Найти в Дзене

Как говорят на языке пантомимы в балете

Театральный жест отличается от бытового, хотя рожден и обусловлен им. Его отличие в том, что он обязан быть рельефнее, масштабнее, четче. Если в драматическом театре жест дополняет речь, то в балетном единственным средством выразительности является пластика человеческого тела, и жест наряду с мимикой является основным средством выразительности. Пантомима – неотъемлемая часть большинства классических балетов. Язык жестов помогает артистам яснее передавать сюжет спектакля, эмоции героев и целые диалоги. О том, как понять, о чем говорят руки артистов балета – читайте в нашем материале. Если артист прижимает две руки к груди, это значит одно – он влюблен! Принц Зигфрид в «Лебедином озере» таким образом говорит о своей любви к Одетте. А чтобы обозначить свое намерение пожениться, артисты указывают правой рукой на безымянный палец левой руки. Так, например, в балете «Жизель» раскрывается обман Графа Альберта. Батильда, невеста Графа делится с Жизелью радостью – она скоро выходит замуж – указ
Оглавление

Театральный жест отличается от бытового, хотя рожден и обусловлен им. Его отличие в том, что он обязан быть рельефнее, масштабнее, четче. Если в драматическом театре жест дополняет речь, то в балетном единственным средством выразительности является пластика человеческого тела, и жест наряду с мимикой является основным средством выразительности. Пантомима – неотъемлемая часть большинства классических балетов. Язык жестов помогает артистам яснее передавать сюжет спектакля, эмоции героев и целые диалоги.

О том, как понять, о чем говорят руки артистов балета – читайте в нашем материале.

Все, что нужно знать о любви в балете

Если артист прижимает две руки к груди, это значит одно – он влюблен! Принц Зигфрид в «Лебедином озере» таким образом говорит о своей любви к Одетте.

Балет «Лебединое озеро» в МАМТ. Фото: Александр Филькин.
Балет «Лебединое озеро» в МАМТ. Фото: Александр Филькин.

А чтобы обозначить свое намерение пожениться, артисты указывают правой рукой на безымянный палец левой руки. Так, например, в балете «Жизель» раскрывается обман Графа Альберта. Батильда, невеста Графа делится с Жизелью радостью – она скоро выходит замуж – указывая на левую руку, а следом указывает на самого Альберта. Юная Жизель, не веря ей, рассекает воздух руками, и сама указывает на левую руку, как бы восклицая: «Этого не может быть! Я выхожу замуж за Альберта!».

Балет «Жизель» в МАМТ. Фото: Александр Филькин.
Балет «Жизель» в МАМТ. Фото: Александр Филькин.

Потанцуем?

Да, артисты балета иногда приглашают друг друга потанцевать прямо во время спектакля. В балете «Жизель» главная героиня предлагает Альберту потанцевать (конечно, до того, как узнает о его обмане). Для этого она делает плавные вращения поднятыми над головой руками. Это же движение делает девушка на свадьбе Джеймса и Эффи в балете «Сильфида», приглашая своего кавалера танцевать па-де-де.

Балет «Сильфида» в МАМТ. Фото: Карина Житкова.
Балет «Сильфида» в МАМТ. Фото: Карина Житкова.

Как поклясться по-балетному

Героям балетов довольно часто приходится клясться, в основном, в своей любви. Так, например в балете «Баядерка» Солор клянется в вечной любви к Никие перед Священным огнем. Также клянутся в любви и Граф Альберт с Жизелью, правда, уже просто на опушке леса. Как же выглядит клятва в балете? Одна рука прижимается к сердцу, а вторая – взмывает вверх.

Смертельный жест

Герои и героини классических балетов часто умирают на сцене. Иногда их даже об этом предупреждают. В балете «Сильфида» злая ведьма Мэдж рассказывает Джеймсу о волшебном способе заполучить любовь Сильфиды. Для этого нужно, чтобы герой поймал бесплотную героиню магическим шарфом. Однако, после этого Сильфида умрет. Чтобы показать это без слов, Мэдж использует жест, обозначающий «смерть» – скрещивает перед собой вытянутые вперед руки.

Балет «Сильфида» в МАМТ. Фото: Карина Житкова
Балет «Сильфида» в МАМТ. Фото: Карина Житкова

Разводим руками

Руки, разведенные в стороны, конечно, могут быть частью хореографии, но также они означают, что персонаж задает собеседнику вопрос, причем любой: «Что случилось?», «Что не так?», «Что ты умеешь?». Тут уже нужно следить за сюжетом, чтобы понять, чем именно интересуется артист.

Балет «Жизель» в МАМТ. Фото: Карина Житкова.
Балет «Жизель» в МАМТ. Фото: Карина Житкова.

Сон в балете

Некоторые зрители, конечно, и сами засыпают на балетах, обозначать это жестами не обязательно. А вот если персонажи засыпают на сцене, это демонстрируется довольно очевидным жестом – двумя руками, сложенными у лица.

Балет «Сильфида» в МАМТ. Фото: Карина Житкова.
Балет «Сильфида» в МАМТ. Фото: Карина Житкова.