Найти в Дзене
Xronika Zlobycha

Путешествие летом по Архангельской области. Часть первая.

Первый день пребывания в Архангельске, сразу пошёл не по плану. Капитан катера, который должен был нас отвезти на остров Мудьюг, перепутал дни и забыл про нашу поездку, но по счастливому стечению обстоятельств, наши знакомые из «Товарищества Поморского Судостроения» тоже немного напутали с датами и приготовили в этот день праздничный ужин (хотя договаривались о встрече мы другую дату), поэтому вместо нескольких часов на катере, мы провели это же время на верфи за столом, ведя увлекательную беседу с друзьями под запечённую рыбу. Нам провели экскурсию по небольшой судостроительной верфи, где сейчас, группа энтузиастов строит поморскую шхуну. Процесс достаточно тяжёлый и кропотливый. Люди, работающие на верфи - это настоящие энтузиасты, увлечённые морем и идеей, для которых важен конечный результат их работы. На втором этаже верфи, расположился небольшой музей, в котором можно увидеть настоящие чертежи карбасов, далеких времён, которые сейчас отцифровываются, так как бумага имеет срок слу

Первый день пребывания в Архангельске, сразу пошёл не по плану. Капитан катера, который должен был нас отвезти на остров Мудьюг, перепутал дни и забыл про нашу поездку, но по счастливому стечению обстоятельств, наши знакомые из «Товарищества Поморского Судостроения» тоже немного напутали с датами и приготовили в этот день праздничный ужин (хотя договаривались о встрече мы другую дату), поэтому вместо нескольких часов на катере, мы провели это же время на верфи за столом, ведя увлекательную беседу с друзьями под запечённую рыбу.

Нам провели экскурсию по небольшой судостроительной верфи, где сейчас, группа энтузиастов строит поморскую шхуну. Процесс достаточно тяжёлый и кропотливый. Люди, работающие на верфи - это настоящие энтузиасты, увлечённые морем и идеей, для которых важен конечный результат их работы.

Процесс строительства поморской шхуны (Фото автора)
Процесс строительства поморской шхуны (Фото автора)

На втором этаже верфи, расположился небольшой музей, в котором можно увидеть настоящие чертежи карбасов, далеких времён, которые сейчас отцифровываются, так как бумага имеет срок службы и вскоре они могут быть утеряны. Просидев на верфи до вечера и откушав вкуснейшего палтуса, мы отправились в гостиницу.

Не забывай листать фото, в одной галерее попадается несколько изображений -->>

Наш первый день в Архангельске подошёл к концу, но мы ещё не знали какие приключения и эмоции нас ждут впереди…

На следующий день, выйдя на катере в 4 утра на большую воду, мы направились в сторону острова Мудьюг или остров «СМЕРТИ» как его еще называют. На этом острове, расположенном в Белом море, в 1918 году английские войска организовали первый в истории нашей страны концлагерь для военнопленных.

-5

23 августа 1918 года 134 узника Архангельской городской тюрьмы были отправлены на остров, с этого момента они превратились из обычных заключённых в военнопленных.

-6

Несмотря на то, что лагерем руководили англичане, своими руками они ничего не делали, для этого были французские военные, которые превратили жизнь заключённых в сущий ад, избивая и издеваясь над ними круглосуточно, морили голодом, за любую провинность следовало жёсткие наказание в виде «ямы-ледника».

Тиф, вши, цинга, обмороженные конечности - все это было обыденностью на этом острове.

Остров "Смерти" МУДЬЮГ - первый концлагерь на острове в Архангельской области.
XZ | Xronika Zlobycha3 октября 2024

Любимым развлечением англичан и французов, было выливание помоев с остатками еды из окна дома, а потом смакование как голодные заключённые набрасывались на них подбирая с земли и отталкивая друг друга. 10 месяцев продолжался этот ад на острове Мудьюг, по официальным данным умерло около 100 человек, сколько на самом деле было закопано в земле неизвестно.

В 1938 году, на острове был открыт музей, в память о погибших, который просуществовал примерно до 1990 г., сейчас бараки стоят разрушенными, экспозиция разграблена и разрушена, таблички валяются в хаотичном порядке. Интересно, но на острове видны попытки местных энтузиастов начать восстанавливать разрушенное.

До 2012 года на остров ходил теплоход, и каждый желающий мог посетить этот остров, сейчас добраться на него можно только на частном катере.

Будьте внимательны, если туда соберётесь! На острове огромное количество гадюк, которые любят греться на солнышке, поэтому неосторожный шаг может обернуться укусом ядовитой змеи.

-11

Осмотрев лагерь, мы пошли дальше. На острове есть два маяка – «Белая» и «Чёрная башни». На один из них нам удалось попасть и осмотреть, второй находится под охраной и мы не рискнули туда пытаться пробраться.

Маяк «Чёрная башня» - уникальная деревянная конструкция, построенная в 1875 году. К сожалению, какая-либо информация о нём отсутствует в открытых источниках, но вид, который открывается с верхней точки просто завораживает. Сам маяк находится в унылом состоянии.

Маяк "Черная Башня" (Фото автора)
Маяк "Черная Башня" (Фото автора)

Деревянная обшивка разваливается, поэтому идти по ступенькам на самый верх нужно очень аккуратно, потому что любое неаккуратное движение может привезти к трагическим последствиям в виде падения с большой высоты.

После того, как мы вернулись в Архангельск с острова «смерти», нам предстояла дорога в посёлок Белое озеро, но перед этим мы решили заехать в Галерею кукол расположенную в городе Северодвинск.

