Автовокзал Великого Новгорода. Яркое июльское утро обещает теплый и ласковый летний день и навевает воспоминания об одноименной песне группы Uriah Heep. Мой путь лежит в город Валдай, расположенный на возвышенности в 141 километре на юго-восток от областного центра. Вряд ли его можно отнести к древним русским городам, так как первое упоминание в летописи о Валдае датируется 1495 годом.
Дорога занимает ровно два часа, которые я полностью посвящаю созерцанию того, что открывается по правую сторону движения автобуса.
Валдайская возвышенность знакома мне по учебнику географии, если не ошибаюсь, шестого класса, хотя то, что открывается моему взору, трудно назвать возвышенностью. Возможно, это скрадывается расстоянием и самими просторами, которым, кажется, нет конца и края. Поселки сменяются деревеньками и наоборот. Встречаются и отдельно стоящие деревянные дома, как бы на отшибе. Многие из них откровенно поражают своим внешним видом. Относительно опрятные, хотя и основательно состаренные временем, они уходят в землю фасадом или накренились на одну сторону. Никогда не видел такого. Похоже, что в них никто не живет, но с полной уверенностью утверждать это не могу. Я, конечно, не имею в виду те дома, окна которых заколочены. На многих висит указатель «эвакуатор», что можно толковать по-разному. Но в целом картина не из приятных. С одной стороны, прекрасные, уходящие за горизонт виды, с другой – такая вот запущенность на переднем плане, в паре десятков метров от дороги и чуть более чем в четырехстах километрах от Москвы.
От автовокзала Валдая до центра города идти минут 15. Ноги сами выводят меня на площадь Свободы – относительно большое и уходящее под уклон пространство, главным архитектурным элементом которого является Свято-Троицкий собор. По общему признанию, его считают самым красивым храмом Валдая, если не брать во внимание Иверский монастырь.
Построили собор на месте деревянного храма, который несколько раз страдал от пожаров. Каменное сооружение возвели только в XVIII веке. С тех пор храм неоднократно реставрировался и достраивался. Тот вариант, который предстает моему взору – конструкция XXI века. 2001 год, если говорить конкретно.
Храм понравился мне и по своей геометрии, и по выбранному благородному сочетанию ярко-розового и белого цветов. Особенно величаво он выглядит, когда смотришь на него с нижней части площади.
Внутри храм ничем особенным меня не поразил. Еще раз повторюсь, что с учетом своего предназначения это более чем нормальное ощущение. Тишина, спокойствие, умиротворение и уединенность – все это в нем присутствовало.
Если вернуться к площади и ее истории, то в дореволюционное время она называлась Базарной. Здесь находились лучшие в Валдае магазины и лавки, а по праздникам проходили масштабные ярмарки. Сейчас же она представляет собой большую благоустроенную пешеходную зону, где комфортно прогуляться и отдохнуть на одной из удобных скамеек. С одной стороны располагается собор, а с другой – череда строений, в которых находятся кафе и небольшие магазины.
Я постоял на площади какое-то время. Удивительным показалось то, что за эти минут десять она так и оставалась пустынной.
В самом начале площади и слева от Свято-Троицкого собора находится воинский мемориал с Вечным огнем, стелой и захоронениями погибших во времена Гражданской и Великой Отечественной войн.
В центре мемориала расположилось панно с барельефом и памятными досками у его подножия, на которых выгравированы фамилии воинов, погибших в битве за Валдайскую возвышенность в годы Великой Отечественной войны. Дополняют мемориал памятники двум Героям Советского Союза.
Пройдя через площадь Свободы и повернув налево, на улицу Луначарского (бывшая Пятницкая), буквально через пару минут я выхожу на берег Валдайского озера. В этой благоустроенной зоне находится «Поляна сказок», где сооружены несколько детских площадок с качелями и каруселями, а также спортивные тренажеры и арт-объекты. Говорят, что это место особенно красиво выглядит по вечерам, когда зажигаются фонари. Не знаю про вечер, но и в яркий солнечный день оно выглядит потрясающе! Природа изумительна!
