Венеция, как известно - это десятки маленьких и не очень островов на северо-востоке Италии. В центре, где площадь Сан-Марко, собор и прочие достопримечательности уже давно никого не хоронят. Где же тогда нашли последнее пристанище и обрели вечный покой поэт Иосиф Бродский, композитор Игорь Стравинский и антрепренер, а проще говоря, первый русский продюсер Сергей Дягилев?
Оказывается, добраться до кладбища, где похоронены все эти выдающиеся люди, можно только по воде. Ведь находится оно на острове Сан-Микеле. Вот как он выглядит с высоты птичьего полета. Квадраты на которые он поделён - это кладбищенские участки: православное кладбище, католическое и протестантское. Венеция издавна привлекала людей разных вероисповеданий, и всех надо было где-то хоронить.
Чтобы попасть сюда, недалеко от знаменитой и самой многолюдной площади Венеции Сан-Марко нужно сесть на водный трамвай "вапоретто" (так называют паромы в Италии) и выйти на остановке, которая так и называется "Сан-Микеле". Пропустите - уедете на соседние острова.
Остановка судна по сути прямо у входа. Само кладбище искать не надо. Здесь другое испытание - среди сотен и сотен захоронений найти конкретные могилы.
Благо, итальянцы заранее об этом позаботились. Начиная со входа висят указатели с фамилиями на латинице Бродского, Дягилева и Стравинского. Я так понял, они здесь чуть ли не единственные знаменитости. По стрелкам находим могилу Бродского. Скромный мрамор и изгородь, поросшая плющом. Имя на двух языках, русском и английском, и годы жизни известного поэта.
У основания фотография в черной рамке и лейка с цветами.
Почему же Бродского похоронили именно в Венеции? Родился в Петербурге, умер в США. Казалось бы, где здесь Италия? Однако Италию и Венецию Бродский очень любил. "Набережная неисцелимых" - автобиографическое эссе поэта как раз про нее. Про любимый город - Венецию:
Это все - действие здешних видов и перспектив, ибо в этом городе человек - скорее силуэт, чем набор неповторимых черт, а силуэт поддается исправлению. Толкают к щегольству и мраморные кружева, мозаики, капители, карнизы, рельефы, лепнина, обитаемые и необитаемые ниши, статуи святые и снятые, девы, ангелы, херувимы, кариатиды, фронтоны, балконы, оголенные икры балконных балясин, сами окна, готические и мавританские. Ибо это город для глаз; остальные чувства играют еле слышную вторую скрипку. Одного того, как оттенки и ритм местных фасадов заискивают перед изменчивой мастью и узором волн, хватит, чтобы ринуться за модным шарфом, галстуком и чем угодно; чтобы даже холостяка-ветерана приклеить к витрине с броскими нарядами, не говоря уже о лакированных и замшевых туфлях, раскиданных, точно лодки всех видов по Лагуне. Ваш глаз как-то догадывается, что все эти вещи выкроены из той же ткани, что и виды снаружи, и не обращает внимания на свидетельство ярлыков. И в конечном счете глаз не так уж неправ, хотя бы потому, что здесь у всего общая цель - быть замеченным.
Он приезжал в Венецию почти каждый год, и каждый раз зимой с 1972 до 1995. Говорил, плохо переносит лето.
Его известные строчки про любимое место на земле:
На каждый собор, на каждую фреску смотришь довольно долго и пытаешься понять: что же тут произошло, что вызвало к жизни это чудо? Подобные чувства у меня особенно сильны в Италии, поскольку это колыбель цивилизации
Больше всего в Венеции Бродскому нравилась вода. Причем, не как форма материи, а как форма времени. Точнее, это и есть время, говорит поэт, только тягучее:
Самое потрясающее в Венеции — это именно водичка. Ведь вода, если угодно, это сгущенная форма времени.
В завещании Бродский не дал четких указаний, где его хоронить. Однако когда он умер в 1996-м, друзья и родственники вспомнили отчасти шуточное послание Андрею Сергееву, написанное еще в далеком в 1974 году:
Хотя бесчувственному телу
равно повсюду истлевать,
лишенное родимой глины, оно в аллювии долины
ломбардской гнить не прочь. Понеже
свой континент и черви те же.
Стравинский спит на Сан-Микеле…
Стравинский действительно тоже спит на Сан-Микеле. Только в другой части кладбища. Бродского похоронили в протестантской, как гражданина США, а Стравинского в православной или "русской" части.
Как и Бродский, Стравинский умер в Нью-Йорке. Но в отличие от поэта, выразил четкое желание быть погребенным именно в обожаемой Венеции. Хотя великий композитор и не жил здесь подолгу, с этим волшебным городом его связывали самые трепетные воспоминания. Достаточно сказать, что именно здесь впервые были исполнены несколько его произведений.
Совсем недалеко от Стравинского обрел вечный покой еще один знаменитый русский - Сергей Дягилев. Вот его могила в форме башни-театральной сцены с лежащими на ней пуантами.
Кто-то положил их, как маэстро положил свою жизнь на алтарь искусства. Это после его "Русских сезонов" в Париже в 1909 году о русском балете заговорил весь мир.
Короткая эпитафия: "Венеция - постоянная вдохновительница наших успокоений". Автор - сам Серж Дягилев.
Некоторые пуанты подписаны. Судя по всему, Дягилев, и сам, спустя больше века, вдохновляет артистов на выступления. А всех нас - на то, чтобы еще больше полюбить Венецию.
Друзья, подписывайтесь на канал и ставьте лайки.
Также буду признателен за любую помощь на развитие канала:
2200 1509 3441 8887
Александр Н.
Спасибо!