Найти в Дзене

5 навыков, которые ребенок приобретает до школы: Как детский сад помогает подготовиться к жизни?

1. Soft skills (с английского на русский — «мягкие навыки») — это умение детей общаться друг с другом и со взрослыми, комфортно и уверенно чувствовать себя в школе. Примеры soft skills для детей: 2. Умение и желание учиться: познавательные способности и интерес к учёбе Развитие когнетивных навыков: восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление — психические познавательные процессы, из которых складывается умение и желание учиться. Горячий интерес и любознательность — основа самостоятельной мотивации дошкольника и первоклассника к учёбе. Программа начальной школы не содержит отдельных занятий, посвященных развитию познавательных способностей. Поэтому задача научить ребёнка учиться ложится на дошкольное образование. Высокий познавательный интерес плюс развитое внимание, память, мышление и другие познавательные способности помогут без стресса привыкнуть к школе, стать более самостоятельным, инициативным и избежать хронической неуспеваемости. 3. Саморегуляция Самоконтроль помог

1. Soft skills (с английского на русский — «мягкие навыки») — это умение детей общаться друг с другом и со взрослыми, комфортно и уверенно чувствовать себя в школе.

Примеры soft skills для детей:

  • коммуникабельность,
  • критическое мышление,
  • логическое мышление,
  • эмоциональный интеллект,
  • креативность,
  • умение себя занять и развиваться самостоятельно,
  • правильная и грамотная речь,
  • умение работать в команде.

2. Умение и желание учиться: познавательные способности и интерес к учёбе

Развитие когнетивных навыков: восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление — психические познавательные процессы, из которых складывается умение и желание учиться.

Горячий интерес и любознательность — основа самостоятельной мотивации дошкольника и первоклассника к учёбе. Программа начальной школы не содержит отдельных занятий, посвященных развитию познавательных способностей. Поэтому задача научить ребёнка учиться ложится на дошкольное образование.

Высокий познавательный интерес плюс развитое внимание, память, мышление и другие познавательные способности помогут без стресса привыкнуть к школе, стать более самостоятельным, инициативным и избежать хронической неуспеваемости.

3. Саморегуляция

Самоконтроль помогает детям управлять своими эмоциями и поведением, а также развивает у них способность сосредоточиваться и контролировать своё внимание. Для развития самоконтроля можно использовать такие приёмы, как игры, которые требуют ожидания своей очереди, или действия, которые помогают детям установить свои личные цели и следовать им.

Имейте в виду, что каждый ребёнок уникален и может требовать индивидуального подхода. Важно создать поддерживающую и стимулирующую среду, где ребёнок может развивать эти качества, применяя конкретные приёмы, которые максимально ему подходят

Как развить навык?

Развивайте у ребёнка способность понимать и регулировать своё настроение и считывать настроение других. В этом помогут проверенные варианты.

Способы, чтобы развить навык саморегуляции у ребёнка:

Помогаем конкретным советом: «Ты сейчас расстроен, выдохни, успокойся, умойся, поцелуй в нос собаку. Когда ты успокоишься, приходи, мы продолжим».

Задаём вопрос: «Какое у тебя сейчас настроение?» Чтобы расширить словарный запас, можно накидывать варианты: «Как бы ты определил своё состояние? Ты расстроен или ты устал?»

Подводим ребёнка к ответам про состояние. Предположим, ребёнку не удаётся выучить стихотворение. Можно зайти с шутки: «Соседи уже выучили, собака рассказала наизусть. Как ты думаешь, почему у тебя пока не получилось?» Вероятно, ребёнок ответит: «Я устал, мне это не нравится». Так он научится отслеживать своё настроение.

Подаём пример. Допустим, мама приходит с работы и говорит: «Я сегодня так устала, не могу ни с кем общаться. Дайте мне 20 минут просто посидеть с кружкой чая в тишине». Ребёнок поймёт, что так можно.

Учим отслеживать эмоциональное состояние других: «Папа сейчас устал, ему нужно посидеть за ноутбуком. Поэтому не прыгай у него на голове, прыгай на мяче, или давай я с тобой поиграю». Мы даём понять, что уставать — это нормально, и сообщаем, как именно на это можно реагировать.

Ещё перед школой ребёнка полезно научить понимать, что ему приносит удовольствие. Можно попробовать такую конструкцию: «Что-то ты сегодня возбуждённый. Хочешь сходить в душ или полежать в ванне с бомбочкой? Мне это помогает в похожем состоянии». После успокаивающего ритуала спрашиваем: «Как ты? Всё хорошо?»

Если ребёнок отказывается от ванны, предлагаем альтернативы: «Хочешь посидеть один, под одеялом, под столом? Давай накроем покрывалом стол, будет домик, посидишь там один? Подождём, пока все капризы убегут и станет скучно одному? Или, может, хочешь полежать? Давай вместе почитаем книжку? Или чего ты хочешь сейчас?» Так вы поможете ребёнку прислушиваться к своему состоянию и выбирать то, что его радует и заряжает энергией.

4. Тайм-менеджмент

Иногда кажется, что человека по жизни организовывают обстоятельства. Школа загоняет в рамки уроков по 45 минут, работа создает границы 8-10-часового рабочего дня.

Но без умения планировать дела и управлять своим временем сложно быть продуктивным. Это то, чему не учат в школе, но без чего сложно обойтись в жизни.