Заключенная в ажурные берега водная гладь, которую разрезают уточки, пришвартованные лодки и катера, разбавляющие преимущественно своим белым цветом сочную зелень травы и прибрежных деревьев и кустарников, голубое небо, отражающееся в озерной воде, какая-то необъятность прямо перед тобой, в которой просматриваются строения и купола Иверского монастыря, – все это создает, на мой взгляд, чисто русскую идиллию.
В озеро уходит каменный мол, который венчает круговая смотровая площадка. Я провел на ней не меньше получаса, любуясь панорамой.
Впрочем, мне пришлось отвлечься, когда мою уединенность нарушили две девушки и попросили их сфотографировать. Оставшись довольными моей работой, они уговорили и меня на снимок, что в итоге переросло в самую настоящую фотосессию, несмотря на мои вялые протесты. От них же я узнал, что в монастырь можно попасть только на машине. Городской транспорт туда не ходит, так что выбор один – такси.
Возвращался от озера я по той же улице Луначарского. Прошел мимо Музея уездного города, который открылся в 1998 году в бывшем двухэтажном особняке XIX века местной дворянки Михайловой (его посещение не входило в мои планы), и вышел на короткую, но весьма интересную улицу Народная (бывшая Посадская), в начале которой стоит жанровая городская скульптура «Девушка с баранками».
Она рассказывает об истории крестьянки из села Валдай, которая в XVIII веке продавала баранки на дороге между Москвой и Петербургом. Валдайские баранки пеклись по особому рецепту, который позволял сохранять их вкус и аромат в течение долгого времени. Тогда дорога между городами занимала больше двух недель, что также делало баранки весьма востребованным продуктом. При этом, как гласит легенда, к каждой баранке прилагался поцелуй милой девушки сквозь эту самую баранку, что можно расценивать как доброе напутствие проезжавшим мимо людям. Бытует мнение, что Валдай действительно является родиной русской баранки.
Скульптура авторства Вадима Боровых появилась здесь 11 ноября 2022 года и стала, образно говоря, вишенкой на торте, оформив завершение реконструкции площади Свободы. От себя добавлю, что скульптура действительно впечатляет целостностью образа, четкостью деталей и, казалось бы, дополнением самого образа котом и голубем. Даже фонарный столб пришелся очень кстати.
Ближайшее к скульптуре строение известно как дом Шахова. Свой нынешний вид здание ориентировочно приобрело в 1910 году. Предположительно, в доме имелось торговое заведение (магазин или лавка), хотя документально это не подтверждено. Он представляет собой средних размеров двухэтажное здание из красного кирпича в пять проемов по фасаду, которое неоднократно реставрировалось и служило разным целям. До недавнего времени в нем размещалось отделение «Сбербанка», а вот его сегодняшнее использование осталось для меня неизвестным.
По этой улице проходила Большая Московская дорога, здесь было множество лавок и других торговых заведений. Эти здания можно увидеть и сейчас, и их назначение за все это время не изменилось.
За многими домами сохранились и названия по именам их бывших владельцев: дом Брызгалова (Ликиных) с лавкой (по преданию, именно здесь пекли лучшие в городе баранки), дом Стекольникова с лавкой, дом Демидова с лавкой, дом Митрофановых, дом Ковалева с каменными надвратными строениями, дом Горохова, дом Кротковой с лавками, дом Степашихина, дом Селянина с торговым заведением, дом Рятиных, флигель Терского с лавкой, дом Терского со складским помещением. И все это на одной короткой улице с учетом того, что несколько домов (дом Савельева, дом Короткова) не сохранились.
Все эти строения во многом не утратили свои оригинальные элементы, хотя их состояние оставляет желать лучшего.
Особо хотел бы отметить дом 35, в котором в годы Великой Отечественной войны размещались оперативная группа Ленинградского штаба партизанского движения и партизанский отдел Северо-Западного фронта.
Тем временем я решил отказаться от своего первоначального плана походить по городу и заскочить в музеи Валдая, отложив это на вторую половину дня. Вызываю такси и отправляюсь в Иверский монастырь.
Продолжение следует.
Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).
# Валдай # города России # природа # рассказы #