Найти в Дзене
Art&Culture

Театр «Балет Москва»: яркий пример современного пластического театра

До 2022 года в течение десяти лет упорно и осторожно в Москве искушенную публику посвящали в премудрости современного пластического театра. В состав коллектива «Балет Москва» входили артисты классической труппы и современного танца. Продюсером этого проекта несколько лет была Ольга Романова, которая с 2022 года успешно руководит Красноярским музыкальным театром. В 2022 году театр «Балет Москва» стал частью Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова. Опера и современный балет – интересное сочетание, но как два совершенно разных культурных учреждения сегодня сосуществуют? Вроде бы мирно, однако, громких премьер пока не состоялось. Ждем? В репертуаре «Балет Москва» в свое время были самые разные пластические спектакли, их хореография также разнилась, но в то же время это был супер современный балет. Никаких пачек, крайне редко можно было увидеть артистов в пуантах, никакой предсказуемой узнаваемой хореографии и практически никакой классики, ни тебе «Лебединого озера», ни «Щелкунчи

До 2022 года в течение десяти лет упорно и осторожно в Москве искушенную публику посвящали в премудрости современного пластического театра. В состав коллектива «Балет Москва» входили артисты классической труппы и современного танца. Продюсером этого проекта несколько лет была Ольга Романова, которая с 2022 года успешно руководит Красноярским музыкальным театром. В 2022 году театр «Балет Москва» стал частью Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова. Опера и современный балет – интересное сочетание, но как два совершенно разных культурных учреждения сегодня сосуществуют? Вроде бы мирно, однако, громких премьер пока не состоялось. Ждем?

В репертуаре «Балет Москва» в свое время были самые разные пластические спектакли, их хореография также разнилась, но в то же время это был супер современный балет. Никаких пачек, крайне редко можно было увидеть артистов в пуантах, никакой предсказуемой узнаваемой хореографии и практически никакой классики, ни тебе «Лебединого озера», ни «Щелкунчика», ни «Жизель». Это было важной частью репертуарной политики руководства театра. Здесь в этом плане ровнялись на Европу и Запад и приглашали по большей части именно зарубежных хореографов – почти все спектакли были поставлены известными в этой среде иностранцами. Последние, действительно, привносили свою изюминку в постановки, которые, в свою очередь, были непонятны широкой аудитории, но своего зрителя нашли.

Так, бельгийский хореограф Йерун Вербрюгген впервые в своей творческой карьере поставил спектакль в нашей стране. Его балет «Танцпол» можно увидеть и сегодня в «Новой опере». А премьера спектакля состоялась в Москве в 2019 году. Музыку специально для этого проекта написал еще один иностранец - шведский композитор Стефан Левин.

Вот, что сам Вербрюгген говорит о своей хореографической постановке:

Я ставлю о том, до какого экстрима может дойти танец, об энергии движения, о ее силе и разрушительности. О том, как из предельной усталости возникает новое ощущение мира. Я пытаюсь найти прекрасное в ужасном, безобразном. Ну и наоборот.

Главная идея «Танцпола» показать марафоны из прошлого, когда люди танцевали и не могли остановиться, как в Америке в 1920-х, до полусмерти, но это была коммерческая история тогда, а было и такое, что танцевали до изнеможения по причине заболевания нервной системы. Это очень эмоциональная постановка, динамичная, интригующая. Труппа танцует в элегантных костюмах, созданных российским художником-дизайнером Дмитрием Разумовым. В процессе работы с труппой театра «Балет Москва» бельгийский хореограф отметил, что такое редко встречается, когда в составе коллектива и «классики» и «современники», и такой расклад, по его мнению, важно сохранять. Ближайший показ этого спектакля в театре «Новая опера» состоится 17 декабря. Билетов на него, к слову, почти не осталось.

Еще один пластический спектакль, который сохранился со времен сольной деятельности театра «Балет Москва», - постановка «Все пути ведут на Север». Это работа французско-бельгийского хореографа Карин Понтьес. В проекте участвуют семь артистов современной труппы коллектива. Довольно сложная работа создавалась исключительно из импровизаций ее участников. Аскетичные декорации, в которых живут мужчины-танцоры, их условные костюмы, общие очертания мест, в которых происходит действо, почти броуновское движение на сцене – все это кажется, странным, хаотичным, бессмысленным, но в то же время держит зал, завораживает, захватывает.

Спектакль ТАНЦ NUVO. Балет Москва. Фото: сайт Балет Москва-Новая Опера.
Спектакль ТАНЦ NUVO. Балет Москва. Фото: сайт Балет Москва-Новая Опера.

Премьера уже обновленной труппы театра «Балет Москва» на сцене «Новой оперы» состоялась осенью 2023 года. Это был спектакль ТАНЦ NUVO, который идет и по сей день. Постановка представляет собой хореографические одноактные поэмы. Над ними работали молодые хореографы, одни из лучших в своем деле (Кейхель / Кононова / Щеклеина). «Моно» со своим тревожным звуком, напоминающим сирены, «Этот великолепный век» с яркими костюмами и сюрреалистичной сценографией, а также «Озеро», где создается ощущение мира после апокалипсиса, – все три поэмы работают на контрасте и в то же время гармоничны и логично дополняют друг друга.

Пройдет еще немного времени и театр «Балет Москва», скорее всего, останется в истории. Объединить его с «Новой оперой» было не лучшей идеей, балет здесь не выживет. А пока у всех неравнодушных к современному балету есть возможность посмотреть, что такое пластический театр и современная хореография, как минимум, на примере постановки «Танцпол».