Модернизм в Санкт-Петербурге приживался с трудом и всегда будто оправдывался – отсюда частое следование классическим пропорциям, соблюдение симметрии и переосмысление классического декора новыми средствами.
По предыдущим заметкам могло сложиться впечатление, что модернизм в Санкт-Петербурге всегда очень деликатный по отношению к окружающей застройке, громко о себе не заявляет и вполне сомасштабен человеку. Что ж, это далеко не всегда так, особенно если отъехать подальше от центра города.
Московский проспект
Гигантомания, свойственная модернистам 1970-х годов с избытком ощущается на Московском проспекте. На самом деле началось это еще раньше. Проспект складывался в эпоху сталинского ампира, поэтому здесь мне встретилось много роскошных зданий-кварталов с колоннами, карнизами, медальонами и прочими украшениями.
Фасады этих гигантских домов облицованы натуральным камнем, а вместо привычной дешевой лепнины – настоящая резьба. На Московской площади, задумывавшейся как новый административный центр города, громоздится дом Советов архитектора Ноя Троцкого, а перед ним 8-метровая скульптура Ленина. Для создания этого памятника и построили мастерскую Аникушина на Петроградке, о которой я рассказывал в прошлый раз.
Правда, приехал я не за этим. Выйдя из метро на Парке Победы, я отправился в Российскую национальную библиотеку. Монументальное сооружение отлично встраивается в общий контекст проспекта хотя и строится существенно позже окружающей его неоклассики.
Библиотека строится с 1982 по 1998 год, воспринимая западные постмодернистские тенденции. Робкое подыгрывание историческому контексту свойственное ленинградскому модернизму почти становится игрой. Здание встречает нас круглой колоннадой, где уже более явно, чем раньше считываются аллюзии на ордерную систему, между колонн появляются античные статуи (довольно нелепые на мой вкус, но какой же постмодернизм без улыбки).
Архитектура библиотеки очень функциональна, сложный план с обилием внутренних дворов и световые фонари на крыше позволяют использовать естественный свет для освещения читальных залов и вестибюля. Но из-за масштаба здания эти решения кажутся избыточными и вычурными. Неслучайно мегаломанский интерьер центрального зала с грандиозной лестницей был задействован в качестве декорации в недавней экранизации «Мастера и Маргариты». Он отлично вписался в визуальный стиль несбывшейся Москвы.
Площадь Победы
Главной же целью моей прогулки была площадь Победы, над которой трудился, кажется, весь Ленпроект.
Знакомство с ней начинается почти сразу за Московской площадью. Два микрорайона по обе стороны проспекта выходят на него симметричными домами, которые сами по себе являются частью общей композиции ансамбля. Главная особенность этих домов – огромные вставные блоки с панорамным остеклением, где разместились художественные мастерские. За годы проектирования концепция много раз перерабатывалась, парные башни на углах площади росли в проекте с 16 до 20, а потом и до 22 этажей.
Монумент Героическим защитникам Ленинграда завершил ансамбль площади, взяв на себя роль доминанты. Скульптуры для мемориала выполнил, все тот же Аникушин. Архитектурное оформление монумента впечатляет не меньше – абстрактная динамичная композиция и фактурный бетон со следами деревянной опалубки сочетается с темным металлом разорванного кольца, подсвеченным пламенем вечных огней.
Новосмоленская набережная
Еще один район с похожей по масштабу архитектурой – Новосмоленская набережная. Здесь, впрочем, мой энтузиазм относительно модернистской застройки поугас. Неоправданно большие неорганизованные пространства и безликая типовая застройка, окружающая набережную, добитая хаотичным остеклением и мелкой торговлей на первых этажах – портят общее впечатление.
Тем не менее, впечатляют и монолитные дома с левой стороны канала, поднятые на бетонные «ножки» высотой в три этажа дома, и сложные по структуре здания с другой стороны, скроенные из типовых элементов и очень по-петербуржски объединенные аркой.
Дома на ножках и секции с арками, приподнятые над остальным зданием работают как доминанты, перемежаясь с более низкими вытянутыми горизонтально объемами. В прошлый раз я взялся проводить параллели с Саровом. Здесь эта задачка сложнее – модернистских строек такого масштаба у нас и близко не бывало. Единственное, что приходит на ум – застройка улицы Юности.
Очень крупные для нашего небольшого города здания контрастируют с крошечными общественными объемами, акцентированными необычными шестиугольными окнами. Дом с переходами, формирующий южный фронт улицы, тоже прибегает к приему «точка-тире», перемежая девяти- и двух-этажные объемы своих корпусов.
Васильевский остров
Хотя я и пожаловался на безликость домов по соседству с Новосмоленской набережной, прогулка то непарадному Васильевскому острову все равно была довольно любопытной.
На юге посмотрел недавно отреставрированный и переделанный по офисы авангардный корпус «Красного гвоздильщика».
Затем дошел до модернистского здания ПТУ №86 Сталепрокатного завода. В 1970-е в Ленинграде пытались в том числе с помощью архитектуры повысить престиж рабочих профессий, ПТУ строят по уникальным проектам. Посмотреть их все, впрочем, задачка сложная – строили их недалеко от производств, но в следующий раз еще несколько попробую зацепить.
На севере острова зацепил очень стильное здание гаражного кооператива. Жалко было пасмурно, в солнечную погоду ярче играл бы фасад, собранный из граненых бетонных пластин.
У парка Декабристов меня ждала встреча со старыми знакомыми – «точками Надежина» и 12-этажками Белова и Курочкина в их оригинальном варианте. Спроектированные с разницей в пару лет еще в 1960-е они надолго остались в обойме у ленинградских архитекторов-градостроителей, так что найти их в Питере почти так же просто как в Сарове.
После модернизма
На десерт я оставил «самый веселый дом города» – детский сад в переулке Джамбула. Это уже без сомнения постмодернистский объект – игривый и остроумно сделанный. В ход пошли кольца канализационных колодцев, трубы, типовые бетонные клумбы, венткамеры превратились в башенки, для облицовки взяли экспериментальный цветной кирпич, а на крышу добавили флюгеры. Конечно, все эти ухищрения от бедности строительного рынка – постмодернизм в 1990-е и 2000-е тоже будет от него страдать. Но нельзя не отдать должное изобретательности архитекторов, уловивших дух времени.
К сожалению, оформление забора было утрачено из-за современных мер безопасности, из-за них же тяжело рассмотреть здание в деталях – новый забор непрозрачный, да и непрошенным гостям там не рады.
Возвращаясь, домой, я полистал путеводитель по ленинградскому модернизму, и понял, что не увидел и половины – придется вернуться, и наверное не раз.