В стенах галереи Центра изобразительных искусств в Липецке стартовал фестиваль графики «Чёрное на белом». Это чудесная и камерная выставка липецких художников – членов Липецкой организации Союза художников России. «Чёрное на белом» - выставка сборная, в которой перекликаются техники, стили, натуры, имена начинающих и именитых художников, разные периоды времени, возраст авторов. Это городские улочки, сельские просторы, природа, самые разные сюжеты из жизни. Объединяющим здесь выступает материал: уголь и графитный карандаш, акварель и монотипия, соус и смешанная техника. Фестиваль графики посвящён юбилею Липецкой области и реализуется при поддержке регионального управления культуры и искусства.
Арт-директор галереи Владислав Звягин считает, что «эта экспозиция основана на эстетическом принципе чёрно-белой графики, язык которой лаконичен и многообразен одновременно. Он побуждает зрителя включить интуицию, прочувствовать красоту пространства, «расшифровать» содержание, прожить то, что внешне открыто всем, но доступно лишь в зависимости от внутреннего отклика души».
МАГИЯ ИСКУССТВА
- Я считаю, - говорит он, - что графика – это история не для всех. Не для каждого художника и не для каждого зрителя. К её пониманию нужно подойти особо. Надо заглянуть внутрь того, что пытался нам передать художник. Например, на некоторых работах изображены птицы, гвозди, мебель и так далее, но если посмотреть на это шире, то вы поймёте, что это не только предметы, которые изобразил художник, но и то, что он хотел нам рассказать через них. Я считаю, что чёрно-белая графика предлагает огромный спектр выразительных возможностей, зависящих от материалов, техник, приёмов, манеры, стилей изображения. Чёрно-белая графика даёт пищу для ума и сердца, она может удовлетворить потребности самой взыскательной аудитории. В сочетании чёрного с белым есть гармония и контраст, своеобразная магия, философия, эстетика и строгость. В результате такой трансформации бытовые предметы являются лишь отправной точкой для осмысления повседневности и того, чем она наполнена.
УНИКАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
Председатель Липецкого отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Сергей Толчеев рассказал, что эта выставка очень необычна и актуальна. Он отметил, что экспозиция проходит в одном из лучших выставочных залов Липецка, художники подошли к её оформлению качественно, но и содержание было не мнее интересно. Теперь, например, стало ясно, «куда следует двигаться дальше».
- В следующем году, - поясняет он, - мы создадим что-то ещё более грандиозное. Качество этой экспозиции говорит о том, что наши художники перешли на более высокий уровень и я думаю, что зрители, которые посещают наши выставки, это оценят. Я полагаю, что сами художники тоже поймут то, что они сделали, но и учтут различные нюансы. Выставки графики в Липецке не было давно, поэтому для тех художников, которые занимаются этим видом изобразительного искусства, есть уникальная возможность проявить себя, а также увидеть то, что сделали их коллеги и повысить свой уровень мастерства.
Сергей Анатольевич пояснил, что членами Липецкого отделения Союза художников России является большое число художников и все они «по-своему хороши». Однако для этой выставки были выбраны самые значимые, самые необычные и самые удивительные работы. Правда, критерии, предъявляемые к ним, были самые простые - художники могли изображать всё, что хотели, но показать в своих работах то, как изменился их уровень мастерства. Причём, эти требования касались не только молодых художников, но и уже маститых. То, как они справились с этой задачей, и можно увидеть на этой экспозиции.
ЯРКАЯ РАБОТА
Заслуженный работник культуры России, член правления областной организации «Союз художников России» Татьяна Жебылёва сообщила, что в феврале этого года липецкие художники и студенты, а также те, кто неравнодушен к изобразительному искусству, поехали на Всероссийскую художественную выставку «Россия» в Москве, которая проходила в «Новой Третьяковке». Там были представлены все субъекты страны, в ней участвовало свыше 500 авторов – от Камчатки до Крыма, Калининграда, Донецка, Луганска, Мариуполя, от Мурманска до Владикавказа, включая гостей из Абхазии и Южной Осетии.
- Эта грандиозная экспозиция, - говорит она, - повлияла и на липецких художников очень сильно. В Москве стало понятно, что графика выходит на новый формат – крупный, достойный, выставочный. Почему-то графику в своё время задвинули на второй план, но это было неправильно. Этот вид изобразительного искусства не менее важен, красив и грандиозен во всех смыслах этого слова и наш сегодняшний проект доказывает это. Каждая работа, представленная здесь, яркая, ёмкая, интересная, необычайная. Художники применяют здесь самый разный материал, в том числе, например, и акварель. Оказывается, и в этом варианте работа может вызвать самые яркие эмоции. Конечно, хотелось бы видеть офорты, другие печатные варианты, но всё это, возможно, будет представлено в будущем.
РАЗНЫЕ МОТИВЫ
Татьяна Жебылёва также обратила внимание на разнообразие жанров, приёмов, методов подачи изображения. Например, на выставке есть работы, где зрителю показан «старый Елец». Пройтись по его «тихим и старинным улочкам» можно даже сегодня. Ещё её заинтересовали яркие и звучные произведения, которые липецкие художники привезли из путешествий.
