Я хочу порекомендовать вам два фильма, которые подойдут для тихих осенних вечеров в завершение октября.
Это кино о превращении юношей в мужчин, о пути к своим мечтам, о поиске своего места в мире.
Два главных героя по имени - Гомер. Его имя напрямую отсылает нас к "Одиссее", а значит к путешествию героя. Так как история приключений Одиссея является одним из главных мифов о метафорическом пути героя.
Для тех, кто не знает, путешествие героя - это концепция, которую представил американский исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл в знаменитой книге "Тысячеликий герой". В своей работе он описывает психологические этапы, которые проживает наша душа на пути индивидуации и становления личности.
Путешествие героя - своего рода инициация, когда человек выходит (не всегда добровольно) из своего привычного окружения и зоны комфорта, отправляясь в странствие на зов приключений, сталкиваясь с опасностями и преодолевая трудности, а затем обязательно возвращаясь домой уже "новым" человеком. Повзрослевшим и помудревшим (в идеале), готовым делиться приобретенными знаниями.
Герой - это необязательно архетип, который воплощают в себе только мужчины. Женщины тоже могут проживать данный архетип. Юнгианский психоаналитик Лиза Марчиано называет "героя" - одним из фундаментальных архетипов, которые каждый из нас может воплощать в течение жизни. Второй фундаментальный архетип, по её мнению, это мать. Хотя герой обычно ассоциируется с мужчинами, а мать с женщинами, представители обоих полов могут ощутить потребность следовать одной из этих моделей поведения - или обеим сразу - в течение жизни.
Приобщение к архетипу героя даёт нам силу жить, справляться с трудностями, проходить испытания и идти к собственным мечтам.
Каждый герой, по Кэмпбеллу, проходит несколько стадий "начало пути" (призыв к путешествию), "инициацию" (само травматичное событие или испытание) и "возвращение" (обретение себя в новом статусе).
Справедливо заметить, что "Тысячеликого героя" положили себе на полку многие сценаристы, а Кристофер Воглер даже выпустил книгу "Путешествие писателя", в которой переосмыслил стадии пути героя для создания сценариев. Поэтому, во многих современных фильмах мы можем, при желании, найти этапы приключения героя. Это неплохо и нехорошо, просто часть нашего культурного кода. А так как "герой" - все же является одним из самых распространенных архетипов, то мы вольны не только наслаждаться данными историями, но и проводить параллели с собственной жизнью.
Конечно, тема путешествия героя довольна обширна и заслуживает отдельной статьи.
А теперь давайте перейдём непосредственно к фильмам:
1. "Октябрьское небо", 1999 г., 6+, США, реж. Джо Джонстон.
Фильм снят по автобиогрфической книге Хомера Хикэма, аэрокосмического инженера NASA.
После запуска первого в мире космического спутника Советским Союзом, подросток, в исполнении Джейка Джиллиенхола, в глухом шахтерском городке увлекается небом и решает построить ракету. Идея кажется всем безумной, но с поддержкой друзей, а также силой и упорством, Хомер идёт к своей цели.
Осторожно дальше могут быть спойлеры ‼️
Это чудесный фильм о вдохновении, наивности и чистоте души. Мы видим, как все эти качества помогают мальчику исполнить свою мечту.
В данном кино также встают важные вопросы о поддержке отца, психологической сепарации. Можно ли достичь своей цели без отцовского благословения? И насколько становится легче, когда это благословение имеется.
Фильм наталкивает на разные мысли. Здесь мы наблюдаем в начале метафорическое "путешествие героя" в увлечении ракетами. Хомер идёт против всего общества своего городка, чувствуя в себе зов своей мечты о небе, далее он сталкивается с множеством препятствий. В один момент, мальчик даже готов отказаться от своего желания, чтобы поддержать отца. В итоге, Хомер возвращается в родной городок "победителем". А затем, уезжает на самом деле, осуществляя уже реальное путешествие.