Сначала, когда мы попали в музей, мы, честно говоря, немного скептически отнеслись к этой затее. Ну куклы и куклы, это же больше для девочек. Пока не зашли внутрь этой галереи!

Кукольная галерея – это небольшой музей авторской куклы, открытый в 2018 году международным мастером художественной куклы Ириной Черепановой. В нем представлена коллекция кукол и игрушек – более 500 экспонатов, в том числе и антикварных. Самая взрослая – кукла 1890-го года мастера-кукольника Шраера Фингергута из Польши.

Не забывай листать фото, в одной галерее попадается несколько изображений -->>

Десятки кукол, в различной одежде, с разным выражением лица и глаз смотрят со стеллажей от пола до потолка. Здесь уютно разместились куклы, игрушки и кукольные домики из разных стран мира: Швеции, Нидерландов, Италии, США, Латвии, Германии, России, Беларуси, Эстонии, Кореи и других.

А также куклы самой Ирины – герои её авторского сказочного проекта «Королевство Белых ночей и Брусничных земель», глядя на которых, создаётся впечатление, что они сейчас оживут и подмигнут тебе.

Галерея кукол в городе Северодвинск (Фото автора)
Галерея кукол в городе Северодвинск (Фото автора)

После посещения Галереи кукол и немного подкрепившись, мы выдвинулись в посёлок Белое озеро, в который можно добраться только по Кудемской узкоколейной железной дороге.

Кудемская "узкоколейка" - последняя из могикан. Ну ладно, не последняя, но одна из немногих.

Узкоколейные железные дороги, столь популярные в СССР, сегодня постепенно уходят в прошлое. В некоторых крупных городах сохранились и даже успешно развиваются так называемые «детские» железные дороги (специально построенные узкоколейки, на которых проходят практику юные железнодорожники), также поддерживаются в рабочем состоянии УЖД, связывающие с «большой землёй» отдалённые поселения, не имеющие других дорог. Промышленные УЖД (коих было большинство) стремительно закрываются и распродаются на металл.

-20

В Архангельской области в XX веке были проложены сотни километров узкой колеи, по которым из отдалённых леспромхозов вывозили древесину. Кудемская узкоколейная железная дорога расположилась на севере области, соединяя приморский Северодвинск с лесным посёлком Белое озеро.

На окраине Северодвинска протекает река Кудьма, где находилась одноимённая станция и брала начало узкоколейка. Сейчас станция не функционирует, пути разобраны. Движение начинается от станции Водогон, расположенной на Солзенском шоссе недалеко от города. Минуя дачные посёлки и пересекая автомобильную дорогу на Онегу, железный путь устремляется в глубь тайги.

-22

Места тут и правда живописные. Рельсы бегут прямиком через лес, подходят вплотную к водной озерной глади. Одним из преимуществ узкой колеи является возможность прокладывать «облегчённый» путь, который не требует большого объёма подготовительных работ. Потому может показаться, что поезд буквально продирается через тайгу, находя себе узкие, едва проходимые тропки.

Иногда, по рассказам местных жителей, бывают и неприятные ситуации, когда из-за неровности полотна тепловоз и/или вагоны могут сойти с рельс или завалиться на бок тепловоз. Тогда пассажиры выходят и руками ставят его на место, чтобы продолжить свой путь.

-24

Стоит отметить, что сейчас Кудемская УЖД – сугубо пассажирская линия. Пять раз в неделю от посёлка Белое озеро до станции Водогон и обратно ходит пассажирский состав. Два крытых вагона, одна или две бортовых платформы (в летнее время) возят дачников, местных жителей, рыбаков и немногочисленных туристов. Время в пути составляет около полутора часов. Дорога не заканчивается в Белом озере и уходит дальше в лес, к ныне нежилому посёлку Палозеро, но пути признаны непригодными для движения поездов.

-25

Расписание "дежурного" поезда составлено таким образом, что в один день путешествие по Кудемской УЖД не совершить. Поэтому придётся заранее задуматься о ночлеге в Белом озере - будь то палатка на берегу живописных озёр или договорённости с местными жителями, чтобы вас смогли приютить. Так как мы были в этих краях ранее, то проблем с проживанием у нас не возникло. Мы остановились у семьи - Сергея и Натальи Фишер, которые вместе с детьми и внуками переехали в гостевой дом, а нас разместили в основном доме. В самом посёлке есть магазин, ЖД депо, почта, фельдшерский пункт, школа и детский сад. Но самое прекрасное, что сам посёлок находится в тайге, в окружении нескольких красивых озёр с чистейшей водой.

В датах и днях недели мы уже перестали ориентироваться. А периодическое отсутствие сотовой связи только добавляло интереса к поездке. Два дня мы провели в этом уютном уголке природы. Ездили в лес на вездеходе, жарили шашлыки, собирали грибы и ягоды, наслаждались кристально чистой водой озёр. А какие там закаты!? Это просто фантастика! #путешествиепороссии

Продолжение следует ...

Подписывайтесь на мой Telegram и будете всегда в курсе новых публикаций и интересных историй.

Последние публикации которые возможно вы не видели:

Легендарный советский ресторан «Русь» в Салтыковке. Здесь побывал весь «свет» Москвы.
XZ | Xronika Zlobycha30 октября 2024
Заброшенная усадьба Андрея Баташева. Гусь-Железный и ужасный.
XZ | Xronika Zlobycha15 октября 2024