мужем проводит у меня, в родительском доме. Я целыми днями на пастбище, так что на них – огород и домашние хлопоты.

Это уже 28-й мой «пастуший» сезон. Устал, конечно. Годы берут свое, ноги побаливают, а тут каждый день без выходных и праздников по 20 километров шагай пешком. Но отказать односельчанам не могу. Не будет пастуха – не будет и скота в селе.

Сейчас у меня на попечении 10 коров, три бычка и три овечки. Пасу их строго по расписанию, которое выработалось с годами. Иначе нельзя. Нарушишь режим – это тут же скажется на количестве молока. Сбор у нас в 7 утра у здания бывшего магазина. Оттуда я гоню стадо на пастбище за селом. Перед началом сезона осматриваю поле на наличие растений, которые могут нанести вред животным. Весной это чемерица белая, осенью – клевер. Если таковые имеются, выкорчевываю их. За годы работы пастухом у меня лишь однажды случилось ЧП – бродячие собаки разодрали четырех ягнят. Раньше у нас тут была свалка, так там и кормились одичавшие псы. Они-то и напали на ягнят. Отогнал собак, но было уже поздно.

До 10 часов пасу животных в поле, потом гоню на водопой – здесь два пруда есть. Затем до часу дня у них отдых. Это время они проводят в тени деревьев, а я – в оборудованном для себя шалаше. У меня тут и кресло, и радиоприемник на батарейках имеются. Разжигаю костер и разогреваю обед, который для меня по очереди готовят хозяева скотины. Кормят хорошо – и суп, и колбаса, и сметана с молоком.

После обеда гоню стадо на другой участок пастбища. Животные должны находиться в движении, тогда они будут здоровы. У них лучше будет работать пищеварение, они быстрее восстановятся после отела.

Еще я постоянно меняю локацию. Дело в том, что буренки – те еще привереды, они не любят запах навоза. Поэтому, прежде чем вернуться на старое место, выжидаю 2-3 дня пока коровьи «сюрпризы» подсохнут и перестанут источать едкий запах.

Летом пасу скот до 9 вечера, осенью – до 6 вечера. Пригоняю стадо в село, а здесь животину встречают хозяева.

Иногда в стадо из лесу забредают лисята, они играют с телочками в догонялки. Лисица наблюдает издалека, а потом подзывает детенышей и они уходят в лес. Чтобы скоротать время, собираю грибы. Сам возиться с ними не люблю – отдаю сельчанкам. А вот рыбалку уважаю, и если удается с зятем на водоем выбраться, я безмерно счастлив. Рыбу и почищу, и нажарю – красота! Вот так и живу.