Думаю, данное кино стоит посмотреть родителям подростков (не только мальчиков). Родители могут дать ребёнку "крылья", они же могут их и "обрезать". Я часто повторяю, что важно не мешать своим детям развиваться. Важно помогать им стать самостоятельными и независимыми личностями. Да, для родителей это может быть тревожно, страшно, неудобно и прочее. Но здесь уже нужно работать над собой родителю (записаться к психологу, например), а ребёнок может обрести прекрасный старт для жизни в виде опоры на свои собственные (!) мечты, потребности и достижения. Поверьте, такой старт есть далеко не у всех, и он дорогого стоит.
2. "Правила виноделов", 1999, 18+, реж. Лассе Халльстрем, США.
Правила виноделов - шикарный фильм. Я просто влюбилась в это кино.
Фильм очень глубокий и многогранный, он поднимает множество важных вопросов и тем для размышления.
Это история об одиночестве, сиротстве, травме, правилах, которые должны быть и которые мы нарушаем, отношениях сына и отца, праве женщин распоряжаться собственным телом, зависимости в отношениях и многом другом.
В центре сюжета мы видим сиротский приют, в котором доктор Ларч (Майкл Кейн) помогает женщинам, растит детей и выделяет среди других талантливого Гомера (Тоби Магуайр). Затем в приют приезжает Кэнди (Шарлиз Терон) и вся идиллия существования Гомера рушится.
Фильм получил два "Оскара". Майкл Кейн просто великолепен в роли доктора Ларча (один из "Оскаров" заслуженно его). Кино снято по одноименному роману Джона Ирвинга (сам писатель написал сценарий и получил "Оскар" за свою работу).
Осторожно, дальше могут быть спойлеры ‼️
На первый взгляд, это абсолютно разные истории, если сравнивать с "Октябрьским небом", но психологически мы можем выделить одинаковые элементы, которые присутствуют в двух фильмах.
Это становление личности молодого человека, влияние на него отцовской фигуры, поиск и обретение себя.
В данном кино отец (Майкл Кейн) пытается "причинить добро" Гомеру (Тоби Магуайр), навязывая своё мнение и проча юноше свою судьбу. Доктор Ларч считает, что прекрасно знает таланты Гомера и именно эти таланты парень должен реализовать. Доктор Ларч оказывается, в итоге, прав, только сам Гомер сначала не понимает, чего он хочет и отрицает таланты отца в себе (что само по себе важно для психологической сепарации от родителей).
Сцены переписки Гомера и доктора Ларча - это отдельное удовольствие для наблюдения, где каждый пытается отстоять свою точку зрения, любя друг друга, но не принимая решение другого.
Гомер отправляется в собственное "путешествие героя", чтобы найти себя и свой уникальный путь. Он получает раны, испытывает лишения, понимает своё призвание и возвращается "домой".
Интересно, что Гомер обретает себя в той судьбе, которую и желал ему отец. Но это уже выбор самого Гомера, а не выбор отца! Гомер опирается на себя, свой опыт и собственные профессиональные (и не только) умения и навыки, а также на любовь отца и то, что он для него сделал. Гомер принимает дары доктора Ларча, ему нет смысла и нужды отвергать их, так как молодой человек прошёл собственный путь инициации из мальчика в мужчину.
В конце фильма Гомер повторяет фразу, которую всегда произносил перед сном доктор Ларч: "Спокойной ночи, принцы Мэйна и короли Новой Англии", тем самым, как бы перенимая его роль наставника, отца для многих сирот и обретая мудрость души, которая всегда ищет пути для проявления собственной уникальности и величия (в позитивном смысле).
Надеюсь, что просмотр данных кинокартин подарит вам ощущения тепла и уюта, а также поможет приблизиться к своему внутреннему "герою", который всегда прокладывает дорогу к истинным мечтам.
Приятного просмотра!
Если вам понравилась эта статья и вы любите читать интересные психологические обзоры на книги и фильмы, подписывайтесь на мой канал!
Также подписывайтесь на мой телеграм-канал - в нем можно читать больше интересных материалов по психологии, участвовать в бесплатных рассылках метафорические карт, а также следить за анонсами мероприятий!
#октябрьскоенебо #правилавиноделов #путьгероя #кинотерапия