Найти в Дзене
ОтЛичная Жизнь

Что интересного в музее печати Петербурга - история и быт одного доходного дома

В Петербурге в этом году просто невероятная осень, такой теплой, солнечной и сухой, я, пожалуй, и не припомню. Но не об этом сейчас. Как вы знаете, на днях я наткнулась на новый музей. А вышло это именно потому, что в полной уверенности, что если солнечно, то тепло (как было весь октябрь), я отправилась на прогулку слишком уж в легкой одежде. Как только вышла на Дворцовой из автобуса, естественно сразу продрогла. Усилием воли направила себя мимо Эрмитажа, в который я могу ходить бесконечно, и, пытаясь поймать хоть немного согревающие солнечные лучи, побрела вдоль Мойки, набережную которой еще не затемняли холодные тени старинных доходных домов. Вдруг на одном из домов вижу стилизованную как-будто дореволюционную вывеску «Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Музей печати». Почему я раньше ее не замечала? Вопрос без ответа. Уже по опыту знаю, что если «музей истории Петербурга», то это точно должно быть что-то интересненькое. Например, в этот музейный комплекс входят интересне

В Петербурге в этом году просто невероятная осень, такой теплой, солнечной и сухой, я, пожалуй, и не припомню. Но не об этом сейчас. Как вы знаете, на днях я наткнулась на новый музей. А вышло это именно потому, что в полной уверенности, что если солнечно, то тепло (как было весь октябрь), я отправилась на прогулку слишком уж в легкой одежде. Как только вышла на Дворцовой из автобуса, естественно сразу продрогла. Усилием воли направила себя мимо Эрмитажа, в который я могу ходить бесконечно, и, пытаясь поймать хоть немного согревающие солнечные лучи, побрела вдоль Мойки, набережную которой еще не затемняли холодные тени старинных доходных домов.

Вдруг на одном из домов вижу стилизованную как-будто дореволюционную вывеску «Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Музей печати». Почему я раньше ее не замечала? Вопрос без ответа.

-2

Уже по опыту знаю, что если «музей истории Петербурга», то это точно должно быть что-то интересненькое. Например, в этот музейный комплекс входят интереснейшие музеи Петропавловской крепости, о которых я однажды рассказывала:

Подошла ближе, а в окнах-витринах для пущего эффекта разместили старинные фотографии дома – после этого уже окончательно не смогла бороться с искушением заглянуть внутрь.

Увидев старое фото, сразу "соорудила" этот коллаж
Увидев старое фото, сразу "соорудила" этот коллаж

Открыв небольшую, тоже стилизованную под старину, дверь, я оказалась в каком-то сказочном пространстве как-будто бы старинного букинистического магазина – темная массивная мебель, стройные ряды многотомных изданий, пестрые бархатные обложки с золоченым тиснением. Но это вполне современный магазин с весьма оригинальным ассортиментом.

-4

В этом небольшом помещении справа, где темно-коричневый монолитный стеллаж имеет еле заметное углубление, спряталась дверь – это и есть вход в музей. Выглядит очень эстетично и загадочно, словно, за ней прячется какой-то другой мир.

-5

Но за ней меня встретил вполне обычный, современный коридорчик и конторка кассира. Входной билет стоит всего 200 рублей.

-6

Сам музей представляет собой один зал с аудио-сопровождением, в котором повествуют об истории дома номер 32 по набережной реки Мойки. Хоть экспонатов здесь и не много, но весьма занимательно.

-7

Например, здесь я впервые увидела дореволюционный жетон об уплате налога на собаку. Даже в крупнейшем в городе музее истории Петербурга - Петрограда, который находится на территории Петропавловской крепости, ничего подобного я не встречала.

«12 февраля 1900 г. в Санкт-Петербурге установили «Правила для взимания городского налога за собак» (Известия, 1900. С. 596–597). За своего питомца петербуржцы платили 3 рубля в год. В эту сумму входила плата и за изготовление значка. Налог необходимо было оплатить на год вперед в январе, а за собак, приобретенных после января, в течение двух недель с момента заведения. Если животное появилось у хозяина во второй половине года, то сумма налога уменьшалась в два раза. После оплаты владелец собаки получал из Городской управы значок с обозначением номера квитанции. Значок надевался на ошейник собаки.
При потере значка нужно было заплатить только за изготовление нового. Обнаруженные на улице безнадзорные собаки отлавливались и уничтожались по прошествии недели. За содержание потерянной собаки хозяин платил городу по 20 копеек за сутки. Налог на собак взимался казначейством Городской управы и городскими сборщиками.
Например, в 1903 г. сборщики, размещенные в 38 городских полицейских участках, собрали 46 825 рублей 48 копеек налога и 2 802 рубля 43 копейки штрафа. В 1912 г. доход от налога на собак составил 50 169 рублей 45 копеек»
Источник информации: Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру», статья «Налоговые значки для собак в дореволюционном Петербурге», автор Е.А. Чистикова
-8

Далее через жилую парадную вас проводят в квартиру, в которой когда-то располагалось издательство газеты «Русь», правительственной газеты «Сельский вестник», а в более поздние годы редакция большевистской газеты «Правда», где публиковался Ленин. Здесь воссозданы интерьеры кабинета главного редактора и редакционной комнаты. Есть здесь и картина, на которой изображен Владимир Ильич за работой в одном из этих помещений.

Кроме того, часть комнат, отданы для демонстрации предметов частной жизни того времени. Многочисленные информационные стенды, сопровождающие эти помещения, в которых воссоздан дореволюционный быт, рассказывают о том, как были устроены доходные дома и их квартиры. Воссозданы интерьеры гостиной и кабинета «барской» квартиры.

Стоит сказать, что в целом квартира, где расположен музей, воспринимается жилой – словно нам позволили подсмотреть за чьей-то жизнью – здесь пахнет пересушенным деревом, сильно скрипит старинный паркет, вещи в комнатах лежат так, словно кто-то оставил их на мгновенье, выйдя в соседнюю комнату.

Я очень люблю такие места, в них как-будто остановилось время.

-11

Далее снова нужно пройти в другую квартиру через лестничную клетку, но если в первый раз это была парадная лестница, то теперь – черная.

-12

В этой квартире на втором этаже сейчас можно увидеть лишь старые фотографии и старинный стол наборщика текстов – остальные экспонаты и помещения находятся на реставрации, на неопределенный срок, поэтому про них ничего не рассказываю.

-13

На этом, пожалуй, и все. Местечко, хоть и не пестрит обилием экспонатов, но все же показалось мне любопытным, точно не жалею, что заглянула. И еще, забыла рассказать, показалось удивительным, что на одном из информационных стендов, который рассказывал о владельцах дома, увидела фамилию Гау. Вот уж я удивилась, друзья! Помню, когда я проводила, не побоюсь этого слова, расследование, по поводу дачи Гаусвальд, немалых усилий мне стоил поиск, в том числе обладателей фамилии Гау, а здесь я ее обнаружила совершенно случайно.

Такой вот удивительный, наш Петербург!