Найти в Дзене
Трудовая Самара

Антимонопольный орган признал ущемление прав потребителей со стороны газораспределительных организаций

На прошлой неделе Самарское УФАС официально признало, что ООО «Газпром газораспределение Самара» и ООО «Самарагаз» установили необоснованно высокие цены на обслуживание газового оборудования, без адекватного экономического обоснования. Как следует из официального сообщения, газораспределительные компании после того, как были уличены в нарушениях, слегка скорректировали расценки на свои услуги в меньшую сторону. Однако, судя по всему, они все равно остались выше, чем были. Об этом сообщают в редакцию читатели газеты «Трудовая Самара». Самарское УФАС признало, что «Газпром газораспределение Самара» и ООО «Самарагаз» установили необоснованно высокие цены на обслуживание газового оборудования, не предоставив при этом достаточного экономического обоснования. Комиссиями антимонопольного органа приняты заключения об обстоятельствах каждого дела относительно действий компаний. В частности, Самарское УФАС по деятельности ООО «Газпром газораспределение Самара» сделало следующий вывод: «Согласно

На прошлой неделе Самарское УФАС официально признало, что ООО «Газпром газораспределение Самара» и ООО «Самарагаз» установили необоснованно высокие цены на обслуживание газового оборудования, без адекватного экономического обоснования. Как следует из официального сообщения, газораспределительные компании после того, как были уличены в нарушениях, слегка скорректировали расценки на свои услуги в меньшую сторону. Однако, судя по всему, они все равно остались выше, чем были. Об этом сообщают в редакцию читатели газеты «Трудовая Самара».

Самарское УФАС признало, что «Газпром газораспределение Самара» и ООО «Самарагаз» установили необоснованно высокие цены на обслуживание газового оборудования, не предоставив при этом достаточного экономического обоснования. Комиссиями антимонопольного органа приняты заключения об обстоятельствах каждого дела относительно действий компаний.

В частности, Самарское УФАС по деятельности ООО «Газпром газораспределение Самара» сделало следующий вывод: «Согласно действующему законодательству, потребители имеют право на получение документации, связанной с обслуживанием газового оборудования (проводимых технологических операций). Однако организация предоставила лишь методические указания, которые содержат лишь перечень работ. Как отметила комиссия по рассмотрению дела, отсутствие документации о производимых технологических операциях создает препятствия для достоверного определения хронометража выполнения работ. При этом хронометраж времени выполнения работ напрямую влияет на конечную цену для потребителя. Анализ актов выполненных работ показал, что фактические временные затраты на техническое обслуживание зачастую в 2–4 раза меньше, чем учтенные в тарифе».

Антимонопольный орган также отметил: «В ходе проверки было установлено, что компания имеет одни из самых высоких расценок на обслуживание по ряду оборудования и после исполнения предупреждения, выданного управлением в ходе рассмотрения дела. Например, в начале года стоимость технического обслуживания котла с атмосферной горелкой (мощностью до 30 кВт) составила 3957 рублей в год, после вмешательства УФАС цену удалось снизить до 3127 рублей, но указанная цена остается самой высокой в Самарской области по сравнению с ценами, установленными другими организациями. В аналогичной ситуации оказались и другие услуги: например, стоимость обслуживания проточного водонагревателя снизилась с 1372 до 1326 рублей, но также остается самой высокой в регионе».

Выводы Самарского УФАС относительно действий ООО «Самарагаз» схожи. Антимонопольный орган также уличил данную организацию в нарушении прав потребителей на получение документации, связанной с обслуживанием газового оборудования. Вместо нее организация предоставляла «памятки» для сотрудников, которые содержат лишь перечень работ. Также отмечено, что ООО «Самарагаз» устанавливает одни из самых высоких цен на свои услуги. «Например, в начале года стоимость технического обслуживания котла с атмосферной горелкой мощностью от 141 до 510 кВт составила 6243,84 рубля в год. После вмешательства УФАС цена была снижена до 6000 рублей (для котла мощностью от 141 до 510 кВт с электронной платой), но этот тариф по-прежнему остается наивысшим в Самарской области по сравнению с расценками других организаций. Подобная ситуация наблюдается и для других услуг: цена обслуживания котла мощностью от 31 до 60 кВт снизилась с 4169 до 4007,52 рубля (для котла той же мощности с электронной платой), но продолжает оставаться самой высокой в регионе», – сказано в официальном сообщении Самарского УФАС.

Между тем, как установил надзорный орган, ООО «Самарагаз» выстраивал свои отношения с потребителями со своей спецификой. «1. «Самарагаз» выставляет счета на оплату гражданам с указанием задолженности, в том числе заказчикам, которым на самом деле не было оказано технического обслуживания внутридомового газового оборудования. 2. В действиях компании также наблюдается уклонение от заключения договоров по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового оборудования с управляющими компаниями, что может ущемлять права неопределенного круга потребителей», – поведал антимонопольный орган. Самарское УФАС отмечает: «Завышенные тарифы оказывают негативное влияние на финансовое состояние граждан, которые вынуждены платить высокие суммы за услуги».

Следует отметить, что после вмешательства антимонопольного ведомства газораспределительные компании вынуждены были скорректировать расценки на обслуживание газового оборудования в сторону уменьшения. Между тем читатели газеты «Трудовая Самара» сообщают, что даже после этого цены все равно не откатились на прошлогодний уровень. Так, житель с. Челно-Вершины Виктор Р. (личные данные изменены), абонент ООО «Самарагаз», написал в своем письме: «Мы должны были платить 3000 руб. в год. Был перерасчет. Теперь стало 2685.31 руб. в год. Но это все равно огромная сумма. Раз в год приходит мастер, проверяет газоанализатором краны и уходит + контролер, но он только показания счетчика записывает». Как следует из письма сельчанина, даже с учетом последовавшей «корректировки» расценки оказались в два раза выше прежних. Более того, по его словам, за многие услуги появилась дополнительная плата. «Мало того, что мы должны платить абонентскую плату 2685,31 руб. за год, а не как в прошлом году – 1182,60 руб., так теперь еще каждую оказанную услугу должны оплачивать дополнительно. Я обратился к ним. Нужно было подключить газовую плиту… и заплатить 800 руб., чтобы только прикрутить газовый шланг. А раньше эта услуга была бесплатной!» – написал Виктор Р. При этом он добавил: «И еще: стали рассылать квитанции по тем адресам, по которым люди не проживают. К примеру, к нам пришла квитанция по адресу, где мы уже 17 лет не проживаем. Я обратился в местный филиал «Самарагаза» в с. Челно-Вершины. Там была из-за этого большая очередь: множество народа возмущалось из-за этаких квитанций. Сказали, что это ошибочные квитанции, а счета заблокированы, больше не будут присылать, но как приходили уже 3-й месяц, так и приходят. Для чего они вносят дополнительную путаницу – непонятно!»

Таким образом, следует признать, что региональные операторы газораспределительных сетей безосновательно взвинтили цены на свои услуги до заоблачных высот. При этом монополистам удалось это сделать, даже несмотря на очевидный конфликт между ними из-за передела рынка. Как говорится, война войной, а обед – по расписанию. В качестве закуски – простые потребители.

Кирилл ЛАВРОВ