Бывая довольно часто в театрах, обычно я не рассказываю читателям о спектаклях, поскольку эта тема выходит за рамки основной тематики канала о путешествиях. Если заходит разговор о театре, то в статьях я, как правило, касаюсь или истории самого здания, или пишу о людях, которые в этом театре служили. Получается своего рода историческое описание достопримечательности, которое может быть интересно путешественникам.
Вместе с тем, вы, наверняка, заметили, что информация о различных интересных культурных событиях появляется у меня на канале довольно часто. Ведь любое познавательное путешествие - это не только экскурсии, но и участие в различных культурных мероприятиях, включая посещение спектаклей и концертов. А если спектакль проходит, например, не в театре, а на необычной площадке, это интересно вдвойне.
Об одном удивительном оперном вечере в Государственном Эрмитаже, на котором мне посчастливилось побывать, я и хочу вам рассказать.
Здесь в минувшие выходные в дворцовых интерьерах состоялась премьера оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Событие было приурочено с 310-летнему юбилею композитора.
Постановка состоялась в рамках проекта «Петербургские набережные», который является составной частью Международного фестиваля классической музыки «Дворцы Санкт-Петербурга».
О фестивале «Дворцы Санкт-Петербурга»
Сам фестиваль существует с конца 90-х годов прошлого века и успел завоевать любовь не только петербуржцев, но и многочисленных гостей города. Первоначально концерты фестиваля проходили каждое лето в определенные календарные даты, но со временем фестиваль стал круглогодичным. Его главной особенностью является то, что все концерты проходят в интерьерах петербургских дворцов и особняков, а шедевры классической музыки исполняют выдающиеся музыканты России и мира.
С 2012 года в рамках фестиваля реализуется отдельный проект под названием «Петербургские набережные», представляющий серии осенне-зимних концертов. Также любителям музыки давно полюбился проект «Музыкальные сезоны в Константиновском», события которого проходят в Константиновском дворце в Стрельне.
Лично я являюсь большой поклонницей музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» буквально с момента его основания. Для многих своих туристов я организовывала посещение фестивальных концертов и никто не остался равнодушным. За годы существования фестиваля мы побывали на многих его мероприятиях в лучших дворцах Санкт-Петербурга и каждый раз это было открытие и восхищение. Ведь такой красоты окружающего пространства в обрамлении классических музыкальных произведений вы больше нигде не найдете.
И в этом безусловная заслуга руководителя и главного вдохновителя фестиваля Заслуженной артистки России Марии Сафарьянц, за что ей огромное зрительское спасибо. Это именно благодаря ей открываются залы дворцов, а в Петербург приезжают лучшие музыканты со всего мира.
А еще любое событие фестиваля – это не просто концерт, а своего рода светский раут, где царит особая непринужденная и одновременно изысканная, по-петербургски интеллигентная атмосфера, где встречаются единомышленники и истинные ценители классического искусства.
Если вы по какой-то причине еще не знакомы с фестивалем «Дворцы Санкт-Петербурга» и его программами, обязательно рекомендую восполнить этот пробел и присоединиться в качестве зрителя к этому уникальному проекту.
«Орфей и Эвридика» в Зимнем дворце
Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика» была показана в последнее октябрьское воскресенье 2024 года в Гербовом зале Зимнего дворца. Прозвучавшая в этот вечер удивительная по красоте опера входит в число моих любимых. Это шедевр от первой до последней ноты, та самая музыка, которая хочется, чтобы звучала и никогда не заканчивалась. Несмотря на то, что опера эта ставится на сцене нечасто, в ней вы встретите много мелодий, которые наверняка знакомы даже не слишком подготовленным слушателям.
Нынешняя постановка осуществлялась не для классической театральной сцены, а именно для интерьеров Зимнего дворца. Декорации специально не создавались, их функцию выполняли стены и колонны белого с позолотой Гербового зала.
Сам зал, в центре которого расположена гигантская авантюриновая чаша, является одним из самых красивых и величественных в Эрмитаже. Он был спроектирован архитектором В. Стасовым в 1839 году и использовался для императорских приемов и балов.
Именно в таком пространстве и была разыграна античная трагедия о силе всепобеждающей любви Орфея и Эвридики. Режиссер постановки – А. Гевондов. Самым необычным стало то обстоятельство, что мужские и женские сольные партии исполнялись женскими голосами. Это дань итальянской традиции эпохи барокко.
Подарком для зрителей и слушателей стало участие в постановке солистки Греческой национальной оперы меццо-сопрано Мариты Папаризу, которая мастерски и вдохновенно исполнила арию Орфея.
Марита оказалась не только обладателем дивного голоса, но и настоящим мастером перевоплощений.
Солистка Мариинского театра красавица Цветана Омельчук (меццо-сопрано) в партии Эвридики и максимально естественная в своей роли Амура Лауреат международных конкурсов Екатерина Иванова (сопрано) составили вместе с исполнительницей из Греции достойный ансамбль.
Отдельно хочу отметить мощный хор «Петербург-концерта» и органично вписавшийся в классическую постановку современный балет «Каннон Данс». Инструментальное сопровождение осуществлял Симфонический оркестр Ленинградской области под управлением Михаила Голикова, а Милана Журавлева исполнила знаменитое своей лиричностью соло на флейте.
Перед спектаклем и по его завершении перед гостями по традиции выступила Мария Сафарьянц.
В этот вечер овации еще долго не смолкали в стенах Гербового зала. Постановка не просто удалась, а превзошла многие ожидания. Но был один грустный момент. Дело в том, что каждый концерт фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» эксклюзивный – он проходит один раз и больше не повторяется. Поэтому «Орфея и Эвридику» в этом месте и в таком исполнении мы больше не сможем увидеть и услышать. А жаль, эта опера могла бы занять достойное место в репертуаре музыкального театра. Возможно, организаторы и придумают решение этой проблемы – было бы жалко навсегда расставаться с такой уникальной постановкой. Но все покажет время, а гости этого незабываемого вечера получили огромное удовольствие от премьеры.
И, да, Эрмитаж в этот вечер был открыт только для тех, кто пришел на спектакль. Так что все зрители и слушатели смогли также насладиться пребыванием в полупустом здании одного из лучших музеев мира.
Чем еще порадует фестиваль в ближайшее время
Я внимательно слежу за фестивальной афишей, рекомендую мероприятия из нее своим туристам и бронирую билеты для постоянных клиентов. Поэтому хочу поделиться с вами ближайшими мероприятиями.
Так, до конца 2024 года в рамках фестиваля запланированы программы, посвященные музыке французского кинематографа, шедевру Вивальди «Времена года», вечер квартетов, а кульминацией сезона станет новогодний концерт классической музыки с приглашенными исполнителями из Италии. Названные программы состоятся в Доме кино, Константиновском дворце, Кунсткамере и Этнографическом музее.
Если вы хотите услышать классическую музыку в превосходном исполнении в лучших петербургских дворцах – не пропустите события фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», которые проходят в городе круглый год. Выбирайте концерт, который придется вам по душе и можете быть уверены, что для вас будет подготовлена программа на высшем уровне, которая обязательно найдет отклик в вашем сердце.
Данный обзор не является рекламой, носит информационный характер и основан на личном выборе автора.
Фото автора.
Если вам понравилось, поддержите канал лайком, комментарием, подпиской. Это позволит статье попасть в ленту рекомендаций и ее смогут увидеть большее количество заинтересованных читателей.