Найти в Дзене
О Москве нескучно

Древний мост в Москве, по которому все ходят, но никто его не видит

Где находится этот мост? Когда он появился? Неужели строить его пытались по трём проектам? Как выглядело древнее сооружение? Куда оно потом пропало? А также - как так получилось, что у москвичей всё-таки появилась возможность разглядеть старые конструкции несколько десятилетий назад? И по каким причинам восстанавливать древнюю постройку не стали? Об этом и не только расскажу сегодня. Есть в центре Москвы удивительный мост, которого формально нет. Когда-то он имел невероятно важное значение - помогал переходить людям реку Неглинную. А сейчас находится под землёй. Возможно, вы уже догадались, что речь пойдёт про Кузнецкий мост. Он располагался на пересечении современной одноимённой улицы и Неглинной. Я немного рассказывал о нём в статьях до этого. Однако там сведения были очень краткими. Сегодня же мы не только подробнее узнаем историю этого уникального сооружения, но и посмотрим, как оно выглядит. Название моста историки объясняют просто. Рядом в 16-17 веках была Кузнецкая слобода. То е
Оглавление

Где находится этот мост? Когда он появился? Неужели строить его пытались по трём проектам? Как выглядело древнее сооружение? Куда оно потом пропало? А также - как так получилось, что у москвичей всё-таки появилась возможность разглядеть старые конструкции несколько десятилетий назад? И по каким причинам восстанавливать древнюю постройку не стали? Об этом и не только расскажу сегодня.

Мост, который мы не видим

Есть в центре Москвы удивительный мост, которого формально нет. Когда-то он имел невероятно важное значение - помогал переходить людям реку Неглинную. А сейчас находится под землёй. Возможно, вы уже догадались, что речь пойдёт про Кузнецкий мост. Он располагался на пересечении современной одноимённой улицы и Неглинной. Я немного рассказывал о нём в статьях до этого. Однако там сведения были очень краткими. Сегодня же мы не только подробнее узнаем историю этого уникального сооружения, но и посмотрим, как оно выглядит.

Очень популярное изображение Кузнецкого моста от советского художника Карла Лопяло. Оно сделано на основе разных данных. Но, как мы узнаем позже, не совсем соответствует действительности. Отсюда: https://ru.wikipedia.org
Очень популярное изображение Кузнецкого моста от советского художника Карла Лопяло. Оно сделано на основе разных данных. Но, как мы узнаем позже, не совсем соответствует действительности. Отсюда: https://ru.wikipedia.org

Название моста историки объясняют просто. Рядом в 16-17 веках была Кузнецкая слобода. То есть поселение людей, которые занимались этим промыслом. Свою продукцию они поставляли Пушечному двору, который находился рядом. Изначально мост был деревянным. На сваях и с высокими поручнями. Исследователи пишут, что такую конструкцию можно назвать типовой для тех времён. Строили в тот период и каменные мосты. Но это было, скорее, исключением.

Пушечно-литейный двор на Неглинной, для которого трудились местные кузнецы. Картина А.М. Васнецова 1922 года. Отсюда: https://my.tretyakov.ru
Пушечно-литейный двор на Неглинной, для которого трудились местные кузнецы. Картина А.М. Васнецова 1922 года. Отсюда: https://my.tretyakov.ru

К середине 18 века в Москве уже было 26 каменных мостов. Одним из них являлся Кузнецкий. Конструкция состояла из одного пролёта. Какой зодчий создавал сооружение, неизвестно. Однако уже в начале 1750-х годов мост решили переделать. Он стал ветхим. Работу поручили довольно известному архитектору того периода, Дмитрию Ухтомскому. Он, например, являлся автором знаменитых Красных ворот, которые располагались на одноимённой площади. Снесли украшение в 1927 году для расширения проезжей части.

Три проекта

Изначально Ухтомский думал оставить старый мост, просто укрепить его конструкции. Также планировалось сделать более благоустроенную мостовую. Но позже зодчий посчитал это нецелесообразным. Вскоре после начала работ он создал проект нового моста. Белокаменное сооружение должно было иметь уже три пролёта и четыре мощных устоя. Въезды на мост Ухтомский хотел украсить парными декоративными вазами. По мнению зодчего, это бы сблизило внешний облик моста с архитектурой Москвы того времени.

