Найти в Дзене
Планета Сибирь

В детстве он потерял голос и слух, авария отняла возможность двигаться, но потом случилось то, что окружащие называют чудом

В 242-хкилометрах от Иркутска среди тайги раскинулось село Онот, добраться до которого хоть летом, хоть зимой большая проблема. Мы рискнули преодолеть бездорожье, чтобы познакомиться с талантливым художником с необычной судьбой Михаилом Игумновым. Количества испытаний, выпавших на его долю, хватило бы любому другому на три жизни. Еще в раннем детстве Михаил переболел менингитом, который забрал у малыша способность говорить и слышать. В подростковом возрасте его кусал энцефалитный клещ. А потом случилась мотоциклетная авария, и перелом шейного позвонка. Быстрый приговор врачей, долгие месяцы реабилитации, инвалидное кресло и незавидное будущее. Но однажды случилось самое настоящее чудо. Михаил попросил листок бумаги, ручку и стал рисовать, хотя до этого ничем подобным не занимался. Сегодня художнику поступают заказы на портреты со всей России. Дом, где вместе с родителями живет Михаил, в Оноте можно безошибочно найти без посторонней помощи. Огромный пегас на воротах и рвущаяся овчарка
Михаил Игумнов за работой. Фото Бориса Слепнева
Михаил Игумнов за работой. Фото Бориса Слепнева

В 242-хкилометрах от Иркутска среди тайги раскинулось село Онот, добраться до которого хоть летом, хоть зимой большая проблема.

Мы рискнули преодолеть бездорожье, чтобы познакомиться с талантливым художником с необычной судьбой Михаилом Игумновым. Количества испытаний, выпавших на его долю, хватило бы любому другому на три жизни.

Дом Игумновых  можно найти без посторонней помощи по рисункам на  заборах. Фото Бориса Слепнева
Дом Игумновых можно найти без посторонней помощи по рисункам на заборах. Фото Бориса Слепнева

Еще в раннем детстве Михаил переболел менингитом, который забрал у малыша способность говорить и слышать. В подростковом возрасте его кусал энцефалитный клещ. А потом случилась мотоциклетная авария, и перелом шейного позвонка. Быстрый приговор врачей, долгие месяцы реабилитации, инвалидное кресло и незавидное будущее. Но однажды случилось самое настоящее чудо. Михаил попросил листок бумаги, ручку и стал рисовать, хотя до этого ничем подобным не занимался. Сегодня художнику поступают заказы на портреты со всей России.

Двор превратился в портретную галерею. Фото Бориса Слепнева
Двор превратился в портретную галерею. Фото Бориса Слепнева

Дом, где вместе с родителями живет Михаил, в Оноте можно безошибочно найти без посторонней помощи. Огромный пегас на воротах и рвущаяся овчарка на другом заборе говорят сами за себя: здесь живет художник. Далее просторный двор, по которому хочется долго ходить, словно по выставочной галерее. Собственно, стандартный металлический забор и является самой настоящей картинной галереей, с которой смотрят на тебя Сергей Бодров, Виктор Цой, Игорь Тальков, Юрий Хой, Федор Емельяненко и сам автор галереи. На деревянной стене другая серия – Юрий Гагарин, Владимир Путин. Глядя на все это портретное великолепие, совсем не верится, что Михаил не только не имеет специального образования, но и до 22 лет вообще не рисовал.

Михаил никогда слышал голосов этих людей, вероятно,  при выборе руководствовался внутренней симпатией. Фото Бориса Слепнева
Михаил никогда слышал голосов этих людей, вероятно, при выборе руководствовался внутренней симпатией. Фото Бориса Слепнева

– Рисовать Миша начал после аварии, когда они с другом перевернулись на мотоцикле, хотя изначально ни о каком рисовании никто и не думал. Нам сказали, что он просто не выживет, счет якобы шел уже на дни, – рассказывает отец Михаила Валерий Михайлович. – Они ехали с другом, который сидел за рулем, у него только царапины, а Михаила выбросило в кювет, он на голову приземлился, сломав шейный позвонок. Сына увезли в Иркутск, а через десять дней врачи заявили, чтобы забирали его домой, намекнув, что шансов нет. По сути, это был приговор. Нам даже машину не дали. Сами привезли Мишу домой, соорудили ему кровать, купили специальный матрас.

Это работа  в комментариях не нуждается. Фото Бориса Слепнева
Это работа в комментариях не нуждается. Фото Бориса Слепнева

Примерно полгода Михаил лежал без всяких движений, а потом домашние стали замечать, что палец на ноге время от времени начинает дергаться. Для них это был своего рода знак.

– Постепенно стали сына сажать, как младенца обложив подушками со всех сторон, – рассказывает мама Зинаида Николаевна, – Даже незначительные движения Мише давались с огромным трудом. Потом стали привязывать к руке болт, сколько он весит граммов – 100, 200?

Карандаш  художник держит  с трудом, как при этом  ему удается рисовать - загадка. Фото Бориса Слепнева
Карандаш художник держит с трудом, как при этом ему удается рисовать - загадка. Фото Бориса Слепнева

Еще через несколько месяцев Михаил начал самостоятельно сидеть, хотя и недолго. А потом случилось то, что можно назвать чудом.

