Один из самых стильных релизов осени – альбом «Апшерон» от Fardi. Название проекта отсылает к полуострову в Азербайджане, и это неслучайно.
«Думаю, во мне всегда будет присутствовать любовь к Востоку, – объясняет артист в диалоге с «Эпохой». – Я рассказываю о национальной принадлежности через культурные коды: кухню, визуальные элементы, музыкальные приемы. Показываю колорит».
Релиз «Апшерона» предваряло путешествие – хочется сказать, длиною в жизнь. А сопровождала новинку фотокнига – в ней Fardi поделился авторскими снимками особенных для себя локаций.
Мы в разговоре как раз прошлись по этим локациям.
Северобайкальск
«В Северобайкальске – в Бурятии, на окраине Байкала – я родился и вырос. Обычно люди не знают, что это за место. Дом при этом для меня – Азербайджан, а улицы – это Россия. Не ухожу в национальные штуки, но хочу объяснить, почему говорю об этом колорите. Во мне это заложено с детства.
Детство это было как в «Слове пацана». Речь о 2009-м, 2010-м, 2011-м. Говорить об этом подробно не хотелось бы, но кого-то из ровесников сажали по малолетке – кого-то, кто шел по этой дорожке.
Я тоже был молодой и глупый. В этом смысле вовремя среагировал отец: помню, на год отправил меня в Баку. Учился там в русском секторе, но без друзей было грустно и одиноко. Чувствовал себя не в своей тарелке.
В целом же воспринимаю отрезок жизни в Северобайкальске как школу».
Москва
«После Северобайкальска я поступил в Красноярск на инженера машиностроения. Поступил, потом отчислился и пошел в армию. Когда отслужил, переехал в Москву.
Родителям объяснил: еду из-за учебы. Поступил в бизнес-школу RMA, на программу «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений». Отучился, а дальше по большей части хаслил – где только не работал. Перебивался, пока что-то не появится.
При этом я с детства был пианистом – родители отдавали в школу искусств. Наверное, корни растут оттуда. Лет в 14-15 пришел к рэпу, а, когда переехал в Москву, взялся за карьеру посерьезнее.
Столицу я сначала невзлюбил. Лет шесть Москву не воспринимал. Всегда было ощущение, что я тут гость. Уже потом, после поездок в Казахстан и Азербайджан, вернулся и понял: лучше места нет. Здесь удобно находиться со всех точек зрения.
Москву просто нужно принять. Я не принимал: не нравился, наверное, местный темп, чувствовал себя неуютно, пусть даже спустя время обзавелся друзьями и связями. Потом взглянул на проблему по-другому: нужно браться за то, что дает тебе Москва, быть открытым к городу. Тогда что-то и начнется».
Алматы и Астана
«Спустя какое-то время я поехал на машине в Казахстан. По дороге фотографировал стритуху, людей. Помню цитату фотографа Димы Маркова – про банальщину действительности. Фотографирую именно это – то, что люди обычно игнорируют. Меня это цепляет, мне это нравится.
Первой точкой поездки были Алматы. Потом – Астана, где пробыли два дня. В Астане не понравилось: вокруг – степень и холод. А вот в Алматы влюбился. Была теплая осень. По дороге фотографировал коней, горы.
Ментальность местных мне близка. Похожи языки. Плюс каждый день ездил в Медео – это комплекс в горах в 15 минутах от Алматы. Постоянно зависал там – там же написал песню «Горы».
Кстати, пока ездил, задавал себе вопрос, почему в Казахстане такая богатая музыкальная сцена? Подумал, что как минимум в хип-хопе они со старта ориентировались на Запад, впитывали ту культуру, в отличие от тех же Азербайджана, Армении, Грузии».
Баку
«Из Казахстана я на машине вернулся в Москву, где взял билет до Баку. Мне предлагали музыкальный контракт. Идея была в том, чтобы поработать на родном языке. Опыт такой уже был: трек «Turkish» написал на азербайджанском и турецком языках.
Увы, мы в итоге не сошлись. Писать музыку нужно на языке того места, в котором живешь, где активно варишься. У меня по-другому не получается. Если уж что-то делать, то хотелось бы быть рядом с теми же продюсерами, битмейкерами, звукарями, чтобы все были на одной волне, двигались в одном направлении.
При этом впечатления от Баку остались другими – относительно той, детской, поездки. Родные постарели. Дедушек не стало. Ощущения были другими. Детство – этап беззаботный. Едешь к дедушке или бабушке – все, маршрут построен, все понятно. Со временем начинаешь смотреть на это по-другому. меняются роли, сам становишься родителем.
Что посетить тем, кто собрался в Азербайджан? Первое – Каспий. Еще старый город Баку. Съездить на природу. Мне в последний раз понравилось в Шемахы и Кусары».
Апшерон
«Апшерон – это азербайджанский полуостров. Помню, когда собрал альбом, никак не мог подобрать название. Лепить что-то случайное не хотелось.
Тут я наткнулся на видео, где Рафик Бабаев, один из азербайджанских джазменов 70-х и 80-х, выступает с группой. Ролик был крутым, живым. Отправил его другу и заметил описание, где было указано: «Ритмы Апшерона». Оказалось, что ролик был взят из кинофильма с таким названием.
Заинтересовался. Пошел копаться дальше, искать эту картину. Посмотрел и понравилось. Понял, что такая музыка по большей части и вдохновляет меня на творчество, и понял, что набрел на точку Б.
Под «точкой Б» имею в виду дом. Я как кочевник покатался, посмотрел на другие страны и понял, что все равно нужно вернуться домой. Домой мы прилетаем и в радость, и в горе. Ощущаем себя комфортно, потому что находимся среди своих».