«Зачем я это посмотрел?» — такая реакция часто сопровождает первое знакомство с работами Даниэля Бьорка. Шведский художник создаёт в своих рисунках причудливую и поистине гремучую смесь, в которой милые и добродушные герои знакомых всем мультиков и детских фильмов превращаются в персонажей из классики хоррора. Специфическое творчество Даниэля уместнее всего показывать в Хэллоуин (а он как раз отмечается 31 октября), когда в сети от разного рода страшилок просто рябит в глазах. Сразу скажу: предлагаемая мной подборка содержит самые «невинные» образцы.
Любовь к хоррору сыграла в творчестве Даниэля ключевую роль. Он до сих пор скучает по выходившим на экраны в 80-е и 90-е годы культовым лентам, от которых волосы вставали на голове дыбом, а кровь стыла в жилах. Но поскольку Бьорк также был с детства неравнодушен к классике американской мультипликации, то однажды решил объединить то, что ему нравится, в одно целое.
Он начал создавать мэшапы на основе известных произведений около 12 лет назад и быстро привлёк к себе внимание. Его работы не оставляли зрителей равнодушными, вызывая у них полярную реакцию — от восторга до категорического неприятия и раздражения.
Надо сказать, что у негатива в адрес художника были все основания: многие люди действительно не могли понять, зачем он покусился на святое и решил разрушить ореол доброты и волшебства, который имелся у старых картин голливудских студий.
Такое разделение сохраняется по сей день. У Бьорка много поклонников, но ещё больше людей не понимают его творчества, называя возмутительным и провокационным. Но швед не сдаётся и без устали создаёт свои мрачные версии шедевров мультипликации, предлагая всем поклонникам чёрного юмора заново их переосмыслить.
Особенно часто Бьорк вдохновляется картинами студии Уолта Диснея, на которых выросло уже не одно поколение западных зрителей. Золушка, Белоснежка, Спящая красавица, Русалочка, Жасмин — никто из этих нарисованных красавиц не избежал экспериментов шведского художника. Его стараниями милые принцессы, которым подражают девочки во всём мире, превратились в разного рода нежить и нечисть, но самого Бьорка все эти метаморфозы ничуть не смущают.
«Я ориентируюсь на юмор, — говорит он. — Если придумываю сюжет, то сразу записываю его в блокнот. Спустя некоторое время возвращаюсь к нему и снова просматриваю, решаю, что делать дальше. Если он по-прежнему вызывает у меня смех, то я начинаю рисовать».
Для своих первых мэшапов Даниэль использовал героев фильмов «Инопланетянин» и «Король Лев». Позже он придумал оформлять рисунки в стиле обложек комиксов. Художник даже умышленно начал старить изображение, чтобы вызвать у лояльной аудитории ностальгию по ушедшим годам, когда не было никакой компьютерной графики, а атмосферные ужастики создавались при помощи комбинированных съёмок, кукол и прочей машинерии.
Бьорк говорит, что у него есть собственная фокус-группа, на которой он проверяет все свои шутки, к чьим советам всегда прислушивается. Это его жена, которая тоже является большой фанаткой ужастиков, и дочь-подросток. Они обе любят чёрный юмор, во всём поддерживают главу семьи и говорят, что им очень нравится его творчество.
В 2018 году на работы Даниэля обратила внимание компания Netflix и предложила ему нарисовать упаковку кукурузных хлопьев для скандинавской вечеринки, чтобы приурочить их выпуск к выходу второго сезона сериала «Очень странные дела». Выбор на художника пал отнюдь не случайно: в фильме было много мистики и откровенно пугающих моментов, а кто лучше Бьорка мог прочувствовать и создать атмосферу саспенса?
«Я всё ещё думаю, что большинству совсем не по душе то, что я рисую, но, видимо, у некоторых людей такое же глупое чувство юмора, как у меня, — признаётся Бьорк. — Я счастлив, когда такое совпадение происходит. Сейчас в мире так много плохого, что если один из моих рисунков заставит кого-то забыть об этом хотя бы на минуту и слегка улыбнуться, то это здорово!»
А что вы, уважаемые читатели, думаете по поводу его творчества?