Найти в Дзене

Что такое труд?

Работая над НИР #ЭкономикаВитальности, мы с коллегами пришли к пониманию, что #Труд как важнейшая составляющая экономики является одной из основных витальных потребностей человека. Именно – потребностей, а не обязанностей, нагрузок, долга или чего-то вынужденного, навязанного и малоприятного. Это хорошо видно, стоит только развернуть пирамиду расслоения понятия, как это подробно показано в нашей коллективной монографии «Экономика витальности». Труд всегда доброволен – это прерогатива свободного человека в отличие от рабской работы. В своей верхней – духовной ипостаси – труд есть жертва, которую человек самостоятельно и благоговейно приносит высшим божественным иерархиям, или миру, или обществу, или друзьям и знакомым, или семье и т.д. К такому пониманию труда человека приводит осмысленность его бытия и миссии на земле. Осознавая это, мы можем прослеживать жертвенность труда до самых нижних слоев пирамиды, где в материальной сфере физического мира господствуют телесные потребности в то

Работая над НИР #ЭкономикаВитальности, мы с коллегами пришли к пониманию, что #Труд как важнейшая составляющая экономики является одной из основных витальных потребностей человека. Именно – потребностей, а не обязанностей, нагрузок, долга или чего-то вынужденного, навязанного и малоприятного. Это хорошо видно, стоит только развернуть пирамиду расслоения понятия, как это подробно показано в нашей коллективной монографии «Экономика витальности». Труд всегда доброволен – это прерогатива свободного человека в отличие от рабской работы.

В своей верхней – духовной ипостаси – труд есть жертва, которую человек самостоятельно и благоговейно приносит высшим божественным иерархиям, или миру, или обществу, или друзьям и знакомым, или семье и т.д. К такому пониманию труда человека приводит осмысленность его бытия и миссии на земле.

Осознавая это, мы можем прослеживать жертвенность труда до самых нижних слоев пирамиды, где в материальной сфере физического мира господствуют телесные потребности в том виде, в каком их обычно и рассматривают современные экономисты, а также проявляется стремление к их удовлетворению. Очевидно, что специфики у труда в зависимости от того, через какую мотивационную призму он рассматривается и в какой страте пирамиды находится, совершенно разные. Но этого не видят зашоренные ученые!

А что делать, если некто трудится, ничего не производя для общества, не получая за это ни признания, ни каких бы то ни было компенсаций? Как это рассматривать? Предположим, он имеет хобби – например, изготавливает миниатюрных оловянных солдатиков – и готов часами бескорыстно работать, создавая модели, отливая их, а затем разрисовывая тонкими кисточками под микроскопом. Какая общественная необходимость принуждает его к этому? Денег такой человек за свою работу не получает, наоборот, сам много тратит, чтобы купить микроскоп, соорудить вытяжку, приобрести специальные принадлежности для создания форм и плавления металла и т.п. Причем, инвестициями эти траты назвать нельзя, поскольку работа нашего домашнего мастера полностью исключена из сферы производства общественных благ и товарно-денежных отношений, а следовательно, получения дохода и прибыли.

Труд это? Или уже не труд?

Как в физике не считается работой усилие, при котором предмет не был перемещен с одного места на другое, экономисты, завернутые на производстве продуктов и товаров, пожалуй, отнесут подобную деятельность к чему угодно, но только не к труду. Возникают побочные формулировки: увлечение, времяпрепровождение, деятельность, занятие. Однако простой здравомыслящий человек, взор которого не замутнен теоретическими шорами, видит, что это все же труд – кропотливый, тяжелый, усидчивый. Природная правда, заложенная в процесс реализации хобби, требует этого. Как тут быть?

Чтобы разобраться в этом, необходимо рассмотреть более подробно душевно-духовную составляющую труда – его мотивационный прототип; понять, каковы актуальные комплексные мотивы труда; что движет человеком, когда он берется за свои свершения, вкладывает силы, энергию, знания в определенную деятельность; что получается в итоге; в чем результат; каков на самом деле конечный продукт такой деятельности…

На все эти вопросы мы постарались дать ответы в монографии. Здесь же пока хочется отметить, что хобби, о котором говорилось выше, на самом деле является рудиментом подлинного труда человека в современном мире, где господствуют законы бизнеса, рынка, производства и потребления благ…

Бросим еще раз короткий взгляд на слоеную пирамиду понятия «труд».

Итак, труд – это свободная, осознанная и целенаправленная деятельность как отдельного человека, так и общества, направленная

⚙ на создание благ для удовлетворения потребностей в рамках продуктивности и самостоятельного приятия естественной вынужденности,

⚙ при реализации творческого стремления к преобразованию мира в рамках разрушения и созидания,

с эмоциональным обретением радости и удовольствия от своей работы,

⚙ в осмысленном следовании той или иной общечеловеческой духовной миссии.

При этом труд является интегральной витальной необходимостью человека.

Такова, на наш взгляд, формула полноценного труда. Любые редукции этого определения приводят к однобокому пониманию труда и не описывают всей картины в комплексе.