Важно, чтобы ещё до школы ребёнок научился организовывать свою деятельность, то есть выстраивать элементарную линейную цепочку: дошёл до школы, пообедал, отдохнул, сделал уроки. Очень часто родители сталкиваются с тем, что без напоминаний и иногда моральных пинков школьник не пойдёт делать уроки. А причина именно в неразвитом навыке организованности.

Как развить навык?

Чтобы избежать проблем с организацией времени в школе, я рекомендую заранее показывать ребёнку, как организована любая деятельность. Приучать к планированию можно с четырёх лет, когда он уже может воспринимать символы. В этом возрасте режим дня можно записать не словами, а обозначить графическими символами.

Схема, чтобы научить ребёнка планировать время:

Шаг 1. Составляем алгоритм дня. Можно поиграть в игру: «Интересно, куда у нас девается время? Давай смотреть». На этом этапе ничего не придумываем. Просто расписываем привычный ребёнку распорядок. Условно: встаём в 7 утра, умываемся, одеваемся, идём в детский сад, после детского сада забираем, гуляем с родителями, свободное время, принимаем душ, чистим зубы и ложимся спать. Так ребёнок увидит: если упорядочить повторяющиеся действия, это помогает организовать день. А чтобы подключить фантазию, можно спросить: «Когда бы нам запланировать чтение книжки?»

Шаг 2. Продумываем планы и следуем им. Например, планируем выходной или отпуск. Предлагаем: «Давай подумаем, что нам нужно сделать по порядку, чтобы всем было хорошо». Обсуждаем, когда встаём, куда пойдём и в какое время. Важно зафиксировать этот план и прожить выходной или отпуск именно так.

Тогда в школе, когда мы будем говорить, что ребёнку нужно сегодня пропылесосить и сделать уроки, у него уже будет навык: «Приду, наведу порядок, полчаса буду обнимать собаку, сделаю уроки, а потом буду залипать в телефоне полчаса». Это нормально, что ребёнок будет переключаться. Если при этом он будет выполнять домашние задания, наверное, можно позволить такие вещи. А выстроить такую цепочку ребёнку поможет навык планирования.

5. Бытовые навыки

Удивительно, но к семи годам не каждый ребёнок сегодня может завязывать шнурки, переодеваться на физкультуру или даже найти у себя в портфеле карандаш и резинку. Некоторые не помнят, есть ли с собой нужные тетради и учебники, потому что портфель вечером собирала мама. Чтобы этих проблем не было, полезно уже с двух лет мягко формировать бытовые навыки, такие как умываться, мыть руки, переодеваться, расстёгивать пуговицы, снимать и надевать рубашку.

Для начала рекомендую экспресс-тест. Понаблюдайте, вымоет ли ребёнок руки, если ему не напомнить. Если нет, то и в школьной столовой он точно не будет этого делать.

Как развивать навык?

Выработать бытовую привычку поможет такая схема: показываем — напоминаем — намекаем. Например, чтобы приучить ребёнка мыть руки, сначала показываем, потом напоминаем и моем руки вместе. А дальше напоминаем уже не напрямую, а намёками и игровыми ситуациями из серии: «Что нужно сделать? Что пропустили?» Так постепенно закладываем гигиенические навыки на уровне рефлекса.

Чтобы в школьное время ребёнок спокойно наводил порядок в своей комнате, важно начинать заранее. С двух лет определяем место для каждого предмета и вместе с ребёнком уносим эти предметы по местам. Потом приучаем делать это самостоятельно.

Любопытная деталь: сенситивный период порядка у ребёнка — примерно до полутора-двух лет. В этом возрасте он стремится к тому, чтобы вокруг него всё было упорядочено. В дошкольном и школьном периодах эта потребность уже наглухо закрывается. Но это не значит, что уже ничего нельзя сделать. Можно, но потребуются волевые усилия. Например, спрашиваем у ребёнка: «Где у тебя цветные карандаши? Где твои вещи?» Когда приносим поглаженные футболки, идём вместе с ребёнком к шкафу, складываем их туда.

Если ребёнок говорит, что не хочет прибираться, пробуем играть: собираем игрушки на скорость, кто больше соберёт в ящик. При этом важно радоваться победе, рассказывать подругам и родственникам по телефону так, чтобы слышал ребёнок. Однако некоторых детей этим не проведёшь. Они скажут: «Победила и молодец. Вот и собирай мои игрушки дальше». Именно поэтому важно обозначить систему как ритуал, который не обсуждается.

Приёмы, чтобы без давления установить бытовые правила:

Подаём гигиенические и бытовые ритуалы как безвыборную альтернативу. «Вечером мы собираем игрушки». Этим мы не спрашиваем, хочет ли ребёнок это делать, не мотивируем. Мы не оставляем ложную иллюзию выбора.

Выбор оставляем в других аспектах, чтобы сохранить баланс справедливости. Например, в нюансах выполнения ритуала: на какие полки рассадить игрушки или разложить книги. И здесь снова всё зависит от возраста. Двухлетний ребёнок отреагирует так, как мы предполагаем. А шестилетний уже и сам умеет манипулировать.

Поощрять деньгами за порядок, вычищенные зубы и другие бытовые привычки — вредная практика. Это не работа, чтобы платить за них зарплату. А вот хвалить — здоровая идея. Я за поощрения, но против материальных поощрений. Не только деньгами, но и сладостями или походами куда-то. Так не получится воспитать в ребёнке естественную потребность в порядке и чистоте. А главное — важно, чтобы ребёнок осознал, что выполняет бытовые и гигиенические ритуалы не для кого-то и не ради чего-то, а потому что это нормально и нужно ему самому.