Однажды он попросил листок бумаги, ручку и начал что-то рисовать, это была Богородица и Спаситель.

Уровень работ нас просто поразил. Фото Бориса Слепнева
Уровень работ нас просто поразил. Фото Бориса Слепнева

–Мы люди воцерковлённые, к нам как раз священники приезжали, они посмотрели рисунки, похвалили Михаила, – говорит Валерий Михайлович, – с этого все и началось. Первое время сын рисовал исключительно шариковой ручкой, а потом уже карандашом.

Кстати, в это время последовало новое испытание - не выдержав, ушла жена, оставив двоих детей. Зинаида Николаевна и Валерий Михайлович оформили опекунство над старшей внучкой Катей и внуком Павлом. Сегодня эпизод с уходом невестки комментируют коротко: «Так получилось…»

Зинаида Николаевна  держит одну из первых работ Михаила - их совместный портрет.
Зинаида Николаевна держит одну из первых работ Михаила - их совместный портрет.

Что пришлось пережить Михаилу, мы можем только догадываться. Скорее всего, рисование не позволило окончательно пасть духом.

В комнате Михаила над рабочим столом большой портрет матери и его самого – знаковая работа, считают домашние. Отчасти с нее начался качественно новый этап в жизни художника. Сегодня в портфолио Михаила десятки портретов самых разных людей. На столе огромнейший набор всевозможных карандашей. Некоторые рисунки выполнены в цвете, но большинство черно-белые. Работа над очередным портретом чаще всего начинается с прорисовки глаз, если они получились – значит, все остальное тоже получится.

По мнению родителей Михаила, постоянные занятия заметно улучшили физическое состояние сына, а рисование вернуло интерес к жизни.

Рисунок "с натуры". Юмора художнику не занимать. Фото Бориса Слепнева
Рисунок "с натуры". Юмора художнику не занимать. Фото Бориса Слепнева

Благодаря интернету весть о талантливом сибиряке с непростой судьбой разнеслась по всей России. Отец помог зарегистрироваться в соцсетях, страничку Михаила вы найдете без труда. Просто наберите «Михаил Игумнов, художник из Онота». Ему заказывают портреты с самых разных уголков России, до событий в соседней стране приходили заказы из Германии и Швейцарии. Сейчас рисование приносит художнику определенную прибавку к пенсии, хотя начиналось буквально с копеечных гонораров. Кто сколько мог, столько и бросал на телефон. Деньги, безусловно, важно, но для Михаила, как и для любой творческой личности, важнее все-таки признание публики. Он неоднократно участвовал во всевозможных выставках, Валерий Михайлович привозил сына в Иркутск, работы Михаила демонстрировались в Черемхово Каждый раз, после общения с публикой, домой художник возвращается окрыленный.

Выбор Федора Емельяненко понятен, Михаил с отцом много лет смотрят единоборства по телевизору.
Выбор Федора Емельяненко понятен, Михаил с отцом много лет смотрят единоборства по телевизору.

Однажды художник решил превратить металлический забор в усадьбе в картинную галерею. Первым делом в стиле поп-арт Михаил изобразил самого себя. Возможно, он хотел посмотреть, как получится, ведь рисовать на рифленом заборе совсем непросто. Но все получилось, и Михаил под первой работой поставил свой автограф и год – 2022. Следом в галерее появились известные спортсмены, сильные духом мужчины – Федор Емельяненко, Арнольд Шварценеггер, Хабиб. Выбор в пользу этих персон вполне понятен, Михаил вместе с отцом смотрят поединки по телевизору, страстно болеют. Сложнее понять, почему галерею дополнили портреты Игоря Талькова, Виктора Цоя, Юрия Шатунова, Юрия Хоя – ведь художник никогда не слышал, как они поют, возможно, определенную роль сыграла внутренняя симпатия к этим людям. В цвете со своей фирменной улыбкой изображен Юрий Гагарин, напротив – президент России Владимир Путин.

В усадьбе Игумновых, кажется, уже нет свободного места – бочки, заборы, стены, баня – все раскрашено. Отдельные портреты Михаил обновляет, другие меняет, например, исчезли Арнольд и Хабиб, со стороны улицы на воротах вместо мифического пегаса появился единорог.

Почти вся  семья в  сборе, не хватает только дочери Михаила Кати. Фото Бориса Слепнева
Почти вся семья в сборе, не хватает только дочери Михаила Кати. Фото Бориса Слепнева

Михаил постоянно совершенствует технику рисования. Чтобы дотянуться до самого верха забора, он привязывает к художественной кисти палку, а это дополнительная физическая нагрузка, но Михаил не жалуется. Летом с утра до вечера может сидеть у очередного «холста». С наступлением осени уличная часть проекта оставлена до весны, потому что быстро замерзают ноги. Однако, работы у Михаила хватает и в тепле. В местной библиотеке проходит выставка портретов Игумнова «Творю от сердца и души».

Выставка работ в местной библиотеке
Выставка работ в местной библиотеке

Когда во время съемки я попросил Михаила взять один из своих рисунков, он выбрал Христа. По-моему, выбор оказался не случайным, как и все то, что происходит в жизни художника.

Другие подробности этой удивительной истории можно прочитать здесь.

Понравился материал – ставим лайк, подписываемся на канал «Планета Сибирь»