- Современные художники, - говорит она, - очень ярко воспринимают ритм, активность, динамику сегодняшней жизни. И во многих работах, представленных здесь, эти элементы присутствуют. Несмотря на то, что многие картины представлены в чёрно-белом варианте, это не делает их менее выразительными, чем если бы они были бы изображены «в цвете».
КОНЪЮНКТУРА РЫНКА
Член Липецкого отделения Союза художников России, заслуженный художник Липецкой области Василий Агафонов говорит, что почти все художники, представленные на выставке, работают «в цвете», то есть создают не чёрно-белые работы, а цветные. Делают они это в самых разных техниках, а вот графике отдали свою жизнь лишь немногие мастера. К сожалению, такова «конъюнктура рынка».
- Следует сказать, - говорит он, - что большинство художников, картины которых представлены сегодня на выставке, не только хорошие графики, но и живописцы. К сожалению, графические работы сегодня мало востребованы, поэтому многим моим коллегам нужно работать в других видах искусства, хотя многие из них ведь и начинали с графики. Кстати, графика – это и есть основа для живописи, но почему-то некоторые художники об этом забывают. Для многих из них было сложно себя перестроить, вернуться назад. Возможно, это как-то и повлияло на качество произведений, представленных здесь. Следующую выставку, наверное, мы будем делать такой, которая бы отвечала теме: «Портрет», «Натюрморт», или чему-то ещё. Однако я считаю, что эта выставка получилась, она красивая, оригинальная, а ещё и хорошо оформленная.
ЗАЦЕПИЛО
- Меня лично, - говорит одна из посетительниц выставки, - зацепили работы художницы Татьяны Шевелёвой «Зимний день», «В небо». Они такие необычные, искренние. Сюжет вроде бы простой, но подано всё ярко и не скучно. В необычной манере созданы и произведения Алексея Потапова «Натюрморт с аккордеоном», «Натюрморт с кастрюлей и чемоданом». Его творения не спутаешь с работами других авторов, и они особо выделяются на общем фоне. Необычные сюжеты у Василия Агафонова. Это скорее какой-то соцреализм. В его графике читается необычный взгляд на обычные вещи. Его работы «Равновесие», «Проза забвения», «Начало начал» показывают, что даже самые заурядные сюжеты заставляют задуматься о вечном, о смысле бытия. Удивительно трогательные работы Жанны Фёдоровой. А ещё мне понравились городские пейзажи в исполнении Юрия Беляева. Они правдивы, эстетичны, сразу притягивают взгляд. А рисует он Ялту. Я бывала там несколько раз, но вот эти пейзажи не замечала.
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ
- Здесь очень много удивительных вещей, - рассказывает другой посетитель выставки, - например, это работы Петра Карасёва «Время гаданий», «Белая дорога», «Матрёнка под луной». Сюжеты он выбрал незаурядные, но и интересные. А ещё понравились «Лето. Река. Кувшинки», «Лето. Река. Стрекоза», «Лето. Река. Камыш» Людмилы Кручининой. Она для своих творений выбрала такие материалы, как соус и тушь, что оказалось очень выигрышным вариантом. Её работы, на мой взгляд, замечательные. Ещё я бы отметил картину «Материнство», созданную Владимиром Марченко, «Морозный день», «На старых улицах Ельца», «Теплый день» Евгении Гуляевой, «И звезда с звездою говорит», «Память» Татьяны Бербаш. Городские пейзажи Виктора Беликова рассказывают нам о Венеции, а ещё у него есть работы в стиле гротеска. Вот, например, изображён слон и собаки. Картина называется «Россия и Прибалтика». Но похоже, что он любит изображать животных. Об этом говорят его картина «Бык». Вообще я здесь сделал для себя много открытий. Конечно, хочется, чтобы и другие зрители оценили работы наших художников.
БОЛЬШАЯ РЕДКОСТЬ
- Выставка современной графики, - считает арт-директор галереи Центра изобразительных искусств Владислав Звягин, - это уже большая редкость, а ведь кажется, что здесь изображена обыденная тематика: интерьеры, пейзажи, портреты, видовая графика. Тут можно увидеть удивительное сочетание современного Липецка и древнего Ельца, посмотреть на этот симбиоз глазами современников, на ту неповторимую атмосферу провинциальной неспешной жизни, увидеть быт и нравы горожан, но в тоже время увидеть и высокие дома, площади, динамику современной жизни города. А ещё здесь много лирики, природы, человеческих чувств и отношений, красота природы, того мира, в котором мы живём. Создатели экспозиции надеются, что она вызовет большой интерес у зрителя и им будет не стыдно за то, что липчане и гости города увидят здесь.
Кстати, продлится фестиваль графики «Чёрное на белом» до 10 ноября. На выставке представлено свыше 50 работ от 15 художников Липецкой организации Союза художников России. Данный проект состоялся в честь празднования юбилея образования Липецкой области. Основные задачи проекта направлены на активизацию культурной жизни в области, популяризацию современного изобразительного искусства и создание художественных произведений в графике о Липецкой земле.