Найти в Дзене
Евгений Трифонов

Боливия: первая кровь

В противостоянии между президентом Луисом Арсе и основателем правящего Движения к социализму (MAS) Эво Моралесом пролилась первая кровь. Моралес заявил, что стал жертвой покушения: автомобиль, в котором он ехал, был обстрелян. Моралес пересел в другую машину, которая тоже была обстреляна, а водитель экс-президента получил ранение.

Экс-президент заявил, что его обстреляли «неизвестные в масках», но его слова были опровергнуты министром безопасности Эдуардо Дель Кастильо, сообщившим, что охрана Моралеса первая открыла огонь по полицейскому КПП, после чего полицейские начали преследовать его машину. «Боливийские полицейские назвались и попросили их снизить скорость, однако (…) они прибавили скорость, достали огнестрельное оружие, и начали стрелять из автомобиля в сотрудников боливийской полиции и их машин, которые использовались в борьбе с незаконным оборотом наркотиков», - пояснил министр. «Господин Моралес, никто не верит в тот спектакль, который вы устроили», - заявил он журналистам. По данным правительства, транспортные средства Моралеса подозревались в перевозке наркотиков.

Моралес и его союзники возложили ответственность за нападение на правительство, и лично на президента Луиса Арсе. «Это не изолированное событие, это очевидная демонстрация того, что мы столкнулись с фашистским правительством, которое без колебаний нападает на жизнь бывшего президента Эво Моралеса, вербует военизированные группы, криминализует социальный протест и ведет Боливию к братоубийству», - говорится в заявлении эвистской фракции MAS.

После инцидента сторонники Моралеса направились к казармам 9-й армейской дивизии, в которых дислоцировался полицейский спецназ, пытавшийся задержать Моралеса. Нападавшие ворвались в военный городок, нашли и сожгли два автомобиля, на которых, по их мнению, передвигались полицейские, напавшие на их лидера. Показательно, что военные и полицейские, находящиеся на базе, не оказали сопротивления нападавшим – значит, лояльность силовых структур правительству сомнительна.

Последователи Моралеса забрали автомобили, которые предположительно использовались при нападении на экс-президента
Последователи Моралеса забрали автомобили, которые предположительно использовались при нападении на экс-президента

После этого появились сообщения о нападении и захвате эвистами международного аэропорта Кочабамбы, хотя точная информация об этом так и не появилась. Но вблизи аэропорта была зафиксирована перестрелка между полицейскими и «красными пончо», поддерживающими Моралеса. Вооружённые столкновения произошли и в «белом» департаменте Санта-Крус, где 13 полицейских получили ранения.

Произошли столкновения между блокадниками и сотрудниками полиции
Произошли столкновения между блокадниками и сотрудниками полиции

Лидер крестьянских профсоюзов департамента Кочабамбы Виктор Чоке заявил, профсоюзы приняли решение отозвать своих сыновей с военной службы.

Эти события произошли на фоне блокады дорог, третью неделю проводимой эвистами. Они протестуют против недопущения Моралеса в качестве кандидата на президентские выборы, предстоящие в 2025 г., и против выдвинутых в его адрес обвинений в изнасиловании несовершеннолетней и торговле людьми.

Блокада дорог усугубила и без того тяжёлую ситуацию в стране: на заправках кончается бензин, в магазинах не хватает товаров, в аптеках - лекарств. Нехватка наличной валюты не позволяет работать торговцам: они давно перешли от использования национальной валюты, боливиано, к доллару. Министр сельского развития Хуан Ямиль Флорес сообщил об экономических потерях в размере более $1,3 миллиарда из-за блокады дорог, что очень много для бедной страны.

Не вызывает сомнений тот факт, что обстановку нагнетает Моралес и его сторонники: они повторяют, что «дни Арсе сочтены». Блокада дорог, грозящая экономическим коллапсом и социальной катастрофой – это акт на грани войны. Если же её проводят вооружённые люди, а в ней участвуют частично вооружённые «красные пончо» - милиция MAS, то это чревато гражданской войной. В переходе конфликта в «горячую» фазу заинтересован Моралес: ему грозит тюрьма, а о выдвижении его кандидатуры на новый президентский срок можно забыть. Если, конечно, в стране не произойдёт очередной переворот/революция, которых в истории Боливии было более, чем достаточно.

Моралес и его сторонники стараются перевести конфликт в национальную и расовую плоскость. Так, экс-президент настаивает, что его слова искажаются представителями правительства и СМИ, поскольку он плохо говорит по-испански: «У меня проблема: мы, аймара и кечуа, не владеем испанским языком в совершенстве, это наша слабость. Это [слова] они хватают и искажают». Депутат-эвист Эктор Арсе, близкий к Моралесу, обвинил президента Боливии в стремлении «обезглавить» движение коренных народов. Правительство Арсе, как и в целом MAS, опирается на индейское население, прежде всего на аймара. Но оно в какой-то мере учитывает интересы и других этнических групп – индейцев-кечуа, которых больше, чем аймара - почти 1/3 населения, а также «белых» и метисов, компактно населяющих богатые департаменты Санта-Крус, Бени, Пандо и Тариха. Управлять Боливией, игнорируя их интересы, невозможно, поскольку аймара составляют только 23,8% населения, и составляют большинство только в двух департаментах из 9.

Также Моралес, подчёркивая, что машины, на которых он передвигался, подарены Венесуэлой, стремится вовлечь в конфликт эту страну: левое правительство Венесуэлы традиционно помогает боливийским единомышленникам, но оно вряд ли готово вмешаться в конфликт внутри MAS.

Превращение личного конфликта между Моралесом и Арсе в противостояние индейцев с «белыми» и метисами, либо в борьбу между аймара и кечуа, чревато гражданской войной. Которую хотят, по-видимому, только несколько самых радикальных эвистов, и решительно не желает большинство населения. Однако история знает много примеров того, как в условиях дестабилизации и общественной напряжённости споры переходят в насилие, а насилие – в войну. Если же конфликт имеет межнациональный или межрасовый характер, он всегда отличается крайней ожесточённостью. Так было в Боливии 180 лет назад, когда первый в мире президент-социалист Мануэль Бельсу устраивал походы индейцев на «белые» города, сопровождавшиеся погромами и зверствами.

Армия и полиция в Боливии очень слабые, на руках у гражданского населения множество оружия (в основном, оставшиеся после Чакской войны 1932-35 гг. магазинные винтовки «маузер»), и удержать ситуацию под контролем силовикам будет непросто. Вооружённые гражданские несколько раз наносили поражения армии: в 1952 г. («Боливийская революция»), В 2000 г. («Война за воду»), в 2003 г. («Война за газ»), и в 2019 г., когда был свергнут Моралес.

При перерастании конфликта в вооружённый в него наверняка попытаются вмешаться другие страны Латинской Америки, такие, как Венесуэла, для которой Боливия – важнейший союзник, и Бразилия, для которой она – важнейший поставщик нефти и газа. Причём вряд ли два латиноамериканских силача поддержат одну и ту же сторону.

Недопустимость перерастания конфликта в гражданскую войну понимают почти все политики Боливии. Теперь перед ними стоит трудная задача: удержаться на краю пропасти. Ведь первая кровь уже пролилась, и призывы к кровопролитию прозвучали.