Проект переустройства старого моста от архитектора Д. Ухтомского. Из книги Н.И. Фальковского "Москва в истории техники", 1950.
Проект переустройства старого моста от архитектора Д. Ухтомского. Из книги Н.И. Фальковского "Москва в истории техники", 1950.

Однако этот проект воплощать в жизнь тоже не стали. Утвердили только третий вариант Ухтомского. Его строительство зодчий вёл совместно со своим помощником Семёном Яковлевым. Считается, что для нового моста пришлось избавиться от некоторых старых зданий. Одно из них, известный кабак по-соседству, к тому моменту итак разваливался. Поэтому белый камень для моста использовали от него. Интересно, что на время строительства рядом сделали временный мост. Чтобы люди не испытывали неудобств. Уже во время работ Ухтомский выразил желание возвести у моста каменные лавки с галереей. Помещения архитектор предлагал сдавать, чтобы окупить строительство, а потом и содержание моста.

Есть разные версии, когда строительство моста закончили. В литературе можно встретить, как 1756-й, так и 1761-й годы. В итоге получилась достаточно массивная конструкция. Ширина моста составляла 16 метров. Длина, если учитывать все подъезды, практически доходила до 100. То есть мост начинался от Рождественки и заканчивался почти на Петровке. Высота пролётов сооружения над водой составляла 6,4 метра. Внешний облик моста также получился очень интересным и красивым.

Желания ни у кого нет

В конце 18 века высказывали предложения переделать реку Неглинную в канал. Рядом с Кузнецким мостом хотели обустроить пруд с водопадами и фонтанами. Спорили о том, как это реализовать настолько долго, что закончилось всё в конце 1810-х годов заключением Неглинной в подземный коллектор. Над ней проложили улицу. Верхние части конструкции Кузнецкого моста пришлось демонтировать. То, что осталось, просто засыпали землёй. Таким образом, мост скрылся с глаз москвичей.

Улица Кузнецкий мост в 1858 году. Вид от Петровки в сторону Неглинной. Тут хорошо заметны перепады рельефа. С сайта www.pastvu.com.
Улица Кузнецкий мост в 1858 году. Вид от Петровки в сторону Неглинной. Тут хорошо заметны перепады рельефа. С сайта www.pastvu.com.

Впервые на подземные конструкции наткнулись, когда в середине 1970-х перекладывали коллектор Неглинной. Река буквально замучила город частыми наводнениями во время дождей. Правда о том, что это мост, не догадались. Параллельно со строителями тогда работали археологи. Они нашли много всяких древностей. Поскольку никто не понял, что перед ними часть очень старого сооружения, рабочие сильно повредили конструкции, как писали потом в специальной литературе.

Прокладка нового коллектора реки Неглинной, 1976. С сайта www.pastvu.com. Снимок сделан дальше улицы Кузнецкий мост, ближе к Петровским линиям. Вид в сторону Рахмановского переулка.
Прокладка нового коллектора реки Неглинной, 1976. С сайта www.pastvu.com. Снимок сделан дальше улицы Кузнецкий мост, ближе к Петровским линиям. Вид в сторону Рахмановского переулка.

Летом 1986 года вдоль улицы Кузнецкий мост прокладывали теплотрассу. Внезапно, на глубине около 2 метров, рабочие наткнулись на длинную белокаменную стену. Раскопав участок получше, обнаружили и другие конструкции моста, а также части мостовой. Вообще-то перед началом работ по прокладке теплотрассы под такой древней улицей, проект должны были согласовать с органами охраны исторических памятников. Однако этого не сделали. Рабочие успели сильно повредить отделку моста. Только потом работы приостановили.

Проект пришлось менять. А с конструкциями старого моста приказали обращаться бережно. То, что рабочие уже повредили, требовалось восстановить. Учёные предлагали достопримечательность отреставрировать и "поднять" на поверхность. Но сначала особого желания чиновники к этому не проявили. А позже, в начале 2000-х, решили, что технически сделать это будет невозможно. Да и мост якобы помешает проезду автомобилей. В декабре 2012 года улица стала пешеходной. Однако разговоров о том, чтобы восстановить Кузнецкий мост, не ведут.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!