Найти в Дзене

Замок Кафки как лицо европейской демократии

Произведение «Замок» Франца Кафки заслуженно считается одним из лучших произведений ХХ века. История героя увлекает невозможным соединением жизненных бытовых трудностей героя, сотканных из общения с обычными жителями австрийской глубинки – членами сельской общины и местными чиновниками, с изображением этих сцен в иллюзорной фантасмагории, то зыбкой и тяжелой как сон, то яркой и реальной, где персонажи выглядят причудливо как на картинах Босха и их физическое тело проходит метаморфозы в зависимости от их роли в обществе в данный момент. Такая сказочная смесь затягивает читателя в водоворот нереального быта героев. В произведении Кафка изобразил путь главного героя в лабиринте взаимоотношений замкнутой сельской общины с бюрократическим аппаратом, живущей по своему уставу со сложной системой взаимозависимых психологических связей балансиров и враждебной ко всему, что приходит извне. У многих читателей сформировалось суждение, что Кафка как пророк в романе предвосхитил систему иерархически

Произведение «Замок» Франца Кафки заслуженно считается одним из лучших произведений ХХ века. История героя увлекает невозможным соединением жизненных бытовых трудностей героя, сотканных из общения с обычными жителями австрийской глубинки – членами сельской общины и местными чиновниками, с изображением этих сцен в иллюзорной фантасмагории, то зыбкой и тяжелой как сон, то яркой и реальной, где персонажи выглядят причудливо как на картинах Босха и их физическое тело проходит метаморфозы в зависимости от их роли в обществе в данный момент. Такая сказочная смесь затягивает читателя в водоворот нереального быта героев.

Иллюстрация обложки книги
Иллюстрация обложки книги

В произведении Кафка изобразил путь главного героя в лабиринте взаимоотношений замкнутой сельской общины с бюрократическим аппаратом, живущей по своему уставу со сложной системой взаимозависимых психологических связей балансиров и враждебной ко всему, что приходит извне. У многих читателей сформировалось суждение, что Кафка как пророк в романе предвосхитил систему иерархических отношений тоталитарного государства фашистского или коммунистического типа. Но это заблуждение.

Иллюстрация к роману
Иллюстрация к роману

Кафка со всем своим талантом пусть и метафорическим языком, но реалистично описал жизнь и взаимоотношения в европейской общине доинформационной эпохи, то есть до массового использования радио и телевидения. Газет в деревне Кафки не выписывают. Нам живущим в ХХI веке это сложно понять и представить. Мы родились в РФ или СССР, где нет места общине. Общество воспринимается целиком как государство или какой-то коллектив. По сути мы все индивидуалисты и для нас община пустой звук. До нас как отголоски былой роли общины в жизни человека дошли такие поговорки как: «На миру и смерть красна», «С миру по нитке – нищему рубаха», «Круговая порука. Миром снесём». Напомню, что одним из значений слова «мир» является община. В этом смысле оно и используется в этих поговорках.

В Википедии мы можем прочитать определение общины, что это самоуправляющийся производственный и социально-бытовой коллектив, имеющий надсемейный уровень, основу которого составляют совместное владение и/или распоряжение средствами производства, коллективистские принципы солидарности и взаимопомощи. В доиндустриальных социумах община является базовым социальным институтом и первичной формой экономической и социальной организации непосредственных производителей. Во второй половине 19 века в Австро-Венгрии большинство поземельных общин перестало существовать, однако местами еще встречались в начале 20 века.

Франц Кафка работал в страховой компании и видимо по работе ему приходилось сталкиваться с людьми из сельских общин удаленных уголков. Эти люди из средневекового прошлого со своим специфическим укладом жизни кардинально отличались от современников Франца Кафки, что не могло не впечатлить писателя. Верховная власть была в руках главного собственника сеньора, но по факту это реализовалось в огромном бюрократическом аппарате, когда сеньор не принимал никакого участия в жизни территориальной общины, а реальная власть была в руках бюрократии.

Прошу заметить, в Деревне и в Замке нет никакого аппарата насилия. Как в любой нормальной общине бюргер мог сочетать в себе несколько функций, например, отец Варнавы будучи сапожником выполнял назначенную общиной функцию пожарного. Но в Деревне нет ни полицейского урядника, ни назначенных общиной силовиков, ни силового аппарата из Замка. Мы это видим в главах, где К. занимается самоуправством в гостинице «Господский двор», в которой постоянно проживают и принимают посетителей чиновники из Замка, никто ему не препятствует и ничего не говорит, лишь после звонков чиновников сам хозяин гостиницы бежит исправлять ситуацию. И это еще одна из особенностей общины. Община сама выполняла правоохранительную и регулятивную функции, имела широкие судебные полномочия, включая применение к виновным лишения сословных прав, изгнание из общины с последующей высылкой в специально определённые местности, наложение материальных взысканий, использовала в первую очередь такие рычаги, как общественное мнение вплоть до самосуда, сопряжённого с телесными и позорящими наказаниями. В данном случае правоохранительную и судебную функцию выполнял бюрократический аппарат Замка. Но в произведении Кафки отношения в Деревне настроены таким волшебным образом, что все решения Замка уже предвосхищаются членами общины Деревни и они сами накладывают на себя наказания. Это видно по бойкоту семьи Варнавы жителями деревни и родителям Варнавы, которые добровольно наложили на себя столь тяжелые испытания за мнимый проступок дочери.

Абстракция по мотивам Кафки
Абстракция по мотивам Кафки

Впрочем в отличии от российской/советской действительности община как таковая не ушла из Европы. В том или ином виде она существует местами в странах Евросоюза. Это и поземельные общины, религиозные, коммунистические и тому подобное. Например, город-утопия Маринелада в Испании, Даманхур в Италии или Христиания в Копенгагене. Набирают популярность жилищные общины в Дании и Германии. Счет их идет уже на сотни. Это экодеревни, сообщества веганов, йоги, противников курения или других интересов. Это говорит о том, что общинная форма жизни находится на глубинном уровне сознания европейцев. Многотысячелетний опыт жизни в общине от родовой общины до общин сюзерена с их бюрократическим аппаратом для европейцев не прошел даром. Общинная жизнь в прямом смысле подразумевает демократию. Земельная община как институт непосредственной демократии. В основе системы лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса. Главные ценности - это членство в общине, общественная польза, личная значимость для общины и заслуги, общественное порицание и круговая порука. Каждый участник влияет на конечный результат и выравнивает ситуацию под необходимое общественное мнение с помощью сложных противовесов, в том числе и моральных, так, как он понимает в силу своего разумения.

Вышеописанный подход мы наблюдаем в политике деятелей Евросоюза. Теперь мы знаем его корни и можем лучше понять его суть и что им движет. Мы можем представить Евросоюз как бюрократический аппарат недостижимого Замка, европейские государства как жителей Деревни и члены общины под названием Евросоюз, которые действуют из интересов Замка, понимая их по своему, держа нос по ветру, готовые менять свое мнение на противоположное в любой момент исходя из предугадывания актуальных трендов общественного мнения, которое ими же и создается.

Европейская бюрократия
Европейская бюрократия

Взгляд Франца Кафки со стороны на европейскую общину со всей своей карикатурностью помогает нам лучше понять суть европейской демократии и ее